Лето

Изображение Лето
Изображение Лето

Дождь, такой ожидаемый и необходимый для всего живого, наконец-то «состоялся». Сначала вежливо, робко и чуть слышно прошелестел, процарапался первыми, едва успевшими долететь крохотными капельками по крыше теплицы и на минуту, как бы прислушиваясь, затих.

Затем, осмелев, стал набирать силу, постукивая хотя и еще редкими, но уже достаточно весомыми, тяжелеющими каплями по всему, что попадалось на его пути. И наконец, зашумел по листве дуба над головой.

Дуб этот вырос на моем участке под огородничество сам по себе, так распорядилась природа. Когда он впервые, еще крохотный, пробился нежно-зеленым ростком среди травы, я вовремя остановился и перестал косить. Время бежит незаметно, и, вот уже повзрослев и начав по-хозяйски оглядываться с высоты по сторонам, дуб для начала обзавелся небольшой скамеечкой. Сидя иногда на ней в тенечке, между делами покуривая, ничем себя не выдавая, я с нетерпением ждал августа. Нам обоим это нравилось, и мне, и дубу.

Но, видимо, все же полной идиллии не существовало, или кому-то, а скорее всего именно дубу, этого показалось мало, ему явно чего-то не хватало. И тогда, пошептавшись о чем-то с ветром в кроне своей, таким же образом явили они на свет Божий березку. Та в свою очередь, чтобы не отставать от дуба, по-быстренькому обзавелась новеньким скворечником и каждой весной торопила свою листву, укрывая пищавших птенцов. А еще чуть позже, как-то незаметно, видимо, не выдержав несправедливости, и дабы восстановить ее, между дубом и березой выросла рябина. И каждым летом, уже с середины августа, вносила свою лепту, раскрашивая яркими красными, сочными мазками зелень переплетающейся листвы.
Дуб матерел. К скамеечке под ним появился столик и еще одна скамеечка. Здесь удобно было перекинуться словом с приятелями о предстоящей или состоявшейся охоте, поспорить, да и просто посидеть помечтать. А поднявшись, заспешить вдруг в дом снаряжать патроны.

А жизнь продолжала вносить свои коррективы, и вокруг столика и скамеечек чудесным образом вписалась небольшая и оказавшаяся достаточно уютной беседка. И снаряжением патронов уже можно было заниматься прямо здесь же в беседочке, под тресканье однажды прибежавшего зарастающими лугами коростеля. Там, где я живу, услышать коростеля, а то и бьющего перепела прямо из раскрытого окна лоджии, раньше было делом обыденным, привычным. А этот дергал прямо за изгородью из штакетника, на соседнем заросшем участке. Правда, это было позапрошлым летом, а нынче…

…Дождь, то прекращаясь, то вновь набирая обороты, в первую ночь прогремев грозой, на вторые сутки прекратился. И я не выдержал и рванул на озеро. Старенькая полусгнившая деревянная лодочка, стоящая на берегу, была почти на половину заполнена водой. Вычерпывая не спеша, задумался, глядя на воду. Вода своим движением, прозрачностью, свежестью своею, дающая силы, бодрость, с детских лет манила меня.
Я мог неотрывно следить за суетящимися мальками среди подводной растительности. Когда меня, огольца, посылали с котелком за водой, не мог оторвать глаз от сидящей на тоненькой травинке стрекозы. Своим видом она почему-то всегда напоминала мне крохотный вертолетик. А когда приходилось забрасывать удочку с наживкой в воду, откуда-то внезапно появившаяся, она как бы атаковала летящий поплавок прямо на лету. И если не получалось, то нахально усаживалась на уже неподвижный поплавок, находящейся в воде. И мне тогда думалось, что рыба не клюет именно поэтому.

Меня интересовали следы на песчаном дне от движущихся перловиц, в нашей местности их называют просто ракушками. Еще большее любопытство и удивление было вызвано увиденными на песчаной отмели следами, как мне показалось тогда, собаки, вылезшей на берег Десны и опять уплывшей по воде. Когда вернувшись с котелком воды, я рассказал об этом отцу, тот улыбнулся и поведал мне все, что знал о выдрах.
…Продолжая вычерпывать воду, очнувшись от воспоминаний, я посмотрел на поверхность озера. До противоположного зарастающего ольшаником берега в этом месте было всего сотня метров. И тут, почти напротив, я увидел небольшой утиный выводок. Там, по все видимости, были папа с мамой и тремя-четырьмя детками. Семейка постоянно перемещалась, и сосчитать, сколько было маленьких, а они были еще вполовину меньше против взрослых, не получалось. Похоже, что это были крохали. Отрадно то, что вот уже несколько последних лет они прилетают весной к нам и остаются выводить потомство.

И, похоже, чувствуют себя вполне благополучно, так как особой ценности, как добыча, не представляют даже в период охоты.

Погода — полный штиль, звенящая тишина, поселок еще не проснулся. Чистый, прозрачный воздух, легко дышится. Кажется, дождь смыл все то негативное, что накапливалось вокруг; липкую, тяжелую духоту, человеческое недовольство. Утолил жажду растений, вымыл всю округу. Наверняка появятся грибы в лесу, да уже и пора…

Метрах в двадцати от тихонько движущейся вдоль берега лодки вынырнул крохаль, покрутил головой и снова нырнул. Над водой летала чайка. Синяя стрекоза со сложенными крыльями дремала на тоненькой травинке. Может, сушила крылья, а может…

Любо оставаться наедине со всем этим. Я не знаю, каким должно быть отношение к природе, к тому, что тебя окружает, только другого не мыслю. Любо…