Пескарь на речке

Изображение Пескарь на речке
Изображение Пескарь на речке

Когда идти по глубокому снегу на большом водоеме нет никакого желания, а хочется посидеть в тихом месте, я направляюсь на небольшую лесную речку. Цель — пескарь на сковородку.
Не хочу называть конкретные реки и места, дабы оградить их от заготовителей живца.

Поведение рыбы на реке носит сезонный характер, то есть пескарь, особенно крупный, мигрирует. Как оказалось, он гуляет по реке в течение всей зимы. После становления льда, но до того момента, пока его не укроет слой снега, рыба стоит в местах, которые заняла еще поздней осенью. Обычно это большие ямы, но не самые глубокие места в них. Много пескаря стоит в местах со средним для данной реки течением, то есть в стороне от стрежня. Скопления могут быть в относительно мелководных местах с камнями на дне. То есть точки разнообразные и их нужно искать. Хорошо то, что если на реке нет плотин с регулируемым сливом, то места стоянок из года в год не меняются. Приблизительно до января мест стоянок много, а рыба попадается штучно во время очень активного поиска. Ближе к середине зимы пескарь концентрируется на самых глубоких участках реки, в местах поворота русла и расширения поймы. Здесь он стоит плотными стаями, совсем рядом со стрежнем течения. Основная сложность заключается в том, чтобы нащупать ту струю, на которой стоит рыба.

Я делаю сначала несколько лунок поперек реки. Нахожу стрежень течения и от него в обе стороны делаю лунки через 30-100 см. После того как пескарь обнаружен, следующие лунки располагаются по ходу рабочей струи. Обычно достаточно обнаружить две-три лунки, в которых есть пескарь, и можно ловить в течение месяца. Должен здесь заметить, что, как правило, в соседних струях по соседству активно клюет мелочь в виде плотвы, уклейки, подлещика или густеры. На струе, в которой стоит крупный пескарь, случайным образом попадаются только плотва и белоглазка.

Использовать прикормку в большинстве случаев нет никакой необходимости. Более того, прикормив лунки, рыболов лишает себя мобильности и обрекает на ожидание везения. Если прикормка помещена на дне не правильно, то есть не в том месте, то пескаря она не привлечет. Прикормка, помещенная буквально под нос рыбе, сконцентрирует ее и активизирует. Я поступаю следующим образом. Наполняю маленькую тяжелую кормушку мотылем и опускаю ее на дно в лунку выше по течению. Насколько выше, зависит от глубины и силы течения. Если течение ровное, а глубина не превышает полутора метров, то кормушку опускаю в рабочую лунку, поскольку оснастку течением будет сносить заведомо больше, чем кормушку. Случаются запутывания лески оснастки за леску кормушки, но не так часто, как это может показаться. Помещать в лунку кормушку имеет смысл только в том случае, если уже поймано несколько рыб и клев прекратился. Во всех других случаях эффект от прикармливания не будет отрицательным.

С успехом используются разные варианты оснастки, что во многом определяется качеством снасти и силой течения.
Во-первых, это мормышка. Если мормышка на самой тонкой леске не очень сносится течением, то эффективность максимальная. Мормышка должна хорошо простукивать дно. Если для этого нужна очень тяжелая, а значит, объемная мормышка, то лучше использовать крючок с грузилом. Грузило располагается на леске примерно в пяти сантиметрах выше крючка. Если потребуется грузило весом больше 0,5 г, то используется скользящая оливка. Более чувствительной получается оснастка с тяжелым грузилом, которое расположено на коротком поводке. В любом случае в качестве сигнализатора поклевок советую использовать сторожок, причем достаточно длинный. Длинный сторожок «отыгрывает» в моменты смены силы и направления потока.

Как показывает практика, использовать больше двух удочек нет смысла, поскольку уследить, а тем более вовремя среагировать за поклевками на трех удочках не удается. Дело в том, что снасти располагаются в лунках, отстоящих друг от друга примерно на метр, и рыболов переходит от удочки к удочке по мере клева в одной из них. Я при переходе к другой лунке поднимаю оснастку над дном, как при ловле подлещика, и не отвлекаюсь. Клев периодический, то есть после поимки нескольких рыб не имеет смысла высиживать. Пескарь, если он сегодня клюет, хватает приманку сразу, как только ее обнаруживает.

Совсем другая ловля на той же реке, но в запруде выше плотины. Трудность поиска обусловлена тем, что эта рыба мало мигрирует и даже на прикормку в виде мотыля реагирует, только если она оказывается в непосредственной близости.

Искать зимние стоянки пескаря имеет смысл недалеко от тех мест, где он держится летом. Это верховья с течением и зона около подпорной плотины. Если глубина летней стоянки превышает метра два, то почти наверняка пескарь здесь будет и зимой.

Можно обнаружить стоянку на пологом столе между двумя бровками, причем ширина этого стола может быть не больше метра. Это скорее ступенька, а не стол. Если дно идет уступами, то пескарь может держаться как на самой глубокой, так и на центральной ступеньке, и очень редко на той, что ближе к берегу. Здесь рыба тоже встречается, но не среди зимы.

Ловля начинается с того, что готовятся не менее семи-восьми лунок, которые я сверлю через полтора метра. Интересно то, что в «старых» лунках поклевок может и не быть. Рыба все-таки мигрирует, но придерживаясь одной глубины и в пределах десятка метров. Такое впечатление, что пескарь в течение всей зимы методично обходит одни и те же владения. На клев в той или иной лунке может повлиять погода. В солнечную погоду пескарь жмется к более мелким точкам. Примечательно то, что клев в солнечную погоду более стабильный и продолжительный. Возможно, с освещенностью связано и то, что пик клева обычно приходится на десять-одиннадцать утра и на два-три часа дня. В солнечные дни вечернего клева может и не быть совсем, но зато утренний очень активный.
Подготовленные лунки я прикармливаю щепотками мелкого мотыля. Прикармливаю просто в лунку, но если глубина большая или стоит мороз, то кормлю кормушкой, но открываю ее обязательно на метр выше дна. Техника создания падающей прикормки основана на том, что пескарь клюет совсем не так, как это принято считать.

В стоячей воде эта рыба, особенно крупная, реагирует на прикормку и приманку так же, как окунь. Первые поклевки происходят со дна и почти сразу же, как только приманка его достигает. Следующие поклевки происходят на игру, причем на высоте до полуметра. Очень часто случается так, что при опускании приманки на дно и постукивании первыми на крючке оказываются несколько окуней, а на следующих проводках берет пескарь. После поимки пары пескарей клев стихает и возобновляется примерно минут через десять. В это время имеет смысл проверить пару соседних лунок. В течение дня срабатывают все лунки, хотя очень неравномерно. Снасть для такой ловли пескаря ничем не отличается от мормышечной снасти для ловли осторожного мелкого окуня или плотвы.
Бывает так, что вместо пескаря начинают активно клевать окунь и плотва. Если всыпать в лунку полкормушки, то окунь здесь встанет, и поклевки пескарей будут случайными. Не менее внимательно следует отнестись к докармливанию лунки. Если окуня нет, то докармливать имеет смысл ближе к послеобеденному пику клева. Если окуня много и он активный, то я не докармливаю и перестаю прикармливать новые лунки. Пескарь выбивается количеством лунок. Высиживать нет никакого смысла.

Нужно сказать, что в некоторых реках пескарь предпочитает опарыша, а не мотыля.

В целом ловля по своей тактике и технике игры весьма специфическая и на каждом водоеме имеет свои особенности, учет которых становится решающим фактором в успехе. Если подобрана правильная тактика под водоем, то успех будет. В противном случае, на «правильном» месте вы будете ловить окуня или плотву, но не пескаря. Возможно, именно с этим связан тот факт, что специально крупных пескарей зимой ловят единицы.

В заключение хотелось бы пожелать рыболовам отпускать мелких пескарей, если, конечно, не нужен живец. Впрочем, пескарь любого размера очень хорош для ухи.