Меня, как и многих настоящих охотников, возмущает, когда бездушных браконьеров, истребляющих зверей, в том числе защищенных международным законодательством и включенных в Красную книгу, называют охотниками.
К сожалению, таких случаев становится все больше: это и браконьерские охоты в горах Алтая на горных баранов (архаров), и недавно показанный по телевидению сюжет о расстреле гималайских медвежат, которых выкуривали из их берлоги в дупле, и многие другие безобразные случаи истребления животных, что охотой никак назвать нельзя.
В результате у многих складывается сугубо отрицательное отношение к охотникам и охоте как таковой. Такие случаи были использованы некоторыми защитниками животных, например кинорежиссером Ю.Б. Маминым. Будучи ведущим программы, освещающей вопросы культуры на канале «ТВ 100», он заявил, что все охотники – это аморальные, бесчеловечные существа, которым убийство животного якобы доставляет некое удовольствие. Тем самым он оскорбил многих охотников, не только занимающихся непосредственно охотой, но и изучающих природу, зверей и птиц, и бесконечно влюбленных в родные края и проявляющих заботу о сохранении животных.
Прежде всего, отметим, что охота тоже способствовала появлению человека разумного (homo sapiens), его интеллектуальному и физическому развитию.
Первыеми произведениями искусства, как известно, считаются наскальные рисунки, которые рассказывают нам о жизни древнего человека, его борьбе за существование. Благодаря охоте, человек смог добыть себе и своей семье пищу, одежду и выжить в том суровом мире. Его рисунки на скалах показали последующим поколениям живые сцены охоты. Они доказывают, что древнего человека интересовали не только материальные блага, добыча, его волновал и сам процесс охоты.
Тема охоты нашла отражение во многих произведениях искусства. Сцены охот можно встретить в литературных произведениях великих писателей и поэтов, таких как Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, Н.А. Некрасов, С.Т. Аксаков, И.А. Бунин, И.С. Тургенев и многих других. Очевидно, если выбросить сцены охоты из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого, из «Записок охотника» И.С. Тургенева, «Деда Мазая» Н.А. Некрасова, произведения потеряют свое очарование и жизненную правду. И разве не взволнуют охотника строки И.А. Бунина:
Вот и утро! В колеях дорог
Грязь чернеет, лужи заалели...
Томно псы голодные запели...
Встань, труби в холодный медный рог.
И охотник встанет, пойдет с гончими на охоту, и не только, чтобы заполевать зайца или лисицу, но и полюбоваться родной природой, послушать заливистые голоса собак, почувствовать дыхание полей и лесов, полюбоваться восходами и закатами.
Я уверен, что благодаря именно охотничьей страсти настоящий охотник сохраняет в душе привязанность и любовь к родному краю, где он вырос и узнал природу. Такой человек станет настоящим патриотом, готовым защищать и беречь свою землю.
Некоторые охотники в закрытое для охоты время, например в начале апреля, ходили на ток без ружья, чтобы послушать нехитрую, но завораживающую песню глухаря и убедиться, что ток еще жив.
Многие художники-живописцы и скульпторы посвятили свои произведения охоте и природе. И.И. Левитан охотился на весеннего вальдшнепа на тяге. А сколько картин он создал под впечатлением от охоты в Средней полосе России! Его живописные работы не могут оставить равнодушным русского человека.
Знаменитые картины В.Г. Перова «Охотники на привале», И.И. Шишкина «Медведи в сосновом бору» заставляют задуматься о защите диких животных. Именно в этом охотники заинтересованы больше других.
Зарубежные художники также изображают в своих картинах различные сцены охоты. Недавно на канале «Культура» прогноз погоды в регионах сопровождался показом картин об охоте известных мастеров живописи, таких как Дега, Блинкс и других. Хочется, чтобы иллюстрации сцен охот и пропаганда бережного отношения к природе и животным стали традиционными на программах телевидения и в других средствах массовой информации.
Еще раз хочется напомнить противникам охоты, что именно охотники больше других заботятся о сохранении и приумножении поголовья диких животных. Они устраивают так называемые ремизы, то есть посевы злаков, картофеля и других культур на лесных делянках и местах, посещаемых зверем, валят осины для подкормки лосей и зайцев, устраивают солонцы. Недаром есть такой термин, как «охотничье хозяйство». И если это действительно хозяйство, то у него должен быть хозяин, ответственный за всю эту работу. Им должен быть охотовед или егерь, обеспеченный достойной заработной платой, современным транспортом, огнестрельным оружием и всем необходимым для организации охот и приема охотников. На этом посту должен находиться кристально честный человек, любящий лес, охотничьи угодья, птиц и зверей, живущих на воле.
Как известно, есть и охотники-профессионалы, главным образом среди северных народов и жителей глухой тайги. Если ненцам или эвенкам, например, запретить охотиться, то они просто исчезнут с лица земли. У них есть стада оленей, свои жилища они покрывают оленьей шкурой. Мясо оленей или тюленей не только спасает от голода, но и укрепить организм витаминами, избавляет от цинги и других болезней. Шкуры лис, песцов и прочие пушных зверей используются для изготовления одежды и обуви, чтобы выжить в суровых погодных условиях.
Мой давний друг и наставник Алексей Алексеевич Ливеровский аписал в своей книге «Охотничье братство»: «Славлю охоту! Она сделала меня мужчиной здоровым и выносливым, уверенным в своих силах. В детские годы была увлекательной игрой и отучила бояться неведомого: леса, темноты, мистики неосознанного. В дни молодости уводила от дружеских попоек, картежной игры, дешевых знакомств, показной стороны жизни. Зрелого – натолкнула на радость познания родной природы. Под уклон жизни спасла от многих разочарований и психической усталости».
Среди своих друзей-охотников Алексей Алексеевич вспоминает о Виталии Бианки, Н.К. Черкасове, физике-академике Н.Н. Семенове, писателе И.С. Соколове-Микитове, геологе Н.Н. Урванцеве. Все эти люди были не только охотниками, но и интеллектуалами, носителями русской культуры.
В толковом словаре живого русского языка В. Даля собрано много поговорок и крылатых выражений, услышанных в народе. Одна из них гласит: «Без охоты и человек – болван».
Комментарии (2)
НИК.ИВАНЫЧ
Название статьи говорит само за себя...Жаль только об это не знают наши правители:-((((
Филипп Стогов
А фото какое колоритное. Вглядитесь в счастливые лица охотников, то что это культурные люди - бесспорно, в данном случае можно говорить даже не о культуре как таковой, например, образовательной, а о внутренней культуре, присущей людям честным, духовно богатым и нравственно чистым, ну и вольным, конечно же.
Но у меня есть к автору один вопрос, правда, без надежды на ответ, т.к. Игорь Витальевич в дискуссиях не участвует, но все же... В одном рассказе А.А. Ливеровский, как-то назвал себя "англичанистом", и даже ездил к И.С. Соколову-Микитову по поводу щенка, присутствовал английский сеттер и в ряде других рассказов, но, если отбросить литературу, то А.А. Ливеровский известен нам как талантливый заводчик ирландских сеттеров. С чем связана такая перемена?