Когда клюёт в полводы?

Изображение Когда клюёт в полводы?
Изображение Когда клюёт в полводы?

На исходе зимнего сезона часто приходится наблюдать странную ситуацию, когда в дружной команде рыболовов, плотно сидящих на льду, успешно ловят рыбу лишь некоторые, остальные же только завистливо поглядывают, когда из лунки появляется очередной солидный трофей. И не помогает неудачникам ни частое сверление лунок, ни предельное приближение к тем, у кого клюет хорошо...

Когда рыбалка складывается подобным непривычным образом, не следует излишне суетиться и терять драгоценное время, пытаясь решить проблему подбором снасти, приманки или техники игры. Также не стоит нарушать и рыбацкую этику, как говорится, «обрубая» рыболовов, у которых дело ладится, и мешая им ловить. Лучше внимательно осмотреться и проанализировать некоторые явные моменты происходящего.

Для начала надо хотя бы подсчитать, сколько перехватов лески руками делает каждый раз удачливый рыболов при извлечении из лунки очередного трофея, после чего примерно соотнести полученный результат с реальной глубиной до дна в месте ловли. Итог такого простейшего исследования может оказаться более чем неожиданным: скорее всего, получится, что рыба клюет, например, в 2-4 метрах подо льдом, тогда как толща воды до дна в несколько раз больше.

Поняв насчет уровня, на котором стоит активная рыба, следует продолжить подмечать прочие тонкости, нюансы в работе тех, у кого клюет — на какую приманку ловят, как ее подают, какую технику владения снастью применяют. Этот способ рыбалки среди рыболовов называется ловлей в полводы — он чаще всего практикуется на водоемах без течения, но иногда применяется и на реках, к примеру, в случае с уклейкой, голавлем, ельцом или в период весеннего хода на нерест еще подо льдом косяков чехони, воблы, тарани.

Так почему же и когда возникают подобные ситуации, что вполне «донная» рыба вдруг массово поднимается в верхние горизонты водоема и при этом активно питается и клюет? Как правило, в отсутствие ветрового волнения подо льдом и циркуляции воды в различных по типу водоемах без течения (пруды, озера, водохранилища, карьеры, речные заливы, затоны и старицы) часто случается расслоение водной толщи на уровни с разными температурой и содержанием растворенного кислорода.

Это может быть в свою очередь обусловлено и сложившейся гидрологией конкретного водоема, и характером текущего зимнего сезона, и наступлением длительной оттепели, дающей много свежей воды под лед, где она, в соответствии с ее удельным весом, зависящем от температуры и насыщенности газом, скапливается на каком-то горизонте. Мелкие водные организмы, а также питающиеся ими мальки, то есть главный корм рыбы зимой во многих водоемах, поднимаются в благоприятный для обитания слой воды, за ними следует и кормящаяся рыба.

Кроме корма, привлекает рыбу и талая вода, подобная кислородному коктейлю. Но ошибочно думать, что рыба прямо в эту воду и заходит — без определенной адаптации к резкой смене условий обитания она даже может погибнуть. Поэтому рыба чаще всего занимает узкие пограничные слои, или зоны смешивания, что достаточно четко демонстрирует портативный эхолот, фиксируя положение рыбы в виде тонкой, нерассеянной черты — при этом обычно найденный в одном месте горизонт стояния рыбы сегодня одинаков для всего водоема, но через какое-то время он может подняться или опуститься.

К вертикальным миграциям из пресноводных рыб наиболее подвержены плотва, окунь, подлещик, синец, густера; есть и такие, которые вообще привержены к пелагическому образу жизни — это красноперка, чехонь, уклейка, жерех, отчасти голавль, многие сиговые рыбы. Вот их-то в основном и ловят зимой рыболовы, «прощупывая» всю толщу воды подо льдом или мормышкой, или блесной, или разбирая показания эхолота, учитывая при этом, что каждой рыбе присущ свой характер поведения, поэтому для намеченного объекта ловли приходится подбирать эффективную на данный момент игру приманки, ее размер, форму и цвет.

Чтобы не ловить мелочь, многие рыболовы в полводы используют мормышку без какой-либо наживки на крючке, за исключением, может быть, малька. Вероятно, у крупной рыбы вырабатывается рефлекс, что, например, привычный на дне водоема мотыль зимой в толще воды находиться не может, поэтому на него прежде всего будет нападать не имеющая «жизненного опыта» мелочь. А вот, к примеру, подходящие по размеру «уралка» или «чертик», удачно имитирующие своей игрой какой-нибудь водный организм, вполне могут побудить солидную рыбу на хватку. При этом чаще всего наблюдается, что «крупняк» отдает предпочтение «чертику», у которого на крючках нет вообще ничего: ни бисера, ни разноцветных отрезков изоляции от проводов — видимо, вся эта мишура в значительной степени нарушает «естественный» вид имитации и не лучшим образом влияет на ее игру.

Отмечается, что крупная рыба в толще воды обычно лучше клюет, если не усердствовать в скоростной проводке и высокочастотной «тряске» «чертика» — самой эффективной техникой оказалась медленная, без ускорения, «потяжка» приманки вверх с короткой паузой в верхней точке подъема. Видимо, так наиболее удачно копируются «всплывающие» движения разной мелкой живности, которую рыба в темноте подо льдом как раз и обнаруживает по излучаемым ею колебаниям в водную среду во время перемещения. Поклевка при выполнении «потяжки» обычно не отличается какой-то оригинальностью даже у разной рыбы — обычно это или внятный «тычок» сигнального кончика кивка вниз, или остановка его движения вверх. Подсечка должна быть быстрой, но короткой, лишь кистью руки, чтобы не оборвать леску, учитывая возможный размер трофея.

Когда «потяжка» перестает срабатывать, это значит, что уловистая лунка «устала», то есть рыба под ней насторожилась после нескольких поимок. В этом случае лунку нужно на какое-то время оставить, дать ей «отдохнуть», но можно и вновь расшевелить рыбу под ней, если сделать подряд несколько обычных скоростных проводок с игрой, а затем выполнить «потяжку».