Про ловлю карася, карпа и линя в начале ледостава разговор уже был. Эти рыбы по первому льду клюют как бы «с разгона», завершая под ледовым покровом осенний всплеск пищевой активности. Да и то в первый месяц зимних условий рыбалки хорошая ловля бывает не каждый сезон: помимо определенного типа водоема, должна сойтись еще целая масса необходимых условий, прежде всего погодных. Главное, после становления льда нужны серые, затяжные оттепели, когда в водоемы поступает много свежей воды от дождей и растаявшего снега. Тогда караси и карпы долго бродят возле мест предстоящей зимовки, сохраняют высокий тонус, периодически кормятся и клюют, предпочитая животные насадки и временами поедая мальков и прочую рыбью мелочь.
Совсем другое дело – ловля карася, карпа и линя по последнему льду, под звон весенних ручьев, а иногда и под пение жаворонков. Особенно сложно предвидеть развитие событий на водоемах средней полосы. Тут многое будет зависеть от того, сытыми или недостаточно откормившимися залегли эти рыбы на зимовку, очень важно также, какой характер зимы сложился – была ли она суровой или мягкой, ну и ход самой весны многое определяет – дружная она или затяжная, холодная. Из сказанного следует заключить, что не каждый год благоприятен для успешной ловли известных теплолюбивых рыб со льда. Самое оптимальное, когда лето было дождливым, прохладным, отчего в прудах наблюдался дефицит естественного корма. Затем должна последовать достаточно мягкая зима с частыми оттепелями, что обычно ведет к менее глубокой анабиозной «анастезии» карпов, линей и карасей в ледяной воде и они намного раньше, как говорят, поднимаются и начинают рыскать по водоему, не упуская возможности чем-нибудь подкормиться. Конечно, и весной корм на любом пруду, озере или карьере распределен не одинаково по акватории. А поскольку он в основном состоит из мелких живых организмов, то они в водоеме концентрируются там, где условия обитания к весне для любой живности остаются наиболее комфортными. Тут же надо искать и любую рыбу.
Как правило, из всех водоемов наиболее перспективны большие пруды с хорошей проточностью, с высокой кратностью водообмена, где вместе с карасями, карпами и линями хорошо уживаются и без ущерба выживают в суровые зимы и прочие рыбы – окуни, плотва, щука, пескарь, уклейка. Конечно, чтобы тут со льда успешно ловилась одна из интересующих рыб (линь, карп, карась), надо в свою очередь, чтобы ее популяция была одной из доминирующих в данном водоеме. В то же время в чисто карасевом водоеме, то есть там, где карась единственный доминирующий вид, зимней его ловли обычно не бывает совершенно – очевидно, здесь подо льдом столь тяжелый кислородный режим, что другие рыбы просто не выживают, а карась всю пору оледенения пребывает в крайне угнетенном состоянии и не кормится, при этом он вряд ли зарывается в ил, где кислорода нет вовсе, зато там есть множество всяких паразитов.
Итак, последний лед на проточным пруду, изобилующем карасем и крапом и населенном прочими рыбами, обычными для данной местности. Как правило, весеннее оживление на подобных водоемах начинается с верховьев, куда по речке, ручью или оврагу поступает свежая вода. Здесь и следует с приходом устойчивого тепла вначале пытаться ловить тем или иным способом активных карасей, карпов или линей. При этом если в верхней части пруду есть обширная зона коряжников, то именно к ним караси и карпы имеют какую-то непреодолимую тягу, независимо от здешних глубин. В этой связи даже припоминается один эпизод из рыболовной практики: на пруду, где земля перед постройкой плотины была хорошо выровнена бульдозером и дно получилось совершенно «лысым», местные рыболовы как-то затопили несколько сухих елок. Так вот, уже следующей зимой и весной карась хорошо клевал только возле этих елок и практически не ловился в иных местах – настолько велика была концентрация рыбы около искусственного коряжника. Думается, не только укрытия или какого-то «уюта» ищет карась в корягах, но находит здесь в достатке и необходимый рыбе корм.
Однако в верховьях пруда клев карася и карпа как рано по весне начинается, так и скоро сходит на нет, потому что здесь постепенно накапливается очень много талой воды, а она гораздо холоднее «старой» воды в пруду, что, естественно, не по нраву теплолюбивым рыбам. Рыба начинает отходить на какие-то промежуточные участки водоема, где складывается некий приятный для нее температурный баланс и где есть в достатке необходимый корм. И опять же, в этом случае вряд ли стоит искать скопления рыбы на глубинной, русловой части водоема, потому что именно русловую канаву вначале заполняет талая весенняя вода, как более тяжелая. Как правило, в пору последнего льда караси, карпы и лини концентрируются на участках прудов с ровной глубиной, порой далеко от русла, где они до этого зимовали, но отсюда их выгнала талая ледяная вода. Обычно эти участки достаточно изолированы от бурных весенних событий: свежая вода поступает сюда не залпом с приходом резкого потепления, а постепенно просачивается под лед через трещины, не воздействуя радикально на условия обитания. Причем эти условия могут не обязательно оказаться оптимальными вблизи дна – гораздо чаще весной карасей, карпов и прочую рыбу приходилось ловить в полводы или на совсем малых глубинах. Скопления линя однажды удалось обнаружить вблизи трубы, по которой в каскаде прудов вода перетекала из одного водоема в другой. Но линь ни разу не клюнул в самом потоке – он держался на значительном от него удалении, в некой контактной зоне, и ловился здесь стабильно, пока кто-то из особо предприимчивых рыболовов не засыпал все уловистые лунки прикормкой, тем самым резко изменив здесь состав воды и условия обитания. И еще должно быть понятно, что мест на водоеме, где счастливым образом при данном течении весны сошлись все условия для успешной ловли полновесных карасей или карпов со льда, не может быть много, возможно, такое место из сезона в сезон только одно. Поэтому очень важно границы этих «пятачков» засекать по ориентирам и точно на них попадать. Желательно держать уловистые места в секрете, чтобы опять же какой-нибудь безмозглый хапуга, желающий наловить больше других, не насыпал бы в лунки всякой дряни, совсем разогнав рыбу.
Хочется также посоветовать рыболовам постоянно проводить «мониторинг» тех водоемов, где есть перспектива успешной зимней или весенней ловли карася и карпа со льда. При этом особое внимание следует обращать на те из них, где по воле человека или по другим причинам происходит серьезное влияние на среду обитания рыбы. Наиболее позитивно на раннее начало весеннего клева этих рыб и его высокую активность влияет существенное снижение уровня водоема за счет сброса воды через сливное устройство на плотине. Это ведет к тому, что лед с треском садится, течение по руслу усиливается, затягивая в него много холодной воды – все вместе такие беспокойства выгоняют рыбу из глубинных мест зимовки, заставляют много двигаться и неизбежно кормиться и клевать на рыбацкие снасти.
Комментарии (0)