Ждать ли берша?

Изображение Ждать ли берша?
Изображение Ждать ли берша?

Извечный вопрос рыболова – а не пора ли сматывать удочки? Дом недалеко, а клевать перестало – так чего зря время тратить? Эта тема, признаться, и меня волнует и, чаще всего, на рыбалке с берега на Волгоградском водохранилище. Со временем у меня появились некоторые наблюдения, которыми я хочу поделиться с охотниками, которые иногда еще и рыбачат.

Рыбалка по пояс в воде

Для тех, кто не в курсе, считаю необходимым поведать о том, что из себя представляет джиговая ловля с берега на Волгоградском водохранилище. Основной улов составляют берши и судаки. Необходим дальний заброс, да еще злая каменная бровка, ощетинившаяся острой ракушкой, постоянно норовит срезать плетенку. Для борьбы с этими двумя недугами, как правило, рыболовы выбирают трехметровые спиннинги и стараются зайти в воду как можно ближе к коварной бровке в вейдерсах. Я еще приловчился использовать длинный металлический поводок, но это все рабочие моменты. Каждый рыболов по-своему решает эти проблемы. Например, один мой знакомый просто потратил некоторое количество времени и приманок нашел место с достаточно «не злой» бровкой и ловит судака только там. Другой приятель приловчился миновать бровку более ранним выматыванием приманки. При этом иногда он теряет в количестве поклевок, но все равно доволен уловом, поскольку берш и судак ближе к обеду начинают клевать все дальше и дальше от берега. То есть бродить по берегу, обстукивая бровку в надежде встретить хищника – достаточно проблематично именно из-за угрозы потерять больше приманок, чем можно увидеть поклевок.

Вместе с тем на некоторых рыбалках получается интересный фокус. Забрасывая джиговую приманку на максимально возможное расстояние раз за разом – мы собираем статистику поклевок, которая показывает, что они чаще всего случаются недалеко от берега, в основном сразу за бровкой. У нас на «море» глубины очень солидные даже в пределах спиннингового заброса. Приходится ждать около полуминуты падения приманки, потом долго делать «ступеньку», зная, что вероятность поклевки выше у самого берега. Любой рыболов-спортсмен перестанет «бомбить дальний кордон» и приступит к более тщательному облову места, где клюет чаще. Только вот бывают случаи, когда поклевки прекращаются, как только мы перестаем делать дальние забросы. Так случалось у меня не только на «море», но и на Волге при рыбалке с лодки. Раньше я удивлялся такому стечению обстоятельств, теперь привык.

Рождение идеи

На последней рыбалке мы с товарищем разговорились на эту тему, но он отнесся к моей идее скептически, впрочем, как и я поначалу. Ради прикола я начал ловить рядом с ним и специально вслух вести статистику дальних забросов и поклевок. Место было рабочим, и я без труда выловил с пяти забросов 3 берша и поимел 2 нереализованных поклевки. Все они были недалеко от берега. Не было никаких предпосылок, что клев резко сойдет на нет. Я начал специально обстреливать ближнюю бровку, и за пять проводок не увидел ни одной поклевки! Стоило мне опять прибегнуть к дальним забросам – поклевки бершей и судачков под бровкой не сразу, но возобновились. Как можно объяснить такое поведение хищника? Как они отличают приманку пришедшую издалека, от заброшенной ближе? Самое вразумительное, что можно придумать – что берш раз за разом провожает приманку из самой глубины. Трудно представить себе, как он плывет за поролоновой рыбкой метров 50, а потом бросается на нее. И вот тут я вспомнил несколько эпизодов из моей практики, когда щуки провожали воблеры, но на хватку не решались. После очередной проводки воблер провожала новая щука и на каком-то рубеже останавливалась. После нескольких таких проводок в одном месте оказывалось несколько щук, и вот тогда начинался клев, который можно назвать бешеным. Щуки кидались на воблер чуть ли не у самых ног. Если представить, что и берш с судаком раз за разом делает движения в сторону скачущей по дну приманки, то рано или поздно они окажутся под бровкой, конкуренция усилится, и у рыболова сразу возрастет количество поклевок.

Терпение и труд – получишь поклевку тут!

Если взять такую теорию на вооружение, то становится понятным один момент, который я никак не мог объяснить. Почему-то почти все спиннингисты, кто часто практикует джиговую ловлю с берега на Волгоградском водохранилище, утверждают, что самый хороший клев бывает только рано утром и вечером. Начиная часов с 10, поклевки случаются очень редко. Все, как один, утверждают, что поклевки происходят все дальше и дальше от берега, а затем и вовсе прекращаются.

Отчасти это так. Только вот сколько раз я уходил с рыбалки, а поклевки так и продолжались. Скажу больше – клев происходит какими-то волнами. Бывает, что минут 30 стоишь, машешь спиннингом – не клюет. Пора бы поменять место, но не всегда хочется это делать: из-за все той же злой бровки, из-за нежелания уходить далеко от кукана с рыбой, из-за тестирования разных приманок и т.п. Так вот, часто бывает, что клев возобновляется. Такое впечатление, что снова пришло время быть хищнику активным. А, может быть, все холостые забросы и проводки метр за метром собирают рыбу перед рыболовом и в определенный момент концентрация хищника становится критической? С удалением хищника от берега время его провожаний приманки возрастает – только и всего! Стоит проявить больше терпения, и поклевки возобновятся. Эта теория помогает мне верить в то, что клев возобновится, и я не спешу уезжать с водоема.