5. В оружии вообще должно быть как можно меньше и самих деталей. Это тоже является одним из факторов, присущих русскому военному оружию. Это тоже положительно влияет на надежность русского оружия. Во всем мире известно, что русское стрелковое военное оружие самое надежное! Это наш русский стиль. Помните сюжеты из Афганистана: наш АКМ суют в кучу песка, затем встряхивают, и он стреляет как ни в чем не бывало. Ни один автомат других конструкций такое не выдержит. Вот бы этот опыт перенести и на охотничье оружие. Вернее, на ружья.
6. Ружье должно надежно работать в любых жестких климатических условиях. Ни морозы, ни обледенение, ни налипание снега, ни длительное нахождения во влажных болотных условиях, ни дождь, ни жара не должны вызвать сбои в работе механизмов. Мы, например, до первой избушки в тайге добираемся на тракторе. В кабине трактора «Беларусь» места нет, и ружья лежат на полу прицепа. Достается им там по такой тряской дороге… Конечно, ружью «Перацци» в Италии нечего боятся таких испытаний. Там охоты цивильные, парковые, в ботиночках, с зонтиком…
7. Очень важно своевременное пополнение боеприпасами. Вернее, патронами или порохом и дробью. До сих пор в деревнях дробь изготовляют кустарным методом. Был бы свинец. Даже в 1997 году мне в Новосибирской области показывали неизвестные мне пороха, добытые разными путями. Я спрашивал, не боятся ли они им стрелять. Другого-то нет, был ответ, снаряжаем им. И это при изношенных ружьях… Как говорится, голь на выдумки хитра.
Хорошо критиковать, сидя в большом городе с обилием оружейных и охотничьих магазинов. А там, если прижмет, засыпешь первый более или менее подходящий. Главное, чтобы не разорвало стволы. В патронники должны входить и латунные гильзы. Не исключено, что придется когда-то снарядить несколько патронов и дымарем, хранящимся на полке в избушке.
8. Ружье должно выдержать нарушения эксплуатации неопытного или безграмотного владельца. Конечно, желательно, чтобы хозяин ружья хоть какую-то литературу почитывал о снаряжении патронов. Но помните сообщения С. Фокина, известного орнитолога, шеф-редактора «РОГ»? Лишь 10% охотников у нас в России читают что-либо об охоте. Думаю, что лет 50 понадобится для исправления такого положения. Сам слышал рассуждения одного мужика — лучше банку пороха куплю, чем книгу об охоте. Много приходилось ремонтировать ружья после того, как в мерку из-под «Сокола» засыпался порох «Барс». У «Барса» большой удельный вес, и в патрон попадала двойная порция. Он быстрогорящий, и давление создавалось в патроннике колоссальное. Трескались шейки лож, не выдерживали запорные механизмы, раздувались патронники. И это при том что на банке «Барса» печаталось предупреждение – «Только взвешивать». Видимо, забывали русский менталитет (плохой) — сначала попробую методом тыка… Может, «злей будет бить».
9. У ружья для таежника не должно быть разного рода наворотов. Как-то рычажков, шиберов, движков, кнопок. Ситуации бывают самые неожиданные, и приведение оружия к бою должно происходить моментально. Некогда раздумывать, что для стрельбы из правого ствола надо движок подать вперед и направо. Или что-нибудь в этом роде. Снял предохранитель и бей, или взвел курки и жми. Медведь ждать не будет. Мне даже блеснить приходилось, не снимая ружья с плеч. Неудобно, но племянник-лесник всегда следил за этим. «Дядя Толя, не снимай ружье». Само место, где мы занимались промыслом, называлось «По медведю». Я спрашивал, что, другого названия не могли придумать? Так здесь, «окромя» медведя, никого и нет, был ответ.
10. Ложа такого ружья должна быть прочной. Желателен толстый стяжной винт внутри приклада. Как у ИЖ 27. Мног раз бывало — поскользнешься на обледенелом склоне, встанешь, покачаешь в шейке. Все в порядке, сберег стяжной винт. Тонкая шейка изящной иномарки такое не выдержит. Вот и перемотаны они частенько изолентой… И стенки стволов, звякнув о бетон или какую-либо железяку, борт мотоциклетной люльки, не должны помяться. Так что нечего восхищаться, что у кого-то стволы, как папиросная бумага, и от этого ружье очень легкое. Все хорошо в меру…
11. Какая же система больше подойдет таежнику? Конечно, комбинированное ружье. Если охотиться на пушного зверя, необходим нарезной калибр 5.6 мм. Если на крупного зверя — 9мм. Гладкий ствол 20-го, 16-го или 12-го калибра. Вполне подошел бы вторым и парадоксовский ствол 28-го или 20-го калибра. Только не насадка «парадокс», какие сейчас предлагают заводы. А целиковый толстый ствол с нарезкой «парадокс». Крупного зверя на 150—170 метров брать было бы удобнее. Еще лучше подошел бы ствол с овальной ланкастеровской нарезкой 20-го калибра. Но поскольку комбинированные ружья у нас только пока в проспектах, приходится таскать и гладкостволку и карабин. Из гладкостволок более подходящим ружьем является двустволка. Из двустволок предпочтительнее курковая. Ходить, например, в течение месяца с бескурковкой, у которой будут в течение всего светового дня напряжены боевые пружины, нежелательно. Пружины, в конце концов, могут и сесть. А ходить с невзведенными курками (только с вложенными патронами) опасно. В наших с племянником местах — точно. Здесь не до бравады. Времени на переламывание ружья может не хватить. Уже были жертвы. Медведь коварен и стремителен. Можно ведь встретиться и с агрессивным зверем. Можно иметь, конечно, и одностволку. Но — простую. Самозарядные ружья не подойдут. Очень требовательны к качеству патронов, могут сделать задержку в самый неподходящий момент. И по вине механизма перезаряжания, и по вине патрона. Причин больше чем надо. Даже слегка раздувшаяся гильза, выпадание капсюля из гнезда или перекос патрона в коробчатом магазине могут послужить причиной задержки. Согласитесь, такую задержку заранее предотвратить и предугадать невозможно. У помповых ружей поменьше причин для задержек, но они есть. И второй выстрел быстро не сделать. С дуплетом можно опоздать. Надо долго приучать себя сразу после выстрела передергивать цевье. Но с ним в тайгу идти можно все-таки. С одностволкой труднее сделать быстрый второй выстрел, хотя многие приспособились. Очень надежные наши ружья ИЖ 27, ИЖ 58, ИЖ 43, ИЖ18.
Комментарии (5)
Пользователь удалён
Материал довольно старый.
Но тем не менее...Неужели трудно бросить "изобретать велосипед" и на базе "калашникова", именно для тайги, а не для стрельбы гусей-дупелей, без всяких кистеперых пружин, сделать двуствольный охотничий полуавтоматический карабин, с одной движущейся деталью, одной возвратно-боевой пружиной на каждый ствол, двумя спусками и двусторонним магазинным боепитанием. Вместо того чтобы рекламировать муть типа МЦ-255. Удивляюсь нашим оружейникам.
3 ответа
Зуек
Двуствольное магазинное ружье и то сложнейший механизм и тяжело к тому же. А тут полуавтомат. На ЦКИБе таких химер наделали, в одном экземпляре каждое, весом тоже как африканский штуцер.
Михаил Каширин
Извините, что вмешиваюсь, но только замечу на комментарий Бориса и в продолжение Вашего, сколько нужно таких "промысловых карабинов", предлагаемых Николаевым? Наверно очень мало, так что ответ напрашивается сам, просто невыгодно это Ижмашу.
Зуек
Ну почему, покупают же Тайгу и Север. Непонятно, почему про них нет ничего в статье, хотя автор и считает, что комбинированное ружье наилучшее. Пожалуйста- кондовые, как ему нравится.
Они же показывают, что можно ждать от промышленности, народ с увлечением их пилит, до ума доводит. Это простые переломные ружья. А Борис Николаев предлагает еще и полуавтоматические. Комби сделать куда сложнее чем просто двустволку, даже самую простую.
Филипп Стогов
Первая часть завершилась перечнем наиболее надежных моделей (ИЖ-27 назвал бы последней) охотничьего оружия. Для чего вторая, непонятно, "наступать на грабли"?