Найти рыбу в мутной воде

Изображение Найти рыбу в мутной воде
Изображение Найти рыбу в мутной воде

Главное в соревнованиях - не победа, а участие. Хоть мы и заняли 2 место на Кубке «Трофеи Daiwa-2014», все же самое главное приобретение для нас - не ценные призы, а неоценимый опыт в поиске и ловле рыбы на незнакомой акватории, да еще и в условиях падения уровня воды, которую прозрачной назвать никак нельзя.

Во всем нужна сноровка, закалка, тренировка

Имея некоторое отношение к рыболовному спорту, я прекрасно понимал, что без нескольких дней тренировок претендовать на призовые места весьма наивно. Без тренировки я бы и выступать не стал. Но в этот раз у нас была возможность половить рыбу в течение трех дней. Нужно было не только искать рыбу и перспективные места, но еще и потренироваться как экипажу лодки и как команде, состоящей из двух рыболовов. Предстояло понять, кто из нас в какой рыбе более опытен, распределить основные обязанности, поработать подсачеком, якорем. Разведать места, где бы можно было спрятаться от ветра и тому подобное.

Как я уже писал, вода в Волге была мутной и каждый день падала. Об увеличенном сбросе воды Волжской ГЭС мы были осведомлены и даже знали график сброса. На начало наших тренировок вода только-только остановила свой подъем, а потом начала падать. Нам сразу стало понятно, что ситуация на реке будет меняться каждый день и той рыбы, которую мы нашли вчера, может не оказаться на старом месте по ряду причин. Усилившееся течение, образовавшаяся мель и тому подобное. Но это все присказка. Теперь о том, как мы находили рыбу в мутной воде.

Вместо окуня – жерех

В один из тренировочных дней меня попросили покатать по Волге японцев из фирмы Daiwa. Ну что ж, попрактиковаться в своем слабеньком английском – всегда полезно. Кроме того, выбор места ловли зависел только от меня, и я, на самом деле, продолжал изучать акваторию. Зайдя в затон, обнаружил легкое течение. Оказывается, это не затон, а протока. Ну, а где течение, там может быть и окунь! И в одном месте мы его нашли. Протока соединялась с еще одной, течение усиливалось и вымыло ямку в 8 м. Японцы поймали по окуню, и я двух. Я был в полной уверенности, что это классическое окуневое место и нашей команде просто необходимо уделить ему внимание, поймать хорошего окуня.

Рано утром мы уже «расчесывали» джиговыми приманками свалы обнаруженной ямки, но окунь клевать отказывался. Мы «проутюжили» всю протоку, разглядывая дно с помощью эхолота. На наши приманки реагировали только мелкие берши. Очень хотелось обловить место поворота течения. Глубина там росла медленно, а течение замедлялось. Я поставил воблер и на второй же проводке почувствовал тычок. Ловили мы сплавом, не становясь на якорь. Из-за ветра не всегда удавалось проплыть так, чтобы можно было добросить воблер туда, где случилась поклевка, но первый жерех был пойман именно там. Разумеется, мы быстро скорректировали свой план и принялись более досконально изучать это место. Вскоре выяснилось, что та маленькая впадающая протока промыла довольно глубокую канавку. Между этой канавкой с глубиной 4-5 м и берегом острова торчали два куста, создавая на воде сильные завихрения. Первый же сплав вдоль кустов принес нам еще одного жереха. Мы решили стать на якорь и попробовать разные жереховые приманки. Однако как только якорь лег на дно, при забросе рывок ветра подхватил мой воблер и понес в кусты. Я машинально прикрыл шпулю безынерционной катушки рукой, и очень вовремя. Воблер шмякнулся на воду в каких-то 2-3 см от торчащих веток. И как только я начал вращать катушку, последовал тупой рывок. Я подсек. Сначала показалось, что рыба некрупная, но она просто плыла по течению. Мне даже показалось, что рыба уже сошла с приманки, однако возле лодки рыба опять потянула на глубину – это был хороший жерех. Очень пригодилось отрепетированное ассистирование сачком, и мы берем жереха без особых проблем. Жерех на линейке показал 54,3 см и оказался самым большим в первый день соревнований, принеся нашей команде 10 очков.

Помог воблер сплавом

Разумеется, на следующий день мы с самого утра рванули на разведанное жереховое место. И вот тут началось самое интересное. Мы стали на привычное место и начали облавливать проверенными приманками застругу. Мы поймали голавля, мелких жерешат и даже язя, но крупного жереха нет. Мы пробовали ловить на кастмастеры, обстреливая дальние уголки, куда другие приманки не долетали. Мы пробовали разные турбинки, мушки и сбирулино. Ловились все те же мелкие жерешата, которые никак не могли претендовать на призовые места среди 18 команд. Мы уж начали отчаиваться. Сфотографировали тех жерехов, которых удалось поймать, и уже подумывали менять место и приниматься за ловлю судака и щуки, но решили напоследок поставить лодку к самому кусту и попробовать сплавлять воблер по течению. Мы уже убили на это место почти половину дня! Уже не жалко было что-либо там распугать. Но на деле оказалось, что крупный жерех сместился ближе к берегу. Мне удалось, опять на воблер, выудить жереха на 59 см. Этот был крупнее, чем вчерашний, поэтому мы с чувством выполненного долга отправились ловить другую рыбу.

А вот на третий день нам так и не удалось поймать в этом месте стоящего жереха. Ловилась только мелочь. Вода упала еще сильнее, и там, где жерех гулял по ослабленному течению, образовалась хорошая течка. Уж мы и на якорь становились, и сдвигались чуть ниже, травя якорный фал. Мы становились к кусту, пробовали сплавлять воблер к следующему кусту, что был ниже по течению – без толку. Все те же мелкие жерешата, голавль и язи. В принципе, мы на это место особых надежд не возлагали. Основной задачей для нас в третий день было – удержать лидирующие позиции и не растерять достигнутое преимущество в 12 очков от ближайших преследователей. Лучше всего у нас получалось ловить крупного окуня, и мы его поймали. Остальная рыбалка имела цель хоть как-то укрупниться по остальным видам рыб, но даже судак на 1,5 кг не смог пролезть в призовое место. Оказывается, вода в этот день заметно посветлела, и другие команды отлично отловились, сдвинув нас на второе место. Но, как я уже сказал в самом начале, главным для нас были и остаются не призы, а именно опыт поиска и ловли рыбы в непростых условиях.