Вот и наступила пора, когда рыба идет на нерест с юга на север Каспийского моря. В соответствии с этим законом природы на промысел выходят браконьеры. Поэтому одним из наиболее важных направлений в защите национальных интересов страны и сохранения биоразнообразия Каспия являются охрана водных биологических ресурсов и государственный контроль в этой сфере. Браконьерство, расхищение природных богатств России наносят значительный ущерб экосистеме Каспийского моря и экономике государства.
Для того чтобы как-то сократить этот ущерб, ежегодно по решению Совета командующих пограничных войск СНГ в акваториях и на побережье Каспийского моря проводятся специальные мероприятия по пресечению браконьерской деятельности и охране водных биологических ресурсов. Дважды в год в проведении совместных оперативно-профилактических мероприятий участвуют силы и средства Пограничных управлений по республикам Дагестану, Калмыкии и Астраханской области. Территориальные органы ФСБ РФ, МВД РФ, Западно-Каспийское территориальное управление Росрыболовства, а также силы и средства Государственной пограничной службы Азербайджанской Республики и Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
На участке ответственности ПУ ФСБ России по РД несут службу пограничные сторожевые корабли и катера. На основании поставленных задач по проведению совместных оперативно-профилактических мероприятий личный состав прошел подготовку к выходу в море. Экипажами были сданы курсовые задачи и подтверждена готовность к решению оперативно-служебных задач как в сложных гидрометеорологических условиях, так и в любых других условиях складывающейся обстановки.
И вот наступил день, когда от теории пограничники перешли к практике. На 3 апреля был намечен выход кораблей и катеров на охрану и защиту государственной границы РФ. На пирсе стройная шеренга офицеров. Заместитель начальника береговой охраны ПУ ФСБ России по РД, капитан первого ранга Олег Чулков ставит перед ними боевые задачи, среди которых одна из главных, – охрана водных биоресурсов Каспийского моря. Звучит команда, и моряки расходятся по своим кораблям.
Журналистам предоставляется возможность понаблюдать, как происходят подготовка и выход в море кораблей отряда. Первым должен выйти ПСКР «Ставрополь». После получения боевого приказа его командир, капитан третьего ранга Денис Меленков уже перед экипажем своего корабля оглашает полученную задачу. Проходит немного времени, благодаря четким и слаженным действиям команды, под звуки марша «Прощание славянки» ПСКР «Ставрополь» выходит в море. Вслед за ним через 20 минут очередь ПСКР «Сочи» и через такое же время - ПСКР «Ноябрьск». Они выходят медленно, как-то степенно, а следом буквально вылетели, как пули, три пограничных катера.
Но вот и для журналистов подали катер, грузимся на него. На катере команда небольшая, поэтому нам приходится рассредоточиться по обоим бортам, чтобы соблюдалось равновесие. По акватории порта идем медленно, а когда выходим за ее пределы, скорость начинает возрастать. Здесь пограничники решают две задачи. Во-первых, надо догнать вышедшие раньше корабли, а с другой стороны -продемонстрировать технические возможности катера. Конечно, скорость 50 узлов (почти 100 км/час) в час это что-то! Одно дело, когда с такой скоростью едешь в машине, а другое - эти же километры ощущаешь собственным телом. Каждый из нас вцепился в какую-то деталь катера, чтобы не сдуло в море. Прошли буквально минуты, и мы догоняем ПСКР «Ставрополь» и поднимаемся на его борт. После знакомства с кораблем просим рассказать его командира, капитана третьего ранга Дениса Меленкова о задачах, поставленных перед экипажем.
- Основная задача, поставленная перед экипажем нашего корабля – говорит он, - это не допустить выхода в море браконьерских групп, чтобы рыба нормально прошла на нерест. Наши корабли будут патрулировать в море, начиная от южной границы с Азербайджаном и кончая северной частью Каспийского моря. Если говорить о сроках нахождения в море, то это бывает по-разному и зависит от ситуации обычно от недели и до месяца. В зависимости от размера корабля у них и разные задачи. Если катера более маневренные, скоростные, то их задачи догонять браконьерские байды. Зато мы можем выдерживать более тяжелые погодные условия, дольше находиться в море и обязаны проверять промысловые суда и если нужно, то задерживать.
Беседу продолжаем в кают-компании, куда нас пригласил командир корабля. Попив чайку, без которого хозяева нас не хотели отпускать, перебираемся на свой катер и, пожелав команде ПСКР «Ставрополь» успехов, идем в порт. По пути просим сопровождавшего журналистов капитана первого ранга Олега Чулкова подвести итоги сегодняшнего выхода в море.
- По распоряжению Совета командующих пограничных войск СНГ ежегодно в два этапа: первый (апрель-май) и второй (сентябрь-октябрь), наши пограничные корабли и катера выходят на охрану биологических ресурсов и для борьбы с браконьерством. У каждого корабля есть свой район, где он осуществляет патрулирование. В основном это северный Каспий, и если привязывать к берегу, то это Кизлярский и Тарумовский районы.
Журналистов интересовали также итоги деятельности морских пограничников за прошлый год. Как сообщил О.Чулков, в результате проведенных совместных оперативно-профилактических мероприятий задержаны: 51 нарушитель пограничного режима и 40 маломерных плавсредств; вытралено 100 километров браконьерских сетей; уничтожено 7 браконьерских баз-стоянок; изъято около двух тонн водных биологических ресурсов и выпущено в естественную среду обитания более двух тысяч рыб различных пород. Экономический эффект применения сил и средств Пограничного управления составил около 52 млн рублей. В общем итоги впечатляют. Впрочем, как и показанная морскими пограничниками техника, от которой не уйти никакому нарушителю.
Источник:
Комментарии (0)