Мутные реки — кисельные берега

Изображение Мутные реки — кисельные берега
Изображение Мутные реки — кисельные берега

После схода льда по рекам первое время течет относительно чистая и холодная вода. Но затем с наступлением настоящего тепла приходит пора мутного половодья, что вызвано прогревом и оттаиванием земли с отходом грунтовых вод, насыщенных различными взвесями.

В реки и прочие водоемы поступают, конечно, не те грунтовые воды, которые постоянно циркулируют в подземных речках и ручьях, прорываясь на поверхность в виде ключей и родников и питая наши водоемы. А высвобождается та влага, что накопилась в предзимье в грунте в результате затяжных осенних дождей, не успела сойти в природные резервуары различного типа и замерзла.

Понятно, что когда такая грязная вода хлынет в течение короткого времени в водоемы, превращая их в «мутные реки, кисельные берега», тогда рыбалка становится очень проблематичной, а то кажется и вовсе бесполезной. Так что ловить в воде цвета густого кофе представляется невозможным не только на реках, но даже на водоемах с малой или вообще с нулевой проточностью, причем на разных их участках.

Но надо понимать, что рыбье население многих водоемов, а также всякая мелкая кормовая живность ежегодно и благополучно переживают нашествие мутной воды. В это время рыба даже более активно перемещается по акватории, чем в период поступления первой ледяной воды, причем она явно не упускает возможности подкормиться и восполнить растраченные силы.

А еще все это происходит накануне нереста, поэтому рыба неизбежно должна двигаться к определенным участкам предстоящего икромета, где уже в пору мутной воды возникает ее повышенная концентрация, что позволяет надеяться на успешную рыбалку в таких местах. Требуется лишь научиться вычислять зоны сосредоточения той или иной рыбы, верно выбирать снасть, технику и дистанцию ловли, а также быстро определяться с наиболее эффективной наживкой или насадкой. К тому же, любой из этих моментов предстоящей рыбалки в значительной мере определяется и объектом ловли, и типом водоема, и характером текущей погоды, а также силой и фазой половодья, ранним или поздним его началом.

Особенно непросто складывается рыбалка по очень высокой и мутной воде на больших реках, которые разливаются широко, выходя на обширную пойму. Однако в короткий период выхода весенней воды на пойменные низины здесь случается успешно ловить, если удается найти места естественного сосредоточения различной рыбы. Как правило, на стадии подъема воды рыба вынужденно уходит из бурного потока, где ее жабры забивает грязь и где у нее практически нет возможности добыть какой-либо корм.

На пойме же, где и глубина невелика, и сила потока совсем слабая или течения нет вовсе, вода отстаивается и даже немного прогревается. Что касается корма, то его тут в избытке — это и черви, выходящие из затопленного грунта, и всевозможные насекомые и личинки, оставшиеся зимовать в густой прошлогодней растительности, также много здесь и семян растений. И обычно в подобных местах рыба жадно хватает любого подброшенного на крючке червя и совершенно не реагирует, к примеру, на мотыля, который будет уместен, когда река войдет в берега.

Но все же не везде на пойме имеет смысл на пике половодья располагаться с удочкой — и здесь у рыбы есть явные «тропинки», по которым она выходит на разлив, а затем быстро скатывается с началом падения весеннего уровня. Чаще всего зонами весеннего притяжения рыбы служат береговые овраги, устья малых речек и ручьев, сильно пониженные участки берега, где затопляющая их вода образует как бы временные заливы и затоны с несколько большей глубиной, чем на всей остальной акватории затопления. Кстати, эти низинные участки речной поймы и летом часто более насыщены влагой, а потому гораздо обильнее зарастают, чем окрестности, к тому же их, как правило, не распахивают, потому тут и корма остается больше.

К рыбалке среди затопленной растительности есть разные подходы. Оригинальный выход состоит в том, что живущие у реки рыболовы, хорошо знающие местность и обычный режим половодья, еще осенью расчищают для себя «пятачки» в разных местах поймы, где они будут ловить по мере подъема или отхода воды. Другие поступают иначе — они надевают забродный костюм, вооружаются граблями и непосредственно перед рыбалкой в нужном месте выдирают растительность. Рыбу, кажется, это даже привлекает и она через некоторое время появляется в зоне ловли.

Возможно успешно ловить среди растительности, не производя никаких предварительных работ: достаточно найти небольшое окошко или узкий проход в зарослях и держать там оснастку на месте, дабы избавить себя от хлопот с зацепами. Также надо держать в голове места, где при нормальном уровне были хорошо вытоптанные тропинки, проселочные дороги или песчаные пляжи. А если место ловли заранее не подготовлено, то совсем не обязательно опускать крючок с наживкой на поплавочной снасти на самое дно, где зацепы неизбежны, да и приманка часто остается незаметной для рыбы, провалившись в густую полегшую растительность. Вполне допустимо держать насадку непосредственно над зарослями, при этом спуск может быть совсем небольшим — рыба тут также ходит выше, не зарываясь в дебри, и привлекательное угощение непременно заметит. Однако от зацепов полностью все равно избавиться не удастся, хотя бы при вываживании очередного трофея. И эту сильно досаждающую проблему в значительной мере легко решить устройством поплавочной оснастки. Во-первых, ее надо по длине сделать намного короче удилища — так снастью легче управлять, не допуская ее бесконтрольного смещения в «плохие» зоны под действием ветра или в результате дрейфа по течению. Во-вторых, ставится заведомо очень толстая, прочная леска без поводка, а крючок, наоборот, используется тонкий, разгибающийся при значительных нагрузках, но надежно удерживающий даже крупную рыбу при ее «выдирании» из зарослей.

Столь грубая оснастка, еще упрощенная достаточно грузоподъемным поплавком и единственным грузилом на леске, никак не скажется на результатах рыбалки в мутной воде. Тут леска теряется среди множества стеблей, зато это позволит уверенно противостоять достойному трофею, потому что могут клюнуть и могучий язь, и широкотелый лещ, и быстрый голавль, не говоря уж о плотве и карасе весом под килограмм.