Присказку в заголовке я услышал лет тридцать назад от очень известного мастера ловли на мормышку Василия Миняйленко. Замечание было к месту, поскольку мы с переменным успехом соблазняли трехсотграммового подлещика с глубины одиннадцать метров.
После смены десятка лунок Василий плотно сел на одной из них и начал ловить рыбу в неспешном, но явно прослеживаемом ритме. Оказалось, что ему надоели всем знакомые «подергунчики», и рыболов сменил снасть. Вместо привычной в те времена оснастки, состоящей из мормышки диаметром 3,5, а то и 4 мм на леске 0,12 мм, мастер взял спортивную окуневую снасть. То есть он выбрал мормышку диаметром 2 мм на леске 0,08 мм. С тремя личинками мотыля на крючке мормышка опускалась почти с той же скоростью, что и мотыль. На глубину больше восьми метров она опускаться не хотела, и приходилось ее «запихивать». Помогало то, что была мартовская оттепель и леска не обмерзала. Столь деликатная приманка до дна, судя по всему, и не доходила. Очередной подлещик хватал ее на любом удалении от дна в пределах метра. Поклевки были столь выраженными и верными, что и подсекать не приходилось – после того как кивок вставал, а леска больше не тонула, можно было смело тащить сидящую на крючке рыбу. В течение нескольких минут мы расселись по лункам, где ранее были подергунчики.
После поимки нескольких рыб приманка начинала «проваливаться» до дна, а еще после пары подлещиков приходилось даже начинать медленную игровую проводку. Терять время на раздразнивание рыбы не имело никакого смысла, поэтому происходила смена лунки.
После этого, и не только этого, случая начался процесс подготовки сверхтонких снастей для осторожной и малоактивной рыбы. Этот процесс дошел до мормышек из вольфрама, золота и платины с диаметром тела менее одного миллиметра на леске диаметром 0,05 мм и, можно сказать, закончился. Потом начался возврат к более рабочим снастям.
Дело в том, что столь тонкие снасти приспособлены для ловли на небольшой глубине мелкой рыбы. Одновременно появилось понимание того, что не всегда самая мелкая приманка является эффективной. Нередко рыба ее просто не замечает. Здесь стоит упомянуть о том, что известный из литературы и постоянно переписываемый тезис о самой мелкой безнасадочной мормышке в корне не верен. Именно безнасадочная мормышка не может быть самой маленькой. Очень мелкая приманка не будет генерировать колебаний и рыба ее не заметит. Здесь наиболее часто наблюдается знакомое явление, когда рыболов трясет удильником, кивок ходит ходуном, а мормышка стоит на месте. Рыболов думает, что мормышка играет, и удивляется отсутствию поклевок. Зачастую это приводит к тому, что, отчаявшись, рыболов сажает на крючок мотыля, ловит рыбу и утверждается в том, что ловить лучше с наживкой на крючке, а безнасадочная ловля не для него. Вывод неправильный и сделан исключительно благодаря тому, что снасть была построена неправильно. Есть один простой подход.
Сначала вы решаете, какого размера рыбу и с какой глубины будете ловить. Исходя из этой предпосылки, выбираете леску минимально допустимой прочности, соответственно, диаметра. И уже по толщине лески и глубине подбираете мормышку минимального веса, которая будет играть. Из веса мормышки и материала появляется размер. То есть в каждом случае приходится выбирать мормышку, которая будет играть в данных условиях. Остается только остановиться на той или иной мормышке, то есть на ее форме и цвете. Если следовать такому подходу, то можно быстро убедиться, что форма и цвет вторичны и большого разнообразия в ассортименте не требуется. Достаточно иметь набор нимф, коз и чертиков одного цвета, но разного веса. Большинство рыболов из тех, кто ловит только без насадки, обходятся десятком приманок почти во всех условиях ловли.
Несколько другая ситуация, когда вы ловите с наживкой на крючке. Очевидно, что чем меньше размер наживки по сравнению с телом мормышки, тем такая приманка ближе к безнасадочной по игре и технике ловли. Мелкий мотыль или личинка репейной моли на мормышке диаметром 3-4 мм ближе к подсадке, модифицирующей игру, например, к бисеру или кусочку поролона или резины.
Это очень распространенный вариант снасти при ловле некрупного окуня и плотвы, как на мели, так и на глубине, в том числе и на прикормленных лунках. Чем активнее рыба и больше глубина, тем более крупные мормышки имеет смысл применять. С глубиной понятно, поскольку мормышка должна преодолевать сопротивление лески во время колебаний. На мели активная рыба более активную приманку замечает быстрее, вопрос в том, будет ли она ее хватать. Тут в дело вступает как техника рыболова, так и подбор мормышки по форме и окраске.
Во время очень осторожного клева может наступить момент, когда рыба будет брать достаточно крупную мормышку с небольшой наживкой на крючке при очень деликатной игре с медленным подъемом и мизерной амплитудой колебаний. То есть рыба явно интересуется наживкой. В этом случае имеет смысл сразу же брать более мелкую мормышку, что особенно эффективно на прикормленных лунках. Поклевки моментально становятся более уверенными. Или же все делать наоборот, то есть снять с крючка мотыля, убыстрить игру и ловить безнасадочным способом.
Очень часто, именно на прикормленных лунках, сначала окунь смело берет мормышку с мотылем на быстрой игре, через некоторое время он реагирует только на медленное покачивание и стучание по дну. Когда поклевки прекращаются совсем, то рыба начинает клевать на безнасадочную приманку во время быстрой игры при высоком подъеме мормышки. Причем начинают клевать самые крупные окуни. Такое поведение легко объяснимо действием прикормки и уменьшением концентрации, а значит, и конкуренции рыбы под лункой.
Если на крючке двухмиллиметровой мормышки находится пучок крупного мотыля, то приманка автоматически становится пассивной и мормышка выполняет роль грузила, совмещенного с крючком. Такая снасть бывает незаменима во время ловли с большой глубины подлещика и крупного окуня на прикормленных или приваженных лунках в периоды не слишком активного клева. Именно с этого случая я и начинал сегодняшний разговор.
Аналогична ловля прибрежной рыбы в периоды очень слабой активности, но в этом случае вес мормышки зависит не только от толщины лески, но и от погоды. В сильный мороз, когда лунка быстро затягивается и леска обмерзает, не удается использовать самые мелкие приманки и приходится идти на компромисс. То есть брать более крупную мормышку. И вот в этом случае ощутимую роль может начать играть цвет приманки, а еще большее значение – качество наживки. Мотыля имеет смысл менять после каждой поклевки и смены лунки. Я иногда меняю наживку через каждые пять проводок, независимо от того, была ли поклевка или нет. В любом случае имеет смысл периодически менять крупного мотыля на мелкого, и наоборот. Связано это с тем, что активность окуня и плотвы на мели постоянно меняется. Связано это и с действием прикормки, и с краткосрочным изменением погоды, и с подходом новой стайки рыбы. Периодически имеет смысл снимать с крючка приманку и делать несколько высоких и быстрых проводок. Здесь нужно заметить, что бывают, и нередко, случаи, когда несколько быстрых и резких проводок могут привести к обратному результату. Рыба настораживается, особенно если до этого она брала приманку, лежащую на дне. Это приведет к потере времени в ожидании, пока рыба успокоится, но рисковать стоит. Можно не терять времени и проверить другую лунку.
В целом замечено, что чем дольше рыба «въедается» в прикормку, тем эффективнее ее соблазняет или мелкая мормышка с крупным мотылем, лежащая на дне, или, наоборот, очень мелкая безнасадочная приманка с подъемом практически до льда.
На практике, поскольку затруднительно заранее предугадать, где и как будет клевать рыба, ловля начинается по традиционной схеме. То есть берем «любимую» снасть и пробуем ловить до первой поклевки. А вот после первой рыбы стоит задуматься.
Кормить сразу или не кормить. Переходить на ловлю с «закладом» на действие прикормки или «выбивать» более крупную рыбу количеством лунок. В зависимости от плана, выбирается и снасть.
Комментарии (0)