Досадная ошибка

Изображение Досадная ошибка
Изображение Досадная ошибка

Лет пять назад, когда я со своим товарищем Германом вступил в Реутовское общество охотников и рыболовов, нашему счастью не было предела. Сдав зачеты по охотминимуму и получив долгожданный охотничий билет, новоиспеченные охотники были готовы выйти на охоту.

Имея практически все необходимые документы и начищенные до блеска ружья, мы чувствовали себя профессионалами. Проблема была в том, что не хватало важного документа – путевки на охоту. В течение недели уточнили адрес и границы ближайшего охот-хозяйства, которое находилось во Владимирской области. От Москвы недалеко, всего сто километров. Набросали примерный маршрут движения до базы Лизуново. Рабочая неделя подходила к завершению. Долгожданных выходных ждали каждый день. Старт был дан в субботу.
Дорога незнакомая, добирались с остановками, уточняя маршрут у отдыхающих на обочине водителей. Примерный маршрут нашего пути, вместо положенных полутора часов, обошелся нам в три часа. Как гласит народная пословица: – «Бешеной собаке и пять километров – не круг».


Проехав на шестьдесят километров больше, мы все-таки добрались до места назначения. Уточнив у местного населения адрес нашего егеря, нашли его. Познакомившись с Владиславом Владимировичем, показали ему все документы. Получив путевки, с нетерпением стали рваться в бой. Владислав Владимирович поинтересовался у нас: «Всех птиц знаете, которых разрешено добывать?» «Конечно, знаем всех, – ответили мы гордо. – Кто же их не знает, птицы – «они и в Африке птицы».
Оставив машину у дома егеря, взяли свои ружья, патроны и пошли в лес. По дороге к лесу решили остановиться и посмотреть, на кого же все-таки разрешено охотиться, что за птицы указаны в путевке. Посмотрев путевки, увидели знакомые названия. Водоплавающая – 4 штуки, вальдшнеп – 3 штуки, рябчик – 2 штуки. Указанное количество добычи птиц нас привело в замешательство. Это за день охоты разрешено такое количество или за весь сезон, мы поначалу не поняли. Задавать такие вопросы егерю мы постеснялись, не желая показать свое незнание.


«Уток знаем, вальдшнепа знаем, а рябчика знаем?» – спросил я у Германа. «Птичка небольшая, серенькая, с хохолком. Если рябчик указан в путевке, значит, он есть. Будем искать». Расчехлили свои ружья, разделили на двоих единственную пачку патронов под номером пять, зарядились. «Начнем с рябчиков, потом с вальдшнепов, а в конце уточек настреляем», – мечтали мы, идя по дороге вдоль леса.


Неожиданно для нас слева по веткам деревьев перелетели две птицы. Окрас туловища рыжевато-коричневый, хвост и верх головы – черные, хохолок на голове, крылья на плечах – ярко-голубые. Вот и долгожданные рябчики! Не успели они перелететь с ветки на ветку, как мы с товарищем начали стрелять. Стреляли навскидку.
Первые выстрелы дали положительный результат. Вот это охота! Добыв по одному рябчику, мы поздравили друг друга с полем. Рассматривая птиц, проверили хохолок. Все имеется. «Я не думал, что так все просто, как в аптеке», – сказал я Герману, укладывая птиц. «Мы с тобой просто везунчики!»


Спустя некоторое время мы возобновили охоту. Пройдя немного вперед, увидели летящего прямо над нами рябчика. Мгновенно вскинули ружья, и практически одновременно прозвучали два выстрела. Птицу перевернуло в воздухе и отбросило в глубину леса. Чей выстрел был раньше, мы спорить не стали, все делали вместе. Найдя очередной трофей, мы почувствовали вдохновение. «Что-то рябчики развеселились, летают везде, прыгают, так мы быстро закончим охоту», – сказал Герман, смотря вдаль.
Еще одна птица метрах в тридцати невысоко на старой сосне занималась чем-то своим. Увидев нас, птица замерла и готова была уже вспорхнуть, как прозвучал сухой, но верный выстрел 12-го калибра. «Браво!, Молодец! Вот теперь можно сделать перерыв», – сказал я, усаживаясь на пень срезанного дерева, поросшего мхом. «Мне кажется у нашего рябчика большой хвост, да и черный какой-то». «Все равно его выщипывать придется, хвост как хвост».


После короткого отдыха мы решили пройтись вдоль реки. По пути встретили охотника с девушкой. Молодые люди стали расспрашивать, каков результат нашей охоты. «Только по два рябчика взяли», – скромно сказал Герман. На лицах наших собеседников было написано удивление. «А вы что наработали?» – спросил я. «Пока пусто. Половину дня с рябчиком боремся. Он то сзади подлетит, то в двух метрах от нас появится. Постоянно получается неудобное положение для стрельбы». «Ну вы и даете, ребята. Этих рябчиков здесь пруд пруди. Стреляй – не хочу». Молодежь после наших слов вообще обалдела. «А вы манком подманиваете?» – спросили они, уже уходя. «Какие манки, мы их влет стреляем. Удачи вам, ребята, тренируйтесь, и вам повезет обязательно!» – пожелал я на прощание молодым людям.


Но разговор с ними насторожил меня: «Герман, мне кажется, что здесь что-то не то». «Что не то? Птица с хохолком? С хохолком. Серенькая? Серенькая. Под цвет листьев? Да. Это сто процентов рябчик».


Время приближалось к вечеру. Дело до вальдшнепов и уток в этот день не дошло.
Довольные первым удачным для нас выходом на охоту, мы возвращались к машине. Разрядившись, зачехлили ружья. Организовали ужин на открытом воздухе и затем поехали домой. По дороге постоянно убеждали себя, что у нас настоящие рябчики.


Приехали домой уже в темноте, на душе было неспокойно. Мысли об этих рябчиках были разными. Не успев снять верхнюю одежду, судорожно начал листать охотничью литературу в поисках рябчика. Глядя на фотографию, меня пробил холодный пот – не похож. Нашел картинку в детской книге о птицах: наши трофеи походили на нее как две капли воды. Это «сойка», семейства врановых, отряда воробьинообразных. Вот те раз – галок настреляли!
Я сразу же позвонил Герману и рассказал, кого мы с ним добыли. «Это была тренировка тактической охоты», – сказал он немного разочарованно.
Следующие выходы совместной охоты были уже тщательно подготовленными. Изучалось поведение, места вероятных кормежек птиц. Какие боеприпасы и манки использовать и на кого.


Этот первый выход дал нам хороший урок в этом непростом занятии – охота.


От редакции

Случай, о котором поведал автор, очень типичен для современных, начинающих охотников. Объектов охоты – виды птиц и зверей вступающие в охотники знают очень приблизительно, а потому могут выстрелить и в сойку, и в дятла, и в цаплю, и в журавля, и в других птиц, не являющихся объектами охоты, в том числе и тех, которые находятся под охраной.


Трудно себе представить, чтобы такие случаи происходили в Германии или, например, во Франции, где знание охотничьей фауны служит неотъемлемой частью экзамена при вступлении в охотники. Отмена обязанности сдавать охотничий минимум при получении охотничьего билета только способствует умножению биологически неграмотных охотников. Тема эта очень серьезная, и редакция призывает наших читателей к ее обсуждению.