В равнинных популяциях учет обычно проводится зимой, и поговорка «Цыплят по осени считают» полностью соответствует этой работе. Теленок, который родился весной или в начале лета, зимой приходит со своей матерью к подкормочной площадке подросший и окрепший и предстает перед учетчиком. Учеты проводят сотрудники организаций, имеющих зубров, представители региональных организаций, имеющих отношение к охране природы, а также ученые из РАН. Также часто привлекаются специалисты из соседних особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и областей.
Обширный лесной массив по границе Калужской, Орловской и Брянской областей в прошлом являлся частью так называемой «Засечной черты», предназначенной для защиты России от набегов. Затем военное предназначение этих лесов стало неактуальным, так как страна значительно раздвинула свои границы. Однако эти уникальные лесные массивы смогли пережить превратности истории и сохранились до наших дней. Для их сохранения и была организованна целая цепь ООПТ: национальный парк «Угра», заповедник «Калужские засеки», национальный парк «Орловское полесье», Карачевский заказник, заповедник «Брянский лес». Эту сеть охраняемых заповедных территорий было предложено использовать для сохранения и разведения зубра. При работе с ним необходимо учитывать, что в малых группах реально кровосмешение и, как следствие, – инбридинг. А гарантию длительного сохранения зубра, по научным выкладкам, можно ожидать только тогда, когда популяция этих лесных гигантов будет насчитывать более тысячи! По этой причине для жизни и спасения зубра – крупнейшего зверя в Европе – и необходимы такие большие по площади леса.
Историческая справка. Преследование и истребление зубров началось в глубокой древности. И особенно в этом преуспели на западе Европы. Результат – к концу XVIII века зубры спаслись только в России. У нас для сохранения этих животных предпринимались беспрецедентные для того времени меры, в разработке и исполнении которых принимали участия даже члены императорской семьи. Но прошло спокойное для зубров 19-е столетие под патронажем России, и наступил XX век. Первая мировая, затем Гражданская война, интервенция против Советской России, в которой поучаствовали 14 государств, – все это привело к полному уничтожению вольноживущих зубров! Проведенная в 1926 году первая международная перепись оставшихся зубров выявила, что удалось сохранить только 52 зубра, которые содержались в различных зоопарках. Затем началась кропотливая работа по спасению и восстановлению этого великолепного зверя. Эту работу прервала Вторая мировая война, и опять численность зубров сократилась и их осталось мене ста голов. Но после войны работы по восстановлению зубра продолжились. Было налажено международное сотрудничество, производился обмен животными. Не все было просто, но вот теперь в мире уже больше 4 тысяч зубров. Необходимо также заметить, что половина из них содержится в зоопарках и зверинцах, разбросанных по всему миру малыми группами в 1–3 головы.
Итак, очередной учет зубров был проведен в 2011 году. Он показал, что Орловско-Калужско-Брянская популяция растет и ее численность достигла 217 особей. Так же, как и в прошедшие годы, были отмечены более 30 крепких и жизнерадостных зубрят. И все бы хорошо, но прирост маленький. Почему? Популяции еще только 14 лет, и отхода основателей в результате естественного падежа (а было завезено 85 зубров) ожидать еще рано. К настоящему времени пока известно о гибели 36 зубров, и, хотя не обнаружить тушу такой махины затруднительно, на такой значительной территории все возможно.
Итак, какова реальная смертность зубров? Чтобы не быть голословным, обратимся к опыту, накопленному в Беловежской пуще. Для этого достаточно открыть великолепную монографию «Зубр в Белоруссии», опубликованную в 2009 году П.Г. Козло и А.Н. Буневичем. Среднегодовая смертность зубров в Беловежской пуще соответствует 3,4% от числа популяции, и это, кстати, с учетом гибели телят в течение первого года жизни. А как обстоят дела с выживаемостью телят в этот период их жизни у наших зубров, мы ничего не знаем. При этом следует отметить, что в Беловежской пуще среди всех павших зубров телята в возрасте до года составляют 30%.
Несложные подсчеты позволили узнать, что у нас не хватает 75 зубров! Попробуем разобраться. С 2004–2005 годов численность зубров стала приближаться к сотне. К этому времени уже подросли местные бычки. По биологическим законам они должны начать (и начали!) активно перемещаться. Уже известно, что появление зубров регулярно отмечается вне ООПТ на территории Орловской, Калужской, Брянской, Тульской и даже Смоленской областей! Можно сказать, что эти быки уходят в «школу жизни», а затем, возмужав и изучив новые территории, возвращаются и начинают участвовать в турнирах за право обладания самками. По данным той же монографии, зубры мигрируют иногда на расстояние до 350 км от места рождения, и нередки случаи, когда они теряют связь с родиной и не возвращаются. Обычно такие быки составляют 1–3% от числа популяции. Анализируя всю информацию, можно допустить, что все ушедшие быки вместе с так и не найденными павшими животными могут составить до 25 особей. А где же остальные 50 зубров?!
Остается только одно объяснение: они убиты. Но на территории национального парка «Орловское полесье», который является центром всей популяции и где ведется постоянный учет зубров, зафиксировано всего три случая браконьерства на зубра. Да, территория национального парка расположена вдоль границы области, что затрудняет контроль над животными. И только на севере их местообитаний, где находится заповедник «Калужские засеки», существует надлежащая охрана (и это благодаря подвижничеству его директора). Все остальные приграничные территории Брянской, Калужской и Тульской областей не закрыты охраной. А ведь зубры совсем не соблюдают административных границ! Браконьерство стало и причиной провала проекта о заселении зубров в заповедник «Брянский лес». Но там браконьеры действовали из-за близкой границы! Теперь этот эксперимент повторяют, и вот уже новая группа зубров в заповеднике. Хочется надеяться, что новое руководство этой ООПТ учтет отрицательный опыт и сможет успешнее контролировать ситуацию.
По собранным нами неофициальным данным, на рынках г. Карачева Брянской области и в районном центре Калужской области Хвастовичи уже неоднократно в продаже появлялось зубриное мясо. То есть появились «нелюди» – а иначе их и не назовешь, – которые стали специализироваться на убийстве зубров. По полученной нами информации, это как минимум две организованные преступные группы! Хочу напомнить, что зубров в мире только 4 тысячи, и у нас уже уничтожено больше 1 % мирового поголовья этого животного. Что же это творится у нас?! Соотечественники, это наш позор! Зубр занесен и в Красную книгу России, и в Международные Красные книги. И Россия имеет свои международные обязательства по сохранению краснокнижных животных.
С таким трудом мы начали восстанавливать редких животных – на это затрачено безмерно труда и средств. А сколько затрат несет наше государство для обеспечения работы природоохранных и контролирующих природопользование ведомств! Они есть во всех этих регионах – и областного подчинения, и федерального. МВД и Прокуратура тоже должны надзирать за сохранностью госсобственности! Или... У семи нянек дитя без глазу?
Комментарии (0)