Вести с водоёмов

Изображение Вести с водоёмов
Изображение Вести с водоёмов

Минувшая неделя в столичном регионе вновь не отличалась стабильной зимней погодой: было тут и прохождение глубочайшего циклона с метелями и очень низким падением давления, а затем были и две-три морозные ночи.

Можно сказать, что практически лишь вторую неделю на больших и глубоких водоемах, например, на водохранилищах и озерах, как установился надежный ледовый покров, а местами он даже возник повторно. Совсем о перволедье можно говорить, имея в виду реки со значительным течением, такие как Ока или Верхняя Волга. Казалось бы, здесь везде пришла пора перволедья с активным клевом всякой рыбы, в то время как на прудах и прочих малых водоемах, выручавших рыболовов при отсутствии льда в других местах, теперь наступило так называемое время глухозимья, когда рыба либо вовсе не ловится, либо клюет лишь невзрачная мелочь, хотя и тут ледовый покров по толщине близок к кондициям перволедья, только он образовался давно.
Как показывает практика рыбалок в последние ряд зим с растянутым по времени ледоставом на водоемах разного типа, независимо от срока оледенения пруда или огромного водохранилища пора снижения биологической активности рыбы наступает везде почти одновременно и приходится на самый тяжелый зимний месяц. Однако большие водоемы по уловам и в этот период показывают очень неплохие результаты, а все потому, что здесь выше и видовое разнообразие рыбы, и сильнее как внутри– так и межвидовая конкуренция за корм. Кроме того, если на том же пруду кислородный режим зимой ухудшается быстро и одинаково на всем водоеме в силу его малости, то на обширном водохранилище с высокой проточностью всегда сохраняются большие зоны с хорошими условиями обитания, куда стремится рыба и где может возникать ее экстремальная плотность. Поэтому при снижении к середине зимы перспективности малых водоемов на больших можно вполне сносно рыбачить, но надо понимать, что даже если лед и встал здесь с опозданием чуть ли не на месяц, тут к середине зимы рыба все равно начинает тяготеть к определенным участкам, а не клюет повсеместно, как в пору перволедья. Поэтому если сейчас на водохранилищах, больших озерах или реках лед еще тонок, то это не повод ждать хорошей рыбалки везде, а прекрасная возможность, делая множество лунок, искать и находить активную рыбу, но при этом прикармливать и ловить ее соответственно сезону. Это значит, что при общем снижении кормовой активности рыбы прикармливать нужно очень умеренно, порционно, применяя самые качественные составы на основе свежих сухарей и чистого мотыля, и ловить на предельно мелкие для данных условий приманки, потому что рыба, например, наши обычные плотва и лещ, крупную пищу уже почти не потребляют. Последнее обстоятельство неизбежно повлечет за собой применение очень тонкой лески, потому что только с ней возможно рыбачить на большой глубине на мелкую приманку. Дело в том, что к середине зимы, разная рыба, как правило, отходит к русловой глубинной зоне водохранилища или реки, где и проточность выше, и корма значительно больше.
Итак, быстро закончилась эйфория первых добычливых рыбалок на Рузском водохранилище, когда здесь после становления льда очень хорошо клевали подлещик и лещ, а на блесну активно брал окунь весом до полкило. Рыбу успешно ловили и под Жуковкой, и в Глазово, и в Щербинках, и в Курово, затем по мере укрепления ледового покрова рыболовы переместились и в Акатово, и под Беляную Гору. Однако в минувшие выходные дни на этом водоеме повсеместно клевал лишь мелкий подлещик, да и то не у всех – многие рыболовы остались вообще без улова. И дело тут не только в переменчивой погоде и скачках давления, а зачастую в неверном выборе места, в неумеренном прикармливании и в однообразии техники ловли. К примеру, в упомянутых Щербинках эхолот показывал много подлещика, стоящего примерно в метре выше дна, но, прикормив, его большинство ловили со дна на поплавочные снасти и получали низкие результаты. В то же время некоторые рыболовы добились неплохих уловов не только подлещиков, но также окуня, густеры, плотвы и даже судака, когда на тех же прикормленных лунках ловили на тандем из средних чертиков, делая в замедленном темпе высокую проводку приманок. Аналогично складывались дела и по плотве на обширном прибрежном поливе под Акатово, где эта рыба обнаружила себя на глубинах 5-7 метров. Плотва весом 100-200 граммов довольно быстро собиралась на прикормке, но почти не брала на поплавочные удочки, зато неплохо клевала на тех же чертиков, вместе с ней было поймано немало окуней весом до полкило. И еще, поскольку на поливе с ровным дном рыба сильно рассредоточена, то чтобы попасть в нее и в итоге найти хотя бы 2-3 уловистые лунки, необходимо изначально делать и прикармливать много лунок на большом удалении друг от друга, а затем уже уделять все внимание какому-то локальному месту, где начался клев, сделав тут дополнительные лунки и понемногу бросая в них прикормку сверху, без кормушки. Только такая техника рыбалки приносила весомый результат в период общего снижения активности рыбы.
Можайское водохранилище также полностью покрылось надежным льдом, но и здесь на самых рыбных местах, к примеру, под Красновидово и в районе устья р. Колочи, неплохие уловы подлещика были только на ночной рыбалке, что далеко не каждый практикует. В дневное же время во многих местах чаще ловились мелкие подлещик, густера и плотва. В прибрежной зоне и в коряжниках окунь на блесну и мормышку также ловился некрупный и брал довольно вяло. Лишь в верхней части водоема под Троицей хищник еще достаточно активен – здесь на блесну и жерлицы ловятся среднего размера щука и судак.
В последнее время на Московском море очень много рыболовов собирается на льду обширного и глубокого Домковского залива, где с начала ледостава массово ловилась вполне достойная по размеру плотва, которая держалась глубин 4-8 метров и плотно подходила на прикормку. Однако уже в прошедшие выходные дни ситуация с клевом рыбы здесь резко ухудшилась – многие рыболовы довольствовались лишь десятком-другим мелких плотвичек и окуньков.
На самом Угличском водохранилище ледостав только начинается – рыболовы пока не могли выйти на лед даже на широких устьевых разливах рек Нерль и Медведица, а ловили в основном в верховьях этих заливов, где основной добычей оставался окунь, причем чаще мелкий. Тем не менее, далеко от основного водохранилища, на слиянии Большой Пудицы с Медведицей все же удавалось находить достойную рыбу и на чертика ловить не только крупного окуня, но и мерную плотву с красноперкой. Однако и здесь можно считать завершенным сезон еще недавно очень успешной охоты на щуку с жерлицами – зубастая хищница словно вымерла, а флажки изредка поднимают лишь шнурки-недомерки.
Теперь об Оке – главной и замечательной реке Подмосковья, нигде не плененной плотинами и потому текущей вольно. На реке наконец-то начался ледостав, но в условиях слабых морозов он проходит по самому неблагоприятному сценарию – с образованием огромных по длине участков, полностью забитых торосами от смерзшейся и вставшей дыбом шуги, когда ее толщина местами достигает трех метров, и поэтому рыбалка здесь невозможна и опасна. Так, нынешней зимой, вероятно, полностью будет недоступен всегда плотно посещаемый плес реки в районе Каширы от нового моста под Соколовой Пустынью до старого моста под Лужниками – здесь сплошные торосы. На край течения по гладкому льду вплотную к линии торосов рыболовам удавалось выходить из залива в устье р. Мутенки. Здесь глубина достигала 6-8 метров, а течение было достаточным, чтобы ловить активной донной проводкой либо на мормышку соответствующего веса, либо на оснастку с грузиком и поводком. В этом месте следует отметить днями неплохой клев различной белой рыбы весом до полкило, а на крупную мормышку с мотылем или рыбкой и на балансир часто попадались вполне достойные по размеру судак и берш. Другим участком реки, где лед встал, где он гладкий и где реально уже началась рыбалка, оказался плес Оки под Белопесоцким монастырем вплоть до железнодорожного моста, однако здесь еще немало опасных мест и открытых промоин.