Не просто так дают знать о себе синички: десятки лет в период малокормья, холодов и снежного покрова обустраиваю я во дворе птичий общепит. Меню разнообразное: морожу в холодильнике ягоды калины и красной смородины, сушу грозди рябины, зерно пшеницы и семя подсолнечника приобретаю на рынке.
Год от года увеличивается видовой состав и количество бедствующих птиц. А как морозы за минус двадцать приударят, наступает полный аншлаг на птичьем общепите. Обустроена столовая тоже непросто. На деревья подвешены крытые кормушки, но не всякая сторожкая птица отважится залететь в полузакрытое, хоть и с вожделенной снедью, пространство. Потому-то для щеглов и чижей я утаптываю снег и создаю дополнительные подкормочные площадки, сдобренные семечками подсолнуха.
Каждому страждущему — свое угощение. Для дятлов, больших и малых пестрых, зеленых и седоголовых, лучшая подпитка — наколотые на ветки кусочки свежего свиного сала. Но не одни они любят жирный продукт: поутру, разгоняя мелкотню, наведываются сюда сойки, сороки и галки. Но не летят на поживу гвалтом, старшинство поддерживают. Насытятся сороки — их сменяют сойки, а уж после того как съестное остается лишь возле шкурки, подлетают и галки. А есть-то и нечего. Но ждут опытные птицы, перелетев на растущий поблизости дуб: вот-вот появится и для них угощение. Усвоили время нашего семейного завтрака, знают, что со стола остатки: каша — корочки хлеба — все им. Тут уж пиршество идет во всю ивановскую, с обычными потасовками, наскоками — жадность и голод тому причина.
Иное дело — щеглы и чижи. Рассядутся по соседству друг с дружкой (а летают-то и держатся не поодиночке) и спокойно, неспешно лузгают семечки, подбирают зернышки рапса. Нет суеты, понимают: корма всем хватит. Но опасливы птицы. Появится в небе силуэт низко пролетающей вороны — и они в страхе вспархивают.
Самые беспокойные — воробьи. Всюду у них толкотня, даже до сала развешенного они досужи и гонят синиц от аппетитных кусочков.
Время от времени, в самую пору ненастья, объявляется поблизости ястреб-перепелятник, прилетающий из соседнего бора. Как же он может допустить, что исконная добыча переместилась в пригородный поселок к искусственному кормилищу? И берет он с него зазевавшихся малых птах и насыщается. Но налеты ястреба редки, потому спокойна пернатая братия в своем посещении желанной подкормки.
Люблю наблюдать свиристелей и снегирей, пришлых для наших мест с северных окраин, да и питающихся разными кормами. Что объединяет их, так это стайность. Объявится разведчик от сообщества, съестное что-то обнаружит и тут же призывным свистом своих спутников по странствию призывает.
Зацвиркал повечеру свиристель-поисковик, обнаружил себя, и я тут же рассыпал на снегу ягоды калины и смородины. Склюнул он их несколько, и мгновения не прошло, как гомонящая стайка невесть откуда взявшихся птиц начала поглощать угощение. Запасов для них в морозильнике оказалось всего на неделю, но переключились птицы на ягоды растущего в усадьбе барбариса и шиповника.
Красногрудые самцы-снегири и их малоприметные подружки, потребители масляного семени, предпочитают подсолнух. Объели они в округе ядра летучек ясеня и клена, вот и объявились на обустроенной мной птичьей столовой. Степенны они, но близко человека не подпускают.
Сойдут холода, и птицы потихоньку начнут возвращаться в родные пенаты, чтоб род свой дальнейший продолжить.
Комментарии (5)
Филипп Стогов
Очень добрая, с душой написана статья, напомнившая мне, почему-то, ушедший в прошлое Птичий рынок, что находился недалеко от метро "Таганская". Вернее, его птичьи ряды, в которых торговали кормами для птиц. Да, были тут традиционные семечки, просо и еще какие-то крупы, но самое интересное, можно сказать таинственное, было у торговцев различными семенами. Вот где были энтузиасты, и торговали-то недорого, а за общение, за разговор - скидка. Каких тут семян только не было и подорожника, и злаков всяких, но главное все это хранилось в холщевых, матерчатых мешках, никаких коробок, тем более железных. Как правило, среди таких торговцев и можно было найти лучших птицеловов: щеглы, чижы, чечетки, снегири и прочая лесная, да полевая мелюзга. Работали они и на заказ...
4 ответа
Сергей Кудинов
В школьные годы прошел школу "пцевода-птицелова". По сути, это самая настоящая охота. Поймать чижа, репела, снегиря или щегла совсем не просто. По эмоциям это полноценная охота. Требуется хороший инвентарь, надо уметь прятаться, знать особенности каждой из видовых охот и уметь ждать своего часа. Под дождем, на морозе, не выспавшись...
Когда меня пытаются пугать тем, что тем или иным способом отлучат от охоты... я всегда говорю, что настоящему охотнику невозможно запретить охотиться. Без ружья можно охотиться ловя певчих птиц, можно ловить перепелов накрывашкой, можно с борзыми травить лисиц и зайцев, капканами ловить андатр, норок и куниц... Когда кто-то затевает разговоры о "настоящем" охотнике, всегда говорю, что настоящий это тот, кто всегда найдет на кого ему охотиться, а при нужде и прокормиться этой охотой сможет.
Публикацию прочитал с интересом... Снегири - пожалуй, самые доверчивые к человеку птицы. Пойманные уже менее чем через неделю начинают "играть" (токовать, петь) в клетке, легко приучаются кушать с рук.
Самые забияки - щеглы. Постоянно ссорятся и дерутся. Все певчие птички вечные кочевники. Они не мигрируют, как утки или гуси, а кочуют от мест гнездовий туда где чуть теплее, чуть сытнее и обратно. У любой из кормушек её "население" постоянно обновляется. Так, что бы прилетели и жили всю зиму не бывает. Инстинкт гонит их то к югу, то обратно.
В общем... наблюдая за птицами погоду прогнозировать можно. Например, в этом году так и не появились на саратовщине чечётки...Ещё в октябре (время пролёта) было понятно, что зима будет не суровой... - сбылось!
Филипп Стогов
На мой взгляд, самые драчливые это большие синицы, а щеглов держали вместе с чечетками, вроде, ничего, уживались. А вот снегири в Москве, к сожалению, исчезают. Раньше ловили петелькой на палке, теперь и ловить-то некого, редкий гость, совсем пропали городские ласточки, только старые гнезда остались. А вот чижей стало больше, кочуют вместе с синицами.
Сергей Кудинов
Синиц редко в клетках держали. Песня у них простенькая, корм им надо "сложный". Как для "насекомоядных". Ну и скандальные...
По видовому составу принцип такой - количество снегирей, чечёток, свиристелей или чижей во многом зависит от того, как сильно их "давит" природа на севере, и от того каков урожай на их корма в вашем городе.
Уродилась рябина в городских парках - будет много свирелей и снегирей. Уродилась береза - будут чижи и чечётки.
Филипп Стогов
Прошлой осенью занесло меня во Владимирское ополье и там в усадьбе "Маринино" - "дворянское гнездо" Танеевых, половина одной из комнат отдана птицам: щеглы, снегири, канарейки еще кто-то, уж не помню. Внутри вольеры стоят елочки, березки, разыщу фотографии (вроде бы жена снимала на "цифровик") скину сюда, а около сетки на, смотровой стороне - кресло для "натуралиста". Право слово, уходить не хотелось.