Изображение Как задобрить ичиту
Изображение Как задобрить ичиту

Как задобрить ичиту

Русские полярные исследователи конца XIX — начала XX века часто нанимали в свои экспедиции представителей коренных народов Севера: их знания и опыт выживания в суровых условиях арктического климата были просто незаменимы.

Часто между полярниками и «инородцами» устанавливались добрые отношения, перераставшие порой в дружбу. Ученые и путешественники с большим интересом и вниманием относились к нравам, обычаям и верованиям северян и записывали в своих дневниках их рассказы и легенды, а также делились собственными наблюдениями и впечатлениями. Руководитель Русской полярной экспедиции 1900–1902 гг., выдающийся геолог Эдуард Васильевич Толль писал по этому поводу: «Мои наблюдения не претендуют на научную ценность… Но полагаю, что труд их занесения в дневник будет не напрасен, если мои скромные строки смогут внушить читателям хотя бы небольшую долю той симпатии, которой должен обладать каждый по отношению к обездоленным обитателям тундры, кочующим по ту сторону полюса холода, каждый, кому представится случай узнать их при тех же обстоятельствах, как это довелось мне». Толль описал быт и нравы эвенов, эвенков и якутов, живущих в районах Яны, Лены, Оленека, Анабара, Хатанги и Енисея. «Что касается религии якутов, — писал он, — то их представления чрезвычайно просты и наивны: существует Бог-Отец, Богоматерь, Бог-Сын и святой Николай, который так же могуществен, как и все трое вышеназванных». У великого Тангары, как они называли Бога на своем языке, есть помощники — святые, и очень важно расположить их в свою пользу, чтобы получить хорошее место в Царствии Небесном. Жители тундры были крещеными, имели как местные прозвища, так и христианские имена и прекрасно знали все церковные праздники, по которым определяли времена года: месяцев и чисел они не понимали. Для путешественника было очень важно знать якутские названия основных церковных праздников, поскольку многие из них имели связь с природными явлениями. Например, Йегорьеп — день памяти св. Георгия Победоносца (6 мая по новому стилю) — соответствовал самому раннему началу снеготаяния; Царь Костакин — св. Константин (3 июня) — совпадал с прилетом на острова гаг и гребенушек; с Михайлы — дня св. Архистратига Михаила (21 ноября) — начиналась полярная ночь. В Прощеное воскресенье, перед началом Великого поста, все обязательно просили друг у друга прощения и почтительно целовали руку или трясли ее, как при прощании. Однажды в экспедиции «инородцы» сильно напугали Толля, когда в мартовский воскресный вечер вдруг начали «прощаться» и с ним. Забыв о календаре, он подумал, не собираются ли они его покинуть и разъехаться восвояси. Однако старый друг Джергели развеял его опасения и напомнил о церковном празднике.

Изображение Малица — традиционная одежда ненцев и соседних народов — глухого покроя, из оленьих шкур, мехом внутрь. Совик, гусь и парка длиннее, мехом наружу, могут надеваться поверх малицы. Охотники, живущие на побережье, частенько вместо оленьих шкур использовали для пошива одежды теплые шкурки тупиков — птиц семейства чистиковых.
Малица — традиционная одежда ненцев и соседних народов — глухого покроя, из оленьих шкур, мехом внутрь. Совик, гусь и парка длиннее, мехом наружу, могут надеваться поверх малицы. Охотники, живущие на побережье, частенько вместо оленьих шкур использовали для пошива одежды теплые шкурки тупиков — птиц семейства чистиковых. 


На груди в кожаном мешочке якуты и эвены всегда носили икону. Они брали ее с собой в дорогу, обязательно вешали в доме и даже в чуме, где привязывали к шесту напротив входа. И только отправляясь на охоту, оставляли икону дома, так как, по их мнению, Тангара ничего в этом деле не смыслит. Специалистами же в этом вопросе они считали так называемых ичитов — островных, морских, материковых. Ичиты, или иччи, иччитэ, как их называют


современные якуты, — это духи-хозяева вещей, явлений природы, определенной местности. Они не обладают свойствами богов, но распоряжаются разными объектами природы. Якуты и эвены не рассказывали о них русским полярникам, однако Толлю повезло, и он услышал любопытную историю.


Дело было зимой, на материке. Один охотник-промысловик расставил капканы на песцов, но, к его глубочайшему огорчению, все они оказались пустыми. В это время с севера, с островов, появился на собачьей упряжке седой человек, одетый в белые меховые одежды. Собаки в его упряжке тоже были белоснежными. Человек остановился, подошел к якуту и спросил, нет ли у него при себе колоды игральных карт. Якут не мог отказать в просьбе гостю, раздобыл в ближайшем жилье колоду, и началась игра. Седой проигрывал раз за разом, но не успел якут получить свой выигрыш, как гость внезапно собрал карты и уехал так быстро, что хозяин не успел даже выругаться от досады. В этот момент он случайно бросил взгляд на капкан и увидел, что там находится песец. Он пошел проверить другие капканы, и везде оказались песцы. Так охотник за один день стал состоятельным человеком, а белоснежный гость оказался островным ичитой, и больше его никто не видел.


Изображение КОРЕННЫЕ НАРОДЫ. 

Коренных жителей Сибири и Крайнего севера — ненцев, энцев, нганасан, сельпуков и других, кочевавших вдоль побережья Ледовитого океана, вплоть до конца 30-х годов XX века называли самоедами или самоядь. Затем было предложено название «самодийские народы». Остяки (ханты), проживавшие в Западной Сибири, называли их орхой, что означает «дикий человек». Монголы оттеснили остяков с Оби и Катуни до Томи и устья Иртыша, самоеды перенесли свои кочевья к северным сибирским морям. Монголам пришлось платить ясак оленьими и соболиными шкурами. Такое состояние сибирских народов застал атаман Ермак, когда, покорял Сибирь.
Кушелевский Ю. И . Северный полюс и земля Ямал
КОРЕННЫЕ НАРОДЫ. Коренных жителей Сибири и Крайнего севера — ненцев, энцев, нганасан, сельпуков и других, кочевавших вдоль побережья Ледовитого океана, вплоть до конца 30-х годов XX века называли самоедами или самоядь. Затем было предложено название «самодийские народы». Остяки (ханты), проживавшие в Западной Сибири, называли их орхой, что означает «дикий человек». Монголы оттеснили остяков с Оби и Катуни до Томи и устья Иртыша, самоеды перенесли свои кочевья к северным сибирским морям. Монголам пришлось платить ясак оленьими и соболиными шкурами. Такое состояние сибирских народов застал атаман Ермак, когда, покорял Сибирь. Кушелевский Ю. И . Северный полюс и земля Ямал  


Якуты рассказали Толлю, что ичиты любят собираться вместе и играть в карты. «Когда проигрывает островной ичита, а материковый в выигрыше, — поведали они, — тогда на материке много песцов, а на островах они почти не встречаются». Таким же образом объяснялась неравномерность появления стад диких оленей и их численности. Якуты верили, что духи проигрывали не только песцов и оленей, но и мамонтовые бивни.


Молодые «инородцы», служившие в русских экспедициях, считались завидными женихами: помимо дохода от традиционных промыслов они получали приличное жалование и могли хорошо обеспечить будущую семью. По местным обычаям, при сватовстве жених должен был выплатить семье невесты курум — залог верности и доказательство способности прокормить семью. Один из нанятых в Русскую полярную экспедицию эвенов должен был выплатить в качестве курума 120 рублей, 15 живых оленей и 8 жирных оленей для свадебного пира. По словам Толля, такая значительная сумма могла быть обусловлена тем, что родня невесты узнала о высокой «зарплате» жениха в экспедиции. Когда Джергели собирался женить своего 15-летнего сына Истипана, то заплатил отцу невесты курум в 15 оленей и 40 рублей серебром. Однако сынок решил поступить на службу в экспедицию с «окладом» 50 рублей за лето, чему был очень доволен: это был его вклад в благосостояние будущей семьи. Свадьбы справлялись только зимой, так как летом на это попросту не хватало времени. Выпивку и угощение обеспечивала семья жениха.


Иногда северные народы в силу своих обычаев и верований заставляли руководителей экспедиции изрядно поволноваться. Такое случалось, например, в поисково-спасательной экспедиции на судне «Эклипс» под руководством Отто Свердрупа в 1913–1914 году во время зимовки на полуострове Таймыр. Для оказания помощи терпящим бедствие ледоколам «Таймыр» и «Вайгач» в экспедицию Свердрупа прикомандировали бывшего боцмана Русской полярной экспедиции Никифора Бегичева. Ему поручалось «достать необходимое количество оленей с санями и каюрами» и прибыть на мыс Штеллинга, куда должны были добраться моряки с «Таймыра» и «Вайгача», а затем доставить экипаж в Дудинку и в порт Диксон.


Изображение ПОЗЫВНЫЕ ДИКСОНА. 

Поселок Диксон, расположенный на одноименном острове в Карском море, отмечает в 2015 году 100-летний юбилей. Остров Диксон известен мореходам с XVIII века. Во время Великой Северной экспедиции штурман Федор Минин назвал его «Большим Северо-Восточным». Позже русские промышленники именовали его островом Долгим. В итоге было увековечено имя шведского купца Оскара Диксона, финансировавшего экспедиции. История поселка Диксон началась с создания здесь базы и открытия радиостанции, первые позывные которой прозвучали 7 сентября 1915 года.
ПОЗЫВНЫЕ ДИКСОНА. Поселок Диксон, расположенный на одноименном острове в Карском море, отмечает в 2015 году 100-летний юбилей. Остров Диксон известен мореходам с XVIII века. Во время Великой Северной экспедиции штурман Федор Минин назвал его «Большим Северо-Восточным». Позже русские промышленники именовали его островом Долгим. В итоге было увековечено имя шведского купца Оскара Диксона, финансировавшего экспедиции. История поселка Диксон началась с создания здесь базы и открытия радиостанции, первые позывные которой прозвучали 7 сентября 1915 года. 


Бегичев поручение выполнил и собрал в общей сложности 650 оленей. По пути он пересек реку Пясину и затем проследовал по ее северному берегу. Почти у водораздела он и его спутники обнаружили большое озеро, из которого на север вытекала река. Большая часть стада осталась здесь отдыхать, а Бегичев с двумя самоедами и 16 оленями отправился на «Эклипс». Остальные должны была прибыть на следующий день. Однако к назначенному времени они не появились, и участники экспедиции начали беспокоиться.
Оказалось, что путь к «Эклипсу» преграждала большая горная цепь, тянувшаяся параллельно берегу, и ни один самоед не осмеливался добровольно перейти через нее, так как среди них бытовало поверье, что если кто-нибудь поедет на север к морю, то столкнется там с огромными белыми медведями, которых всегда вдвое больше, чем людей. Иными словами, если к морю отправятся двое, то они обязательно встретят там четырех медведей, если пятеро — десять. Никто не сможет справиться с такой силой. Поэтому самоеды никогда не ходят к морю. Но Бегичев все же смог сподвигнуть их отправиться на север через горы. В конце концов все завершилось благополучно, а смелость тех, кто не побоялся страшных медведей и все-таки дошел до моря, была щедро вознаграждена.


Изображение ОШИБКА ТОЛЛЯ.

Старый Джергели учил Э.В. Толля, как задобрить ичиту острова Беннета (ученый собирался обследовать его, чтобы потом стартовать с этого острова до Земли Санникова): «Во-первых, построй маленький стол из каменной плиты на четырех каменных ножках; на каждый угол стола положи серебряную монетку — больших денег не надо. Во-вторых, кинь в тундру колоду карт, лучше совершенно новую, и тогда ичита будет тебе благодарен, и ты можешь быть уверен, что оттуда благополучно вернешься домой». Вероятно, Толль не последовал совету своего друга, так как из поездки на остров Беннета в 1902 году он не вернулся.
ОШИБКА ТОЛЛЯ. Старый Джергели учил Э.В. Толля, как задобрить ичиту острова Беннета (ученый собирался обследовать его, чтобы потом стартовать с этого острова до Земли Санникова): «Во-первых, построй маленький стол из каменной плиты на четырех каменных ножках; на каждый угол стола положи серебряную монетку — больших денег не надо. Во-вторых, кинь в тундру колоду карт, лучше совершенно новую, и тогда ичита будет тебе благодарен, и ты можешь быть уверен, что оттуда благополучно вернешься домой». Вероятно, Толль не последовал совету своего друга, так как из поездки на остров Беннета в 1902 году он не вернулся. 


Самоеды, помогавшие экспедиции Свердрупа, получили подарки: обувь, одежду, парусину, нити для починки палаток, а кроме этого, «всю необходимую провизию и… дробовик и 60 патронов». Все остались довольны и говорили, что с удовольствием пожили бы в экспедиции подольше, «поскольку отведали здесь такой вкусной пищи, которой раньше никогда не ели».

Что еще почитать