В нашей Кировской области, как и в других лесных регионах, ЗМУ проводится главным образом для определения численности лося. Численность необходима для определения лимита на получение юридическими лицами бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений охотникам.
Считаю правильным разрешение на добычу называть лицензией. И вот почему. В Гражданском кодексе (далее — ГК РФ) лицензия — это документ, выдаваемый государством, или от имени государства предоставляющий и подтверждающий специальную правоспособность. В статье 8.3 отраслевого закона выдача разрешений на добычу предоставляет получение специального права, право на добычу (право на охоту). Согласно ГК РФ, подобное разрешение специальной правоспособности — де-юре лицензия.
Отраслевая лицензионно-лимитная система, состоящая из разрешений на добычу и выделяемых лимитов, имеет два правовых тупика: а) незаконна с точки зрения гражданского законодательства, б) прямо ущемляет конституционные права и свободы охотников.
В части незаконности ситуация следующая.
В гражданском законодательстве обозначены и присутствуют:
а) общая правоспособность (общее право);
б) специальная правоспособность (специальное право). Каждому из них присущи и сугубо собственные документы. Для специального права это лицензия, т.е. специальное разрешение, выдачей которого предоставляется и подтверждается предоставление права. Отсюда и правовое поле там, где для добычи де-юре требуется преодоление действующего запрета на охоту. Т.е. разрешение (лицензия) выдается в двух случаях: а) вид запрещен для добычи, краснокнижный или редкий; б) запрещенными являются сроки добычи (охоты). Говоря проще, в гражданском законодательстве разрешение (лицензия) — документ для добычи видов, на которые охота изначально запрещена.
В ситуации общего права, где разрешенные виды и сроки охоты — разрешения (лицензии) со специальной правоспособностью не нужны. Здесь требуются другие разрешения общей правоспособности. Это обычные путевки или иные письменные или устные разрешения, регламентирующие осуществление уже имеющего права на добычу (охоту). Типа ходи от этой елки до той сосны и добывай этого и столько-то голов, штук.
К большому сожалению, разработчики Закона «Об охоте…» не увидели в охотничьем хозяйстве разницы между специальным (лицензия) и общим (путевка) правом. Обозвали лицензию разрешением на добычу и ввели тотальное лицензирование и лимитирование для всех видов охотничьих ресурсов.
Сваливание и смешивание в одной куче лицензий с путевками — стратегическая ошибка.
Животный мир в нашей стране является общенародным достоянием (№ 52-ФЗ). Достояние — это форма наделения собственностью (ГК РФ). Собственник животного мира — народ. Охотники — коллективные собственники (совладельцы) объектов охоты. Отсюда следует, что право собственности автоматически предоставляет общее право пользования. Это основа гражданского законодательства. Какими могут быть специальные разрешения (лицензии), предоставляющие право пользования достоянием? Кто придумал всю эту галиматью?
Говоря проще, в ситуации общей правоспособности при охоте на разрешенные виды в разрешенные сроки из двух видов разрешений лицензия и путевка — ГК РФ оставляет в правовом поле только путевку. Специальное право (лицензия) — это для особых случаев, когда добыча (охота) изначально запрещена. Второй правовой тупик — это нарушение конституционных прав и свобод.
Разрешение (лицензия) на добычу базируется на нормах отраслевого закона № 209-ФЗ. По нему охотники изначально право на охоту не имеют (ст. 8.1 № 209-ФЗ) и получают его только путем приобретения разрешения на добычу (ст. 8.3 № 209-ФЗ), что прямо противоречит Конституции РФ. Собака порылась здесь вот где. Право на охоту нам предоставляет не отраслевой Закон «Об охоте…», а Конституция РФ. Закон «О животном мире» относит животный мир к возобновляемым природным ресурсам, а охоту к видам и способам пользования животным миром.
Конституция РФ (ст. 9. п. 1) пользование природными ресурсами (в нашем случае — охота) относит к основным правам и свободам, основам жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Отсюда, согласно Конституции РФ (ст. 17. п. 2), право на охоту изначально у нас у всех есть и: а) принадлежит с рождения; б) неотчуждаемо.
Неотчуждаемость означает, что лишить человека права на охоту нельзя, это прекращается только со смертью. Подчеркиваю! Это нормы Конституции. Все рассуждения о предоставлении права на охоту через выдачу разрешения (лицензии) на добычу или госохотбилета — словоблудие.
Документами, удостоверяющими право на охоту, являются также никакие ни госохотбилеты и лицензии, а документы, удостоверяющие гражданство России. Паспорт РФ, свидетельство о рождении и т.п.
Конституция имеет наивысшую юридическую силу. Отсюда в ситуации охоты на разрешенные виды в разрешенные сроки не просто сами лицензии, но и лимиты на выдачу разрешений на добычу не только лосей, а всех в целом видов — незаконны. Здесь могут применяться только документы общей правоспособности, т.е. охотничьи путевки, а также иные устные и письменные регламентационные разрешения.
Если кто-то в подобной ситуации доказывает законность применения разрешения (лицензии) на добычу, знайте — говорящий либо не владеет ситуацией и, соответственно, заблуждается, либо вас просто целенаправленно обманывают.
Разрешения на добычу и лимиты являются конкретным механизмом освоения бюджетных средств и краеугольными камнями в доктрине «бюджетные средства осваиваются полномочиями госслужб». Совершенно очевидно, что в отраслевой закон № 209-ФЗ они были внедрены чиновниками целенаправленно для сохранения источников бюджетного финансирования.
Что же получили в итоге? Лицензионно-лимитная система совершенно не стыкуется с законодательной вертикалью (Конституция РФ, ГК РФ, Закон «О животном мире»). Ничего хорошего от такого правового тупика ждать не стоит. Система лимитов и лицензий будет и далее искрить и производить все новые и новые отраслевые проблемы.
Что же делать? Лимитно-лицензионную систему необходимо заменить на то, что вписывается в Конституцию РФ, гражданское и общефаунистическое законодательство, т.е. на нормативно-регламентационную систему. Разрешения (лицензии) на добычу заменить на охотничьи путевки, лимиты и квоты — на охотхозяйственные нормативы.
При общенародном достоянии охотничьих ресурсов имеющееся по Конституции РФ право на охоту с рождения имеет законодательно три обременения.
Квалификационные обременения — требуется наличие документа с отметкой о сдаче охотминимума.
Регламентационные обременения — наличие охотничьих путевок, регламентирующих осуществление имеющего права на охоту охотника, в целях соблюдения нормативов устойчивого существования и устойчивого пользования охотничьими ресурсами.
Финансовые обременения — наличие квитанций об оплате налога на имущество. Собственниками охотничьих ресурсов являются все граждане России, но плательщиками налога являются конкретные пользователи — в виде сборов за добычу голов, штук.
Начальной правовой основой регламентационных обременений охоты является статья 36 п. 2 Конституции РФ: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Далее статья 1 Закона «О животном мире» дает определения устойчивого существования и устойчивого пользования объектов животного мира.
Термин «устойчивое существование животного мира» перекочевал в Закон «О животном мире» из декларации Международной конференции ООН, проходившей в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро, и представляет не совсем точный перевод с английского на русский. В русском языке к объектам животного мира применяется термин не «существуют», а «обитают».
Нормативы как устойчивого обитания, так и устойчивого пользования представляют конкретные цифровые значения и определяются вполне конкретными, хорошо известными охотоведам и специалистам охотничьего хозяйства действиями.
Охотхозяйственное обследование, охотустройство и бонитировка. Каждому бонитету соответствует минимальная и максимальная численность — это и есть нормативы устойчивого обитания для конкретных охотхозяйственных популяций. Каждому бонитету соответствуют свои нормы изъятия — нормативы устойчивого пользования. Таким образом, благодаря соблюдению нормативов через охоту и биотехнию, охотхозяйственные популяции будут пребывать в оптимальных критериях своей численности без всяких лимитов и квот. Все это охотоведческой наукой давно изучено, опробировано и работает безотказно.
Нормативы устойчивого обитания и устойчивого пользования для каждого охотхозяйства должны быть внесены в региональный охотхозяйственный кадастр. В гражданском законодательстве без надлежащего учета, оценки и регистрации невозможны юридически значимые действия. Нормативы устойчивого обитания и устойчивого пользования, внесенные в региональный охотхозяйственный кадастр, делают ненужными лимиты и разрешения на добычу и являются основанием:
а) для планирования добычи через количество охотничьих путевок, выдаваемых охотникам, в которых устанавливается место охоты и норма добычи;
б) для расчета размера сбора (налога) за пользование объектами охоты, на которые такой сбор установлен (ст. 333.3 НК РФ);
в) являются базовыми критериями надзора, контроля, мониторинга за устойчивым обитанием охотничьих ресурсов и рациональным пользованием ресурса.
Система лимитов и лицензий не вписывается в законодательную вертикаль и давно превратилась в орудие «кошмаривания бизнеса». Будет и далее искрить и производить все новые и новые отраслевые проблемы.
Сейчас практически все значимые полномочия переданы на места в регионы. Отсюда охотпользователям необходимо отмобилизовать юридические силы и через региональные правительства и региональные парламенты начать конкретные юридические действия по отмене лимитно-лицензионной системы и полной ее замены нармативно-регламентационной. Жизнь все равно рано или поздно заставит это сделать. Отсюда следует — лучше начинать уже сегодня.
Комментарии (0)