Поздней осенью кажется, что все водоемы какие-то одинаковые. Сиротливые, почти голые деревья, пожухлая трава, низкая облачность, утренние заморозки… Однако в воде жизнь не останавливается.
В донских корягах
Мрачные прогнозы по поводу бурой воды на Дону не оправдались. Она вроде как начинала темнеть, но вдруг перестала. Опять стала прозрачной, чем рыболовы и воспользовались. Кто-то ринулся в верховья Цимлянского водохранилища, куда судак в ноябре скатывается из рек в больших количествах; кто-то ловил его в реке с лодки. Когда-то давно я строил планы проехать по правому берегу Дона от переправы в станице Трехостровская до места напротив хутора Вертячий.
Компаньона для этой авантюры долго искать не пришлось, и вот мы оставили машину перед высохшим озером, взяли рыболовный скарб, еду, надели сапоги, миновали высохшее озеро, лесок, камыш и прибрежный бурелом, чтобы очутиться на том самом месте, за островом, напротив туристических баз в Вертячем. Из тропинок на условном полуострове – только звериные. По ним, собственно, мы и проламывались через стены камыша. На берегу ну просто очаровательный коряжник! Гладкие стволы уходят в воду, ниже которых течение формирует заструги и обратки. Что еще судаку надо? Однако течение не давало возможности ловить на «чебурашки» и «пули» 25-30 г. Игорь быстренько перестроился на ловлю жереха и вот уже второго отпускает на волю. Сажать рыбу на кукан и мучить ее до вечера почему-то не хотелось в этот солнечный день, да и жерех был отнюдь не крупным. Игорь говорит, что были удары, по его ощущениям, солидных рыбин, но на крючки засекались только мелкие жерешата.
В тот раз мы не могли похвастаться хорошим уловом, правда, и не ставили перед собой такой цели. Лично я мечтал когда-то половить в этом месте именно с берега и мечту осуществил. Я прошел весь берег, мимо которого столько раз проплывал с кем-нибудь на лодке. Но чуда не случилось. Если сравнить уровень воды хотя бы три года назад и нынешний – сразу все становится понятно. Слишком мелко в той канавке, где судак ловился несколько лет назад. Одна щучка, два судачка и штук шесть жерешат – все были отпущены назад. Не за ними я приезжал, основательно подготовившись к ловле в глухом коряжнике.
Оплывая волжский остров
Как это часто бывает, место, где недавно был пойман трофей, манит к себе еще и еще. Язи на воблер и увесистые щучки в прилове, откровенно сказать, поднадоели. Я с одной стороны наслаждался последними деньками бабьего лета, а с другой стороны, ждал, когда уже похолодает, чтобы с головой нырнуть в омут «уремного джига». Все лето я отвлекался то на жереха, то на язя, то на голавля… Но вот настал день, когда я взял с собой на Волгу только джиговую палку, солидную горсть тяжелых пуль и чебурашек и любимые поролонки-незацепляйки.
Поиск рыбы сам по себе был незатейлив. Оплывая большой остров Скрынников (что находится между Каменным Яром и Ступино), искали удобные места для того, чтобы привязаться к нависшим над водой или торчащим из нее деревьям и пробовать ловить на джиг. Разумеется, для этого нужны незацепляющиеся приманки. Зная, что щуки здесь просто «валом», я предварительно смонтировал тяжелые пули на гитарной струне № 2. К такой «живучей» конструкции я цеплял поролоновую рыбку, у которой крючки хорошо прижаты к поролону. Конечно, на такую приманку бывают и холостые поклевки, однако ж я на рыбалку езжу не только за рыбой, но и вот за такими дерзкими поклевками! Ну, а уж если хищник успеет сомкнуть челюсти, то и я с подсечкой не опоздаю. Груза-пули у меня были двух весов, 25 и 30 г. В условиях ослабленного течения мне едва хватало 30-граммовой пули. Я то и дело подолгу ожидал падения приманки на дно. Иногда просто не дожидался. Получалось, что течение выдавливало приманку на основную струю, и она вовсе не тонула. Но чаще всего я забрасывал в сторону берега, то есть в самые что ни на есть коряги.
Тяжелые пули достать непросто. Мало кто их производит в промышленных масштабах. Я нашел простой выход из положения. Обычно я использую пули весом 25-30 г для ловли на Дону в закоряженных местах. На Волге этих весов уже не хватает. Я надеваю пулю прямо на плетенку выше «чебурашки» с поролонкой. Получается эдакая составная приманка, которая вполне терпимо живет в корягах. Если встреча с щукой – неизбежность, то монтирую пулю на струне, к которой, опять же, креплю то, что мне нужно (чебурашку с поролонкой или офсетник с резиной). При этом я легко добиваюсь нужного веса. Ведь унцовая чебурашка плюс пуля – это уже 56 г! Правда, не надо забывать, то такая конструкция парусит на течении, соответственно тонуть будет дольше.
Переваливая свою незацепляйку через очередной ствол деревца или ветку, ожидал поклевку. Вот в такие моменты, когда вслушиваешься в бланк спиннинга, силясь понять, повисла приманка на очередном препятствии или продолжает сближение с дном, и случаются дерзкие поклевки. Спиннинг резко дергается, отдавая в руку как будто ударом тока, и тут же сгибается почти до самой воды. Борьба с судаком идет накоротке. Нужно непременно не пустить его в коряги. Необходимо удержать его там, где он посмел напасть на приманку, и попытаться, пока он не очухался, вывести «на чистую воду».
В тот день крупных судаков мне не попалось. Максимум на полтора килограмма. Но борьба с таким, уже темным, красавцем в коряжнике – это надолго запоминающаяся рыбалка.
Комментарии (0)