Волшебное Лекозеро

Изображение Волшебное Лекозеро
Изображение Волшебное Лекозеро

Для каждого человека, увлекающегося зимней рыбалкой, «последний лед» звучит как заклинание. В нашей огромной стране можно позволить себе в один сезон попасть на такую рыбалку два, а то и три раза. Для нас завершительная рыбалка зимнего сезона проходит на Кольском полуострове, в мае. Эти места не нуждаются в рекламе, скажу только, что кроме количества и разнообразия рыбы, есть еще одно заметное преимущество. Весна может прийти чуть раньше или позже, но всегда можно выбрать место ближе или дальше от Баренцева моря, где будут подходящие условия для рыбалки. Причем расстояние от уже вскрывающихся и опасных водоёмов до совершенно не тронутых весной может быть всего в несколько километров.

Итак, конец апреля. Стартуем из Москвы. В этот раз в роли тягача для прицепа у нас УАЗ-буханка. Это не самый удобный автомобиль, но в условиях дальних поездок по России его ремонтопригодность оказалась для нас приоритетной. К тому же оборудованное в салоне спальное место позволяет двигаться практически без остановок на отдых. Дорога до стоянки на 49-м километре Серебрянской трассы заняла 31 час. Здесь есть возможность оставить под присмотром автомобиль и прицеп, и отсюда начинается снегоходная часть путешествия. Учитывая способность весеннего солнца очень быстро протапливать образовавшийся за ночь наст, стартуем максимально рано утром. Практика показала, что 60 км не самой ровной дороги по хорошему насту можно преодолеть за 3 часа, а когда все размякнет, можно ехать день и не доехать. В этот раз у нас не все было гладко, но во второй половине дня мы добрались до намеченного нами озера и даже отыскали балок, в котором планировали поселиться. Небольшой ремонт крыши, и вот мы уже наслаждаемся заслуженным отдыхом около весело потрескивающей печи.

Сиг и хариус

Утро первого дня, разведка водоема. Наше озеро чуть больше двух километров в поперечнике, есть пара протяженных заливов, на входе речка промыла длинную узкую промоину, а на выходе полностью вскрылась. (Мы пожалели, что не взяли спиннинг, было видно, что на открытой воде кто-то кормится.) Толщина льда 40-60 см. Снега на льду мало, но черного льда пока нигде нет. Глубина ровная, в среднем 2-3 метра. У берегов лед местами лежит на дне, эта информация сразу стоила нам по комплекту ножей. Ближе 30 м к берегу сверлить опасно. Сделав круг по водоёму, пробуем сначала на выходе реки. Кромка льда в месте начала чистой воды кажется наиболее интересной. Пробуем ловить на безмотылку среднего размера. В течение первых двух часов попадается некоторое количество средних сигов и один хариус. Средний размер 300 г, самый крупный - 600. Близость к открытой воде на клев практически не влияет, ловится и в 2 м от кромки льда, и в 30-и. Вода очень чистая и прозрачная, я не удержался от соблазна заглянуть в лунку. Как я и ожидал, рыбы достаточно много, но интерес к приманке проявляют единицы.

Решаем переместиться на место впадения речки. Первые лунки, глубина до 2 м, безмотылка. Практически с первых проводок первый хороший удар. Хариус под килограмм. Потом еще и еще, размер от 500 г до 1,5 кг. Через некоторое время клев ослабевает, переводим дух, пытаемся осознать происходящее. Надо сказать, что такой клев в этих местах бывает редко. Заполярные озера не изобилуют кормом, и только попав в совершенно нетронутое место, можно встретить стаю сравнительно крупной рыбы. Это был как раз наш случай. Несмотря на то, что наше озеро в течение зимнего сезона неоднократно посещалось рыбаками, на месте впадения не было ни одной старой лунки. Вероятно, до прихода весны и усиления течения это место не было актуально.

Изображение
 

Сверлимся немного дальше от промоины, начинает попадаться сиг. Немного погодя Саша вытаскивает сига «уверенно за килограмм». В общем, первый день был настолько хорош, что мы боялись сглазить.

Окунь и щука

На следующее утро в районе впадения речки изредка поклевывает средний сиг, хариуса нет. Принимаем решение исследовать залив, в котором, по слухам, много окуня и щуки. В глубине залива мелко, смещаемся понемногу к выходу из него, и вот начинает активно ловиться окунь 200-500 г. Азартная, веселая ловля! Но клюет только в нескольких расположенных недалеко друг от друга лунках, попытки найти окуня в других местах успеха не приносят. По нашим сведениям, в озере должно быть изрядное количество щуки. Решаем выставить жерлицы. Живца почти нет, наживляем четыре жерлицы окунями 100-150 г, остальные шесть – кусками сига. Те, кто имел удовольствие пробовать на вкус щуку, кормившуюся молодью хариуса, поймут желание уделить некоторое время ловле этой рыбы. Местом для установки жерлиц выбрали залив и ямы на русле впадающей в озеро речушки.

Закончив с жерлицами, проверяем уже разведанные места по сигу и хариусу. Результат не заставил себя долго ждать, но такого клева, как в первый день, уже не было. Надо сказать, что на протяжении всех оставшихся дней мы регулярно возвращались сюда, и практически всегда что-то удавалось поймать.

К вечеру проверяем щучьи жерлицы. И здесь удача от нас не отвернулась, попалось несколько экземпляров слегка за два килограмма. Довольные хорошим днем, возвращаемся домой.

Рыбак рыбака видит издалека

На озеро мы попали в последних числах апреля, и, кроме нас, здесь оказался всего один человек. В ночь на первое мая все изменилось. С вечера начали подъезжать рыбаки, а так как в этом месте пригодная для жилья избушка всего одна, все пожаловали к нам в гости. Справедливости ради надо сказать, что наш домик не характерен для Кольского. Обычно здесь строят совсем маленькие балки, максимум на четырех человек, а наши хоромы были построены погонщиками оленей и рассчитаны не менее чем на десять человек. К утру нас было уже человек двенадцать. Все местные, из Мурманска и Североморска. И следующие несколько дней мы имели замечательную возможность познакомиться с местными способами лова. А также услышать огромное количество рыбацких рассказов, которые имеют особое очарование, если рассказывают их настоящие рыбаки, да еще где-то на краю света. Мы, в свою очередь, рекламировали безмотыльную ловлю, которая нисколько не уступала по результативности местным способам рыбалки. А наше пристрастие прокатиться на снегоходе в костюме Адама до ближайшей промоины и там помыться вызвало всеобщее уважение.

Хочу заметить интересную особенность этих мест. Уезжая на целый день, мы, естественно, половину наших вещей оставляли в домике. Некоторые опасения по поводу их сохранности были, но это скорее по привычке, здесь не принято брать чужое. Кстати, когда мы только приехали, у домика стоял снегоход и, судя по его внешнему виду, стоял давно. На майские приехали хозяева, что-то в нем починили и на нем уехали. А в каждой избушке, которые нам попадались на Кольском, обязательно был запас дров, спички, какая-то посуда, немного еды… Видимо, эти места благоприятно действуют на человека, и он становится немного лучше. Кстати сказать, рыбаки, которые прожили с нами на озере несколько дней, узнав, что у нас трудности с бензином, отдали нам канистру бензина и денег брать отказались наотрез.

Глухарь

В один из вечеров наши вернувшиеся с рыбалки друзья наперебой начали рассказывать, какая удивительная история с ними приключилась. В середине дня из прибрежных зарослей к ним на лед вышел красавец глухарь. Долго ходил около них и даже запрыгнул на их снегоход. Все побросали рыбалку, начали его фотографировать, даже сняли видео. Мы послушали и как-то забыли, ребята уехали. Но через несколько дней эта история повторилась с нами. Глухарь вышел и не спеша пошел в нашу сторону, приблизился практически вплотную (прошел от берега метров 400), но когда мы немного переместились, потерял к нам интерес и пошел обратно. Я вдруг подумал, может, он вообще не летает, и решил догнать его на снегоходе. Сначала он перешел на бег, но потом все-таки взлетел. Тяжело, практически над поверхностью, так обычно летают пеликаны. Объяснение такого странного поведения мы нашли только одно. Прошлогодние ягоды брусники, оттаявшие на весеннем солнце, слегка забродили (мы проверяли). Наш красавец был изрядно навеселе и, естественно, желал общаться, а кроме нас, вокруг больше никого не было. Приятно, что никто из рыболовов не попытался завладеть легкой добычей.

Расширяем исследовательскую программу

Ежедневно, кроме проверки уже разведанных мест, мы продолжали планомерно изучать акваторию озера. К сожалению, рельеф дна не побаловал нас какими-то чудесами. Но в заливах, в местах впадения небольших ручейков, на отмелях около мысов попадались окунь, сиг и изредка хариус. Щучьи жерлицы продолжали радовать флажками, хотя поймать трофейный экземпляр так и не удалось. Говорят, лет пять назад щука под 10 кг не была здесь редкостью. Наша самая крупная оказалась около 4 кг, и поймана она была в реке, метров за двести выше озера, то есть там, где никто не ловит.

Изображение Весна на Кольском требует особого внимания к выбору маршрута заброски на место лова. Даже маленький ручеёк, вскрывшись, может отрезать дорогу к дому.
Весна на Кольском требует особого внимания к выбору маршрута заброски на место лова. Даже маленький ручеёк, вскрывшись, может отрезать дорогу к дому. 

Один из дней был целенаправленно отдан экспедиции на соседнее озеро. И оказался не столько интересным по рыбалке, сколько познавательным в плане проверки нашего снаряжения и способов преодоления всяческих преград. Дорога, по которой мы забрасывались на основное озеро, была более-менее прокатана, и у нас была карта с описанием маршрута. Здесь все было по-другому. На карте нашли озеро и по навигатору проложили примерный маршрут. В реальности пришлось прокладывать дорогу, которая порой отклонялась от генерального направления на 90º. Большие сложности были с преодолением протаявших полей, усыпанных валунами и кочками, а также зарослей низкорослой березы. Предусмотрительно взятая с собой лопата понадобилась нам неоднократно. Хочу отметить огромную разницу в свободе передвижения здесь, а это примерно 70 км от Баренцева моря, и на самом берегу. Там в зоне 20 км от побережья практически нет растительности и весьма сглаженный рельеф. Переезд на десятки километров по такой местности не вызывал у нас никаких проблем и был намного экономнее по бензину. Также вызывало опасения отсутствие запасного ремня вариатора, который мы сожгли и поменяли еще в первый день. Путь длиной в несколько километров занял у нас два с лишним часа и отнял немало сил.

Вот наконец показалось озеро - круглая лужа диаметром около восьмисот метров. Пробуем ловить на безмотылку: на выходе ручья ничего, близ его впадения пара сигов зачетного размера. У меня хороший удар, вытаскиваю щуку под килограмм, мормышка в самом краю губы. Достаю балансир, в течение нескольких минут удар и обрыв. Дальнейшие поиски рыбы в этом озере ничего интересного не принесли, и, памятуя сложности заброски сюда, мы приняли решение возвращаться. Обратная дорога по собственному следу была проще, и к вечеру мы были дома.

Наше меню

Хочу отдельно остановиться на нашем рационе. Такое количество и разнообразие рыбы не могло не внести коррективы в меню. Отправляясь на восемь дней в автономный поход, мы перестраховались и набрали с собой просто неприличное количество еды, большую часть которой впоследствии оставили в избушке, благо все запасы были предназначены для длительного хранения. А ели в итоге практически одну рыбу в самых разнообразных её видах. Естественно, предпочтение отдавалось сигу и хариусу. Эти сорта рыб, кроме совершенно непревзойденных гастрономических качеств, обладают еще одним немаловажным преимуществом – их очень легко чистить. А в условиях, приближенных к боевым, это становится актуальным. В итоге мы попробовали все возможные варианты приготовления, начиная от нежнейшего скоросола и до классической ухи. А заранее взятый с собой изотермический контейнер позволил нам довезти рыбу, переложенную слоями снега, до Москвы в прекрасном состоянии и угостить наших друзей, не имевших удовольствия разделить с нами это приключение.

Пора возвращаться

Прошла неделя рыбалки. И мы собираемся в обратный путь. Для одного озера такой срок более чем достаточен. Возникло даже ощущение, что наконец наловились. Но все равно, было очень грустно расставаться с нашим гостеприимным домом, с этим замечательным озером, этой чистотой и тишиной. Успокаивало только одно, мы твердо знали, что через год обязательно вернемся в эти места.

Изображение Первое время в рыболовном азарте практически ничего не видишь вокруг. Но через несколько дней часто, забыв о рыбалке, любуешься суровой красотой этих мест.
Первое время в рыболовном азарте практически ничего не видишь вокруг. Но через несколько дней часто, забыв о рыбалке, любуешься суровой красотой этих мест. 

Обратная дорога далась на удивление легко, ночью был хороший морозец, и мы пролетели до места стоянки машины как по асфальту. Это была большая удача, на водоемах под снегом было много воды, и если бы не наст, наша дорога была бы гораздо сложней. Не всем так повезло. Глубокие борозды, заполненные подмерзшей водой, рассказывали о недавней борьбе за каждый метр пути. Сходу выскочили на берег, отдышались, все цело, ничего не потеряли. Дело в том, что по плохому льду или насту можно проскочить только на скорости, и дорога по озерам превращается в бешеную гонку. Грузимся в прицеп, выезжаем в сторону дома. Мы не прощаемся с Кольским, мы говори ему: «До новой встречи!»