В ходе минувшего мероприятия, его участникам пришлось несколько отойти от привычного сценария, поскольку российская сторона внесла в протокол проблемный вопрос, касающийся деятельности японских промысловых судов в центральной части Охотского моря.
С японской стороны помимо представителей Департамента рыболовства участие в обсуждении приняли представители рыбного бизнеса. Последних волновал вопрос российского запрета добычи лососей дрифтерными сетями. Для японской стороны это было в 16-м году настоящим ударом.
Нерка, добытая в исключительной экономической зоне России, считалась едва ли не фаворитом японского рыбного рынка. Ежегодно в российских водах добычей лосося дрифтерными сетями занимались несколько десятков японских судов.
Проведённый тест по промыслу лосося разноглубинным тралом в 200-мильной зоне РФ себя не оправдал. Поэтому, несмотря на то, что российская сторона заявила о готовности выделения японским организациям квоты на добычу 11 тысяч тонн лососей, Страна восходящего солнца намерена освоить в этом году всего 95 тонн.
На промысле в течение месяца, с 15 июня по 15 июля, будет работать единственное судно с российским наблюдателем на борту. За выделенные лимиты японской стороне придётся заплатить России примерно 13 миллионов рублей.
Возможно, что ситуация изменится в будущем году. Как было озвучено в ходе встреч в Токио, на данный момент в России прорабатывается вопрос о применении на промысле лосося в исключительной экономической зоне эффективных экологически безопасных орудий лова, которые в отличие от дрифтера, не будут столь серьёзно травмировать рыбу, морских млекопитающих и птиц.
Что касается добычи лосося российского происхождения, мигрирующего в японских водах, то здесь рыбаки Страны восходящего солнца вправе использовать любые виды снастей, в том числе и дрифтерные сети.
В этом году по решению, принятому нашей страной, возможный вылов российского лосося в районах Японии составит чуть больше 2 тысяч тонн. Контроль за выгрузкой уловов в японских портах возложен на представителей Росрыболовства.
В зависимости от объёмов добытой рыбы, промысел российского лосося обойдётся японской стороне в сумму до 170 миллионов рублей.
Еще речь шла о сотрудничестве в области сохранения морских биоресурсов в районах за пределами 200-мильных зон в северо-западной части Тихого океана, включая Охотское и Берингово моря.
Стороны пришли к выводу о необходимости скорейшего рассмотрения и разработки с заинтересованными странами научно обоснованного режима управления ресурсами минтая.
В ходе минувшей сессии российская сторона обозначила ряд негативных моментов, связанных с деятельностью рыбаков Страны восходящего солнца. Поводом послужил инцидент, произошедший летом прошлого года.
12 июня в исключительной экономической зоне России патрульный самолёт авиации ФСБ обнаружил японское судно. На требование об остановке оно не реагировало и пыталось уйти от преследования. Правда, безрезультатно. Японский траулер «Мансэй Мару 38» принял на борт осмотровую группу с подошедшего пограничного патрульного судна.
Капитан сообщил, что ловил черного палтуса, однако не стал вдаваться в подробности о районе рыбалки и предпочёл умолчать о выставленных в российской зоне сетях.
Незаконно установленные порядки экипаж патрульного судна обнаружил самостоятельно. На требование выбрать сети, капитан ответил отказом, сославшись на техническую неисправность судна, после чего отправился ремонтироваться в порт.
Находящееся в районе происшествия второе японское судно «Тайко Мару 28» на просьбу выбрать порядки судна «Мансэй Мару 38» тоже ответило отказом, обосновав его неубедительными причинами.
Вернуть «Мансэй Мару 38» в Охотское море, удалось после длительных переговоров лишь 22 июня 2017 года. В течение девяти суток пограничное патрульное судно вынужденно находилось возле орудий лова, незаконно установленных японским судном, и отвлекалось от решения основных задач служебной деятельности по противодействию ННН-промыслу.
Японский экипаж под контролем российских пограничников выбрал снасти. Нелегальный улов морских биоресурсов превысил три с половиной тонны. По итогам разбирательства капитану судна «Мансэй Мару 38» было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 460 628 рублей. Штрафные санкции в отношении судовладельца составили около миллиона рублей. Почти в двести тысяч обошлось возмещение ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам. Всё это японская сторона выплатила в добровольном порядке.
Между тем, после анализа данного инцидента, руководство Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району инициировало ряд предложений. Речь шла о принуждении японских рыболовных судов, осуществляющих добычу чёрного палтуса в центральной части Охотского моря, иметь на борту включённые средства технического контроля, обеспечивающие постоянную передачу данных о местонахождении в российскую систему мониторинга.
Помимо этого, российская делегация обосновала необходимость постановки донных жаберных сетей, используемых японцами для добычи чёрного палтуса, на расстоянии не менее одного метра от грунта. Это позволит избежать попадания в прилов объектов российского континентального шельфа, в частности, крабов.
В результате длительных переговоров японская сторона была вынуждена согласиться со всеми требованиями.
Комментарии (0)