И вот ранним утром мы приехали в лесничество неподалеку от районного центра Шпиков Винницкой области. Сюда же начали съезжаться остальные члены команды: местный врач, учитель. Инженер какого-то завода, еще какие-то люди и, конечно, лесничий и пара лесников. Всего набралось человек двенадцать.
Командовал всеми здоровенный дядька, который очень отличался от остальных. Все были одеты кто в куртку, кто в фуфайку, кто в пальто, в общем, по-простому. Этот же был одет в кожаную коричневую куртку, на ногах желтые кожаные болотные сапоги, на голове короткополая шляпа с длинным пером, на поясе висел старинный патронташ, старинный же ягдташ, а на плече висел длинный охотничий рог со всякими вензелями. Ружье у него тоже было старинное и явно импортное, с серебряной гравировкой. На нашем фоне он выглядел как павлин среди куропаток. Фигура такая колоритная, как будто сошла с картины столетней давности. Ни дать ни взять самый настоящий Тартарен из Тараскона. Но дело он свое знал. Сначала провел подробный инструктаж, проверил, кто чем стреляет, затем обсудил все детали загонов, и тут же разыграли номера.
Видно было, что его здесь уважают и к его мнению прислушиваются. Я расспросил потом одного егеря, что это за фигура? Оказывается, что этот местный «Тартарен» охотился парнем еще до войны со старыми охотниками, которые и привили ему любовь к правильной охоте, чтобы она была красивой и не превратилась в одну пальбу. После войны он служил в Германии и там также поучился разным охотничьим правилам. В общем, охотник он был серьезный и правильный.
Пошли в лес. Нас с приятелем поставили на номера. Я шел последним, передо мной шел доктор и показал мне, чтобы я стал за поворотом метрах в ста двадцати от него, очевидно, чтобы перекрыть край. Я стал на место и приготовился. Гонка была длинная, прошло уже больше часа, а гонцов не было слышно. Я подумал, что про меня уже забыли и пошли к машинам. Потеряв терпение, я тихонько пошел по просеке обратно. Прошел поворот, и тут из-за дерева выходит доктор и машет мне, чтобы я шел обратно. Я только дошел до поворота, как около того места, где я стоял, пробежало шесть кабанов. Стрелять было далековато.
Вот так из-за моего нетерпения мы остались без добычи. Делать загонки больше не хотели, и все поехали в лесничество. За столом, как всегда, начались разговоры, байки. Заводилой был, конечно, наш «командующий». Из всего услышанного я запомнил только его рассказ, как в конце войны под Калининградом он с разведчиками напоролся на немцев; местность ровная, головы не поднять, так бойцы прыгнули в какой-то канал и просидели там двое суток, пока их не выручили. Я представил себе, как можно две суток сидеть по горло в холодной воде и потом даже не простудиться? Но на войне и не такое было. Удивительно, но за всю охоту и даже в застолье я не услышал ни одного нецензурного слова. Может, стеснялись областного начальства, а может быть, публика была приличная? Но, скорее всего, давил авторитет главного охотника.
Перебирая в памяти прошлые охоты, я всегда с улыбкой вспоминаю этого украинского «Тартарена» и удивляюсь, как в такой глуши сохранился этот яркий и самобытный представитель ушедшей эпохи?
Комментарии (21)
Александр Арапов
Еще одна немаловажная деталь граней таланта. Дориан Бешуля еще и музыкант! А, если серьезно, наконец,. неплохой охотничий рассказ.Конечно, нужно простить автору местечковую терминологию при описании загонной охоты, что лишь добавляет колорита рассказу. Отмечу предельно честное, думаю, описание собственного поведения на номере. Но, вот, где-то на подсознании, в образе Тартарена представляется сам Дориан. Ну. хоть убейте, ничего с собой поделать не могу!...Наверное, сказывается незримое присутствие в других рассказах уважаемого автора призрака не менее уважаемого барона Мюнхаузена!
КСН
Нет на данный момент среди российских пишущих охотников альтернативы молдаванину Дориану Бешуле.
2 ответа
Филипп Стогов
Есть. Тот у которого "ничто не предвещало беды", да друг Казбек.
Борис Соколов
Вот ничего не хотел тут писать, так как сам-то сюжет, как говорит один мой знакомый высокопрофессиональный журналист, "очень вкусный" и колоритное авторское исполнение (уже притча во языцех) его не портит, но не развеселиться после этой репризы не мог :)
владимир козявин
А вспомните покойного,царствие ему небесное,Вадима Жибаровского,его талант подать читателю просто сбор грибов. Это было не подражаемо!
1 ответ
Георгий
Особенно рекомендации, перед тем как срезать грибок, очистить его помазком для бритья.
Владислав Шатилов
"Гонка...,гонцы..., загонка.." Ну, я не понимаю таких охотничьих рассказов! Надоело ждать - ушёл..., а в это время... Как не побили то?
Алексей Стефанович
Сравнивать автора с всемирно известным бароном, конечно, не следует. Барон прославлял свои охотничьи и иные подвиги, а автор повествует скорее о своих охотничьих антиподвигах и иных "подвигах" и курьезных ситуациях в которые попадал он сам и его друзья и коллеги охотники. И делает это он достаточно тонко, деликатно и с мягким юмором. Поэтому его рассказы очень поучительны и не могут не вызывать уважения читателей. Не случайно автор выиграл конкурс на лучший короткий охотничий рассказ объявленный редакцией РОГ в 2014 году. Поэтому в этот праздничный день хотелось бы поздравить Дориана Бешулю с успехом и пожелать ему новых творческих побед и удачи на охотничьей тропе.
2 ответа
Александр Арапов
Может быть, со мной что-то не так, ну не вижу я никакой поучительности, не вижу даже намека на мягкий юмор. Данный рассказ автора, пожалуй, наилучшее сочинение Д.Бешули, а оказывается есть еще лучше! Кто-нибудь просветил бы. А вообще-даже слов не хватает. Как не вспомнить комментарии С Мартынова, только сейчас понял о чем он, но повторить не могу черт его знает, по- моему у меня и клавиш таких нет.
Интересно, читает ли Автор комментарии к своим рассказам, если читает, то стойкий же он оловянный солдатик! Успехов и еще большей стойкости ему и всем нам!
Владислав Шатилов
Разрешите пожать Вашу руку, Александр! При всём уважении к возрасту Дориана, я не думаю, что ЭТО достойное произведение! Разумеется, это только моё мнение. Может быть, он музыкант хороший?
Aleks Jarkovoj
В очередной раз поражаюсь неистребимому желанию подвергуть кого-то остракизму.
И в очередной раз пишу о том, что автор вряд ли причастен к тому, что рассказ здесь появился. На сайте много раз появлялись мои статьи, те о которых я и думать забыл, но со свежей датой. Так, что претензии к редакции.
Снисходительность к чужим маленьким недостаткам и слабостям должно быть присуща, на мой взгляд, всем порядочным людям. Ну был у покойного В.В Жибаровского, с которым кстати у меня были очень хорошие отношения, свой ритуал сбора грибов. Что же мне, когда-то ездившему за грибами на конной телеге, надо было презирать его за это?
Вас господа даже не останавливает и то, что Ваша критика абсолютно ни на что не влияет. Как появлялись на сайте неугодные Вам авторы, так и появляются. Ну заявите,Вы еще раз о собственной исключительности... Мне все-таки представляется, что РОГ газета народная, а посетители сайта не члены закрытого клуба ценителей изящной литературы. И то что в ней печатаются не профессионалы, думаю совершенно правильно.
3 ответа
Георгий
Для тех кто говорит и мыслит по-русски:
Остраки́зм (др.-греч. ὁ ὀστρακισμός, от τὸ ὄστρακον — «черепок, скорлупа») — в древних Афинах народное голосование, во время которого граждане на глиняных черепках писали имя нежелательного гражданина; если имя одного и того же человека написали 6 000 и более человек, его изгоняли на 10 лет[1]. Однако следует подчеркнуть, что остракизм — это не наказание за какое-либо деяние, а превентивная мера во избежание, например, захвата власти и т. п.[2] В литературе часто этот термин ошибочно переводят как «суд черепков» (дословный перевод термина — «черепковать» или «вычерепковать»).
В широком смысле остракизм — гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.
Филипп Стогов
Весьма прискорбно, что редакция не считается с мнением читателей и продолжает тиражировать никчемные опусы, ей же и "дипломированные". Да, здесь не "закрытый клуб ценителей изящной литературы", но хотелось бы напомнить путеводную фразу С.Н. Рериха: "Будем стремиться к прекрасному" и очень хорошо, что такое стремление прослеживается у многих читателей, игнорирование которого со стороны редакции, естественно, сказывается на количестве подписчиков. А почитатели всякой безвкусицы напоминают бычка на приколе, где привязали, там и пасется, то на пыльной обочине, то около ж.д. полотна (вести ближе), а заливная луговина не востребована.
Филипп Стогов
Добавление к сказанному.
М. Коломыченко - автор рассказа "Петров день", на мой взгляд, лучшая публикация за последние годы, в предисловии к одному из рассказов писал:"Посвящается крайним поколениям охотников воспитанных еще на Бреме и еще могущих ночью зануздать лошадь". На писаниях Бешули такого поколения не вырастишь...
владимир козявин
Я не отношу конкретно свои соображения именно к этой обсуждаемой статье,просто хочется, чтобы мы ,участники,и я в том числе, чаще задумывались о том "как слово наше отзовется."Чтобы люд, выступающий с закрытым забралом и хаящий все и вся,имел элементарное уважение.Чтобы чувствовалось,что вместе с достатком и образованием у человека вполне удовлетворительное начальное воспитание. Чтобы состоявшиеся авторы, коих здесь не мало,и они уже достаточно уважаемы, не боялись смело предложить, как образец написания что- то из своего, или кого-то конкретно....А пока, порой,просматривается предвзятость,завуалированная зависть, амбиции, переходящие в склоку. ..Я даже не уверен,имел ли право такое написать,не обессудьте..."Художник спорит кистью"...
4 ответа
Филипп Стогов
"Несчастен человек, который не делает того, что он может, и борется за то, чего он не понимает". Гете
Aleks Jarkovoj
Я Филипп Вам аплодирую!Вы в своем амплуа Ну во первых Ваши комментарии -это завуалированное хамство.Это я о бычках...Во вторых -это самолюбование. Тут тебе и Рерих и Гете. Так их, т.е нас...
Но вот позвольте спросить. Я из того поколения которое помнит тягловый скот -быков и лошадей.Но быки -это очень детское, лет до 10ти. А вот лошади подольше и нам очень рано их доверяли.Едва ли я сейчас способен сесть в седло и помчаться галопом.Но коня зануздаю без проблем.
Брем у нас в доме был всегда, по меньшей мере два толстых тома.
Но Вы часом временем не ошиблись, в претензиях к Д.Бешуле по не способности вырастить на своих писаниях поколение способных зануздать лошаддь?
Филипп Стогов
Нет, Александр Алексеевич, не ошибся. Отсутствует эффект сопереживания, у читателей такого чтива зануздать лошадь желание никогда не возникнет, да и с какой стороны к ней подойти они не узнают, а более того, не захотят. С такой литературой как у бычков, где привязали, там и кормись, что дали, то и читай, но человек разумный (именно так он называется по латыни) тем и отличается от "бычков", что у него есть право выбора, многих авторов я просто пролистываю. Уверен, что в Новогоднюю ночь (исключаем экстремальные, дорожные и т.п. ситуации) большинство из нас наливали шампанское в хрустальный фужер, а не в граненый стакан. Мы восхищаемся посудой с охотничьими сюжетами, а не алюминиевыми мисками, картинами художников, а не вырезками из журналов, хотя и они имеют право на существование, при определенных условиях бытия, но стремится надо к прекрасному и совершенному, вот такая моя позиция. Ни кому ее не навязываю, но с человеком для которого, скажем, Дарья Донцова великий писатель мне общаться неинтересно, отсюда и Гете и Рерих, а ранее был Гейне...А для каких-то ситуаций и Бисмарк, и Черчиль, но не для показа начитанности или самолюбования, а для убедительности. Надеюсь, что убедил...
Aleks Jarkovoj
Ну разве в том, что я ранее подозревал. Вы германофил.Лошадиную тему мы пожалуй обсуждать не будем. Там все сложнее, чем Вам кажется, хоть зачитайся самых достойных авторов.
На предмет стремления к аристократизму в себе и во всем, включая предметы быта, то похоже мы люди совершенно разные. Возможно, что Ваша планка не в пример моей очень высока, если конечно не Ваш прототип изображен на картине художника Федотова "завтрак аристократа". В моих же жизнененых принципах важнее не форма, а содержание.Лично я совершенно безразличен к тому из какого бокала я выпил шампанское на Новый год,но наверное бы удивился наличию на столе аллюминевых вилок и мисок. Все таки те времена прошли.Но вот задуматься о надобности на столе посуды с охотничьими сюжетами так это едва ли.
И еще о содержании. В человеке прежде должна быть внутренняя культура.Именно она определяет линию поведения.Что касается литературных предпочтений, то я славянофил. Потому К. Симонов, Н.Смирнов, Шолохов В.Распутин, Н.Задорнов(отец М.Задорнова) и т.д В отношении Д.Донцовой и ей подобных тиражирущих низкопробный ширпотреб прежде всего с коммерческой целью совершенно с Вами солидарен. Но между тем доброжелателен к тем самодеятельным авторам, кто этой цели не преследует.Пусть пишут больше, по крайней мере лучше, чем бесцельно прожигать время.И вот еще о чем я хотел бы сказать. Не грех конечно к случаю и сослаться на крылатое выражение либо авторитетное мнение. но ссылки на великих порой не понятны и для следящих за спором убедительности не добавляют.
владимир козявин
И коль уж это наш сайт, он должен быть не просто популярен и читаем, а и почитаем. А хамство и оскорбления вряд ли вылечиваются предупреждениями.
владимир козявин
А по большому счету это не так уж и важно - купейные места или общий вагон. Эстеты. или технари,или же два в одном, так тоже бывает.Куда как более важнее то,чтобы этот разномастный люд,одержимый одним направлением, доехал-таки до конечной станции,чтобы не дергали стоп-кран, не загнали в тупик. И чтобы и те и другие понимали , что от простоты и естественности человек не становится меньше,что совершенных людей просто не бывает.И чтобы по благополучному прибытию все мы собрались на одной поляне, и те,кто уже начал забывать или совсем забыл" Мойдодыра"и те,кто помнит кое- что из" Опытов Монтеня," и подняли все то что имеется в наличии,я согласен даже выпить из деревянной ложки,за охоту.