Первая половина зимы мне нравится тем, что лед уже достаточно окреп, чтобы можно было добраться до любой точки водоема, но не очень толстый, и можно без особых усилий делать много лунок в поисках окуня. Лед уже не прозрачный. Либо снегом засыпан, либо успел изрядно помутнеть после дневных оттепелей и ночных поземок. Мелких окуней все уже наловились, как говорится, оскомину сбили. А как насчет ловли крупных окуней? Ведь он пока еще по-прежнему активный!
Крупными окунями я считаю всех полосатых, которые переросли отметку в 350 г. Может быть, кто-то усмехнется и назовет крупным окунем горбача под килограмм весом. Ну да, конечно, с этим трудно поспорить. Только вот окуни до 350 г мне попадаются довольно часто еще по первому льду в пойменных озерах. А горбачи от 400 г и тяжелее - попадаются значительно реже. Скажу больше, начиная с 400 г и поведение окуня больше похоже на поведение пресловутого килограммового. Поимка окуня по весу близкого к полкило – отличная заявка на успех. Значит, где-то рядом может плавать и его старший брат, которому можно дать только одно название – трофейный.
Я не могу похвастать тем, что довольно часто ловлю крупного окуня, но я довольно часто посвящаю им свое драгоценное рыбацкое время. Только вот рыбалки, когда собираюсь принципиально посвятить весь день поиску крупного окуня – довольно редки в моей практике. Это не потому, что мне не нравится его ловить. Просто не всегда созревают все условия для полноценной охоты на матерых окуней. Кроме того, среди рыболовов очень мало истинных ценителей этой непростой ловли. Я считаю, что поиск трофейного окуня – это удел рыболовов-одиночек. Толпой единомышленников можно быстро найти крупного окуня, но это ненадолго. Один же рыболов, знающий толк в поиске и представляющий себе поведение старшего поколения полосатых бестий – имеет больше шансов уйти со льда с трофеем, и не одним.
Что предложить пузатому?
Окуневые приманки перечислять можно довольно долго. Это и обыкновенные мормышки с мотылем или опарышем, это и балансиры, и зимние блесны. Это весь арсенал безнасадочных приманок, от мормышки до ведьмы. Это и балда, и ваучер, и каркалыга, если угодно. А также это всевозможные ухищрения в сложных оснастках.
Я в последнее время хожу на крупного окуня с чертиком, козой либо мормышкой. Из трех перечисленных безмотыльных приманок я бы отдал предпочтение козе. На черта тоже хорошо ловится окунь, но видимо мои субъективные видения безмотыльной ловли сдвигают мои предпочтения в сторону козы. Мне интуитивно кажется, что коза больше должна напоминать рыбе личинку стрекозы. Однако у коз, что есть в моем арсенале, достаточно мелкие крючки. Не могу пока найти коз с крючками № 5, например (по российской классификации). По этой причине частенько использую чертей, на которых стоят более крупные крючки. Мормышки я чаще использую по последнему льду. Но все эти мои предпочтения – всего лишь домыслы, сформированные чередой проб, неудач и побед. Например, не сорвись у меня крупный окунь с мелкой мормышки в середине зимы – может, я так и ловил бы на мормышку весь сезон и считал ее лучшей приманкой. Разумеется, главное – это верить в свою приманку и уметь ею играть так, чтобы вывести из себя полосатого ленивца, заставить попробовать на зубок вашу приманку. Однако я считаю, что самое важное в ловле крупного окуня – это вдумчивый поиск.
Коли нашел – изволь побороться за трофей!
Крупный окунь, как показывает моя практика ловли зимой, это прежде всего большие просторы. Пока Волга, Ахтуба и Дон еще как следует не замерзли, такими просторами становятся водохранилища: Цимлянское, Волгоградское, Карповское, Варваровское, Береславское. Закономерен вопрос любого начинающего рыболова – где на таких просторах искать трофейного окуня? На глубине? На крутых свалах? Может быть, на мели около стены тростника? А вот и нет. В перечисленных местах крупный окунь, конечно, появляется, но чаще всего по открытой воде, когда мы ловим его на джиг или отводной поводок. Зимой крупный окунь (по крайней мере у меня) чаще всего попадался на обширных плесах. При этом не так важна глубина. Это может быть плато с глубиной 4 или 5 м, а может быть и полив с полутораметровой глубиной.
Еще очень желательно, чтобы на этом поливе или плесе присутствовали водоросли. Если я вижу старые лунки, возле которых валяются таковые – значит, уже можно пробовать бурить. Главное – найти границу водорослей и чистого дна. При этом водоросли должны быть не очень густыми и не очень редкими. В густой траве будет больше мелкого окуня, а трофейный все же предпочтет свободу действий. Я бы назвал такие места широкими лабиринтами среди водорослей. Широта лабиринта – это прерогатива крупных окуней, а зеленые стены лабиринта скрывают действия рыболова. То есть пройдя метров 10 и пробурив лунку, можно очутиться в другом коридоре лабиринта и привлечь внимание группы окуней, курирующих это место.
Второе характерное место, где чаще всего пасется трофейный окунь – это плоский пятак между двумя ямами. Часто рыболовы недоумевают, почему крупный окунь облюбовал абсолютно бестолковый, с точки зрения рыболова, участок водоема. На самом деле, если посмотреть на старую карту, составленную до затопления водохранилища, и отметить на ней точки поимки крупных окуней, то вырисовывается интересная картина. Чаще всего окунь обнаруживает себя на поливе между двух русловых излучин петляющей речушки. При этом на самих свалах и на глубинах ловится чаще мелкий окунь, а на широком поливе гуляет крупный. Такую картину я наблюдаю как на Береславском водохранилище, где окуни от 500 г до кило ловятся между извилинами речки Червленая, так и на Карповском водохранилище в Грачевой балке. Как оказалось, это место как раз и замечательно тем, что здесь сильно петляющая Карповка аж три раза змейкой пересекает широкое поле.
Пожалуй, осталось сказать пару слов об игре безмотыльной приманкой. Какую игру любит крупный окунь? Странно, но за всю свою практику я так и не смог вычислить каких-либо предпочтений «горбатого». Это и беспрестанные колебания с мелким подъемом, и медленный подъем совершенно без колебаний. Это и паузы в верхней точке подъема приманки, и неторопливые постукивания чертом или козой по дну. Мне думается, что на крупного окуня скорее всего положительно влияет большой диапазон горизонтов ловли. Ни в коем случае нельзя лениться, а нужно облавливать все горизонты, от самого льда до дна.
Совсем недавно на Береславском водохранилище мы обнаружили крупного окуня в 2-х метрах от дна при 4-метровой фоновой глубине плеса. Случилось это уже за час от нашего отъезда. До этого момента я пытался облавливать средний горизонт и даже пару раз вставал и вытягивал руку вверх, но, видимо, этого оказалось недостаточно. Окунь почему-то не хотел «ниспускаться» до моей приманки. И только заверив друзей, что бурю пять лунок, проверяю их, и мы уезжаем – я начал по метру отпускать леску и три раза делать проводку. Вот тут-то окунь себя и обнаружил. В этих самых пяти лунках я выловил 4 отличных полукилограммовых окуней и поимел два солидных схода, граничащих с обрывом монофильной лески 0,13 мм.
Комментарии (0)