И наконец, вспомнив, вывела к небольшой деревеньке в четыре дома, притулившейся на краю выкошенного светлого пригорка.
Жилой казалась только крайняя, почерневшая от дождей и времени, изба с ровно сложенной поленницей и опрятной лужайкой перед крыльцом. Остальные дома, покинуто утопая по окна в бурьяне, молчаливо смотрели на нагрянувших путников битыми глазницами окнами.
Я тормознул у крайнего и, сдав назад, давя разросшиеся лопухи, поставил машину у самого крыльца. Этот пятистенок казался самым захиревшим по сравнению со своими соседями-братьями. Настил веранды, не выдержав снегопадов, полностью обвалился, увлекая за собой вниз часть черепичной крыши. Опора, держащая русскую печку, выгнила, и та, валя прогнивший пол, тяжело рассыпалась кирпичом по всей избе. Суетливые сквозняки, завывая в углах хозяевами, шныряли там, где когда-то были тепло и уют. Поднявшийся по крышу березняк, наползший с примыкающего к деревне поля, крепко обхватил за завалинки старушку избу.
Я выпустил из машины поскуливающего курцхаара, достал патронташ и собрал ружье. Окинул еще раз взглядом разваливающийся дом и, не удержавшись, снова зашел в него. Что-то манило, притягивало меня в этой уходящей в небытие покосившейся махине, тянувшей за собой в землю и судьбы поколений, проживших здесь свой век. И, пока еще можно было прикоснуться к остаткам неистлевшей истории, я, осторожно ступая, шел через комнаты, дотрагиваясь рукой до опустевшего запылившегося серванта, мозайки потрескавшейся краски на кухонном столе, вороха тряпья на лавках. Выцветшая пачка писем на подоконнике, забытая цветастая кофточка на гвоздике, на прогнувшихся от сырости половицах пожелтевшая фотокарточка с двумя стариками.… Кто жил здесь, какие истории прячутся за этим подернутыми плесенью стенами?..
Пройдя через избу, я открыл скрипучую дверь в подворье. На еще сохранившемся деревянном настиле россыпью тускло блестели какие-то металлические шарики. Я наклонился и поднял один из них. Отливаясь свинцовым блеском, в мою ладонь легла увесистая дробинка. Первый номер или, может, «нулевка». Значит, хозяин этого дома тоже был охотником. Что же, брат-охотник, позволь мне пройтись тропами, что ты ходил…
С собакой мы быстро миновали мелятник на краю деревни и вывалили на небольшое вытянутое на полкилометра польцо, плотно поджатое с боков наступающим лесом. Вечерело, и ветер по обыкновению стих. Душисто пахло умытым ливнем разнотравьем. Тяжелые свинцово-синие тучи таяли вдалеке, и небо очистилось до нежно-голубого. Попрятавшись от непогоды, кузнечики тихо скрипели, настраиваясь на вечерний концерт.
Не особо надеясь на удачную охоту, я побрел кромкой поля, изредка посвистывая легавой и поправляя ее ход. Солнце, остыв, лениво падало к горизонту. В душе царили тишь и благодать.
Раскатав болотники, я шел и шел вперед, пожевывая попавшуюся под руку былинку и все думая о том доме и незнакомом охотнике, что бродил теми же местами, какими сейчас иду и я.
Исправно челноча в высоком травостое, Цунка вдруг осеклась и потянула в сторону. Азартно похрюкивая и мельтеша обрубком хвоста, она копнула носом на пригорке, там, где трава была пониже. Разобравшись в набродах, легавая прихватила верхом запах птицы и высоко подняв брылястую морду, уверенно повела к опушке леса. Переломив двустволку, я сбросил в карман «десятку» из стволов, сменив патроны на седьмой номер. Вижу, вижу по тебе, Цуна, что по тетеревам работаешь. Сейчас постреляем. Лишь бы не забрались они от дождя в лес, тогда толку будет мало. Но именно так и вышло. Настойчиво запищал бипер у кромки поля. Курцхаар, вытянувшись в струнку, стал у самого леса. Кусты и пышная листва осинника надежно закрывали притаившихся за ними птиц. Ни прогала, ни просвета. Но делать нечего — легавая свою работу исправно сделала, и надо закончить начатое. Команда — «вперед!», несколько метров острожной, нервной подводки. Полог леса взрывается грохотом поднявшегося разом на крыло выводка. Тревожное квохтанье тетерки, роняя капли дождя, по листве пробежала дрожь, и шумно замелькали среди деревьев большие пестрые птицы. Не удержавшись, палю навскидку в мелькнувший силуэт. В азарте даже не приметил, дурачина, кого бью-то, петушка или курочку? К счастью, обошлось, промазал. Вот бы была оказия сбить в этой неразберихе матуху. Легко испортить охоту одним выстрелом…
Дальше идем, вниз под горку. Польцо закачивается березовым перелеском. В старой лесовозной колее набралось дождевой воды, и кабан, разрыв глинистую почву, устроил в ней себе купалку. Судя по следу — хороший одинец. Торчит у всех на виду коренастый крепыш-подберезовик с бурой шляпкой. Листву кое-где уже тронула желтизна. Совсем скоро осень.
С перелеска набрели на большую лесную поляну. В середине заросший камышом пруд. Собаку к ноге, идем осторожно, выверяя каждый шаг. Воображение уже рисует стайку крякв, устроившихся на дневку в тихом месте. Вздрагиваю, как только хрустнет под ногами сухой багульник. Как бы не подшуметь… С колотящимся от волнения сердцем украдкой заглядываю за камыши. Но зеркальце пруда чисто и неподвижно. Послал Цунку проверить, та, чавкая в прибрежный грязи, исправно обошла прудок. Даже ни бекасика. Пустое место. И вся поляна такая же. Будто повымерло все. Вездесущие коростели и те куда-то запропастились…
Солнце уже коснулось деревьев. Повеяло долгожданной прохладой. Кузнечики, осмелев, громче застрекотали в траве. Ласточки вылетели на вечернюю охоту за мошкарой. В воздухе пахло отцветшим иван-чаем, увядающим бурьяном, тянуло с леса еловой свежестью.
Где-то далеко забрехали собаки. Мы двинулись в ту сторону и, спустя немного времени, вышли на уходящее в гору широкое поле, раскинувшееся на километры по склону. Очевидно, оно некогда было колхозным, но уже давно не засеивалось. Вдалеке белел развалившейся кладкой хлев, а за ним, в гуще крон, угадывались верхушки деревенских крыш. Невысокая пожухлая травка по всему полю не сулила хорошей охоты. И, глядя на разлившийся по вечернему небу золотистый закат, я уж думал повернуть назад к машине. Но за опушкой окаймляющего поле леса глаз заприметил какой-то просвет. Больше ради интереса я потопал посмотреть, что это маячит за ним. Вскоре вышел на тихую лесную полянку. Какой-то местный браконьер посеял в ее дальнем конце пятачок овса и сколотил между двух берез нехитрый лабаз. Почти с края поля Цуна кого-то причуяла и, протянув метров двадцать, застыла в стойке. С ружьем наготове я подошел вплотную к собаке. Выводок тетеревов, ладных, уже почти перелинявших в осеннее перо, шумно рванул в разные стороны из пестрого разнотравья. На этот раз время у меня было, и я удачно сбил дуплетом двух петушков. Собака исправно подала обоих...
В тот вечер на обратном пути нам снова улыбнулась удача. Еще пара чернышей, взятых с другого выводка, отправились в сетку моего ягдташа. Охотничья сумка, потяжелев, изрядно оттягивала плечо. Довольный, я шел пружинистым шагом, срезая через мелколесье угол к деревне.
За горизонтом догорала алыми отблесками заря. Небо налилось густой синью, и на нем зажглись первые звездочки. Ах, какая сегодня будет звездная ночь! Такие бывают лишь в августе. Полная луна, невероятно огромная, щербатая, нависла над лесом. Трепеща крылышками, в сумраке мелькали, гоняясь за крылатой мелюзгой, козодои. Потянуло ночным холодком. На поля ложился зыбкой дымкой туман. Все стихло в округе, только неугомонные кузнечики продолжали тренькать в высокой траве.
И как-то само собой, незаметно, наплыло ощущение полнейшего счастья. Душевного, среднерусского, немного печального. В нем было все: и красота уже начавшей увядать природы, и близость осени, деревья и поля вокруг, дом, полуразвалившийся, навеки опустевший, люди, жившие здесь, которых я никогда не знал, но сейчас, через эти луну и лес, чувствовал их, как родных. И тот незнакомый охотник, наверное, уже умерший, но снова оживший через меня, когда я, идя через эту красоту, почувствовал то же, что чувствовал и он когда-то.
…Рыкнул заведенный двигатель, в свете фар вспыхнули бликами окна старого дома. Вспыхнули на минуту и, как тронулась машина, погасли в окутавшей темноте. До свидания, дом, прощай, неизвестный охотник. Мы сюда еще обязательно вернемся…
Комментарии (83)
Станислав
как написано - просто но с душой и теплотой.......
владимир козявин
C нетерпением ждал,кода выставят на сайт, прочел в Роге и сразу захотелось сказать хоть несколько теплых слов автору. Вы непременно туда вернетесь,и не раз!
КСН
Дмитрий, в каком регионе РФ проходила описываемая охота? Где разрешено добывать тетеревов более 2 голов в сутки?
Поясню: Брянская - 2 головы в сутки, Тверская - 2 особи за сезон.
Другие регионы не смотрел.
3 ответа
Филипп Стогов
"Другие регионы не смотрел".
И не надо. Это охотничий рассказ, а не бухгалтерский отчет, зачем его притягивать к дури охотничьего законодательства. При желании можно объяснить, что два тетерева взяты в одной области, а два в другой - пограничной, но тогда лучше автору "охотится" на стыке трех областей, там можно взять и 6-рых, но пропадет поэтичность. Посмотрите отклик #2 - вот к такому восприятию и нужно стремиться, а не рыться, выискивая "блох".
Антон Кириако-Гуттиеррес
Предположу что это угодья общего пользования Ивановской области. Думаю что даже название этой деревни знаю. Хотя могу ошибаться. А написано и правда красиво и не придирайтесь, лучше оцените душу рассказа.
Сергей Сорокин
Когда начал читать "Старый дом", сразу вспомнил Ваш, Антон рассказ на похожую тему (не помню название), тогда в комментариях я ещё отметил, что написано очень хорошо и особенно хорошо то, что почти ничего не было в нём про охоту. И рассказ Д.Каширина мне очень понравился, тем более, что сам бывал в таких местах и ситуациях. И воспринимал всё также. Видимо по другому и быть не может. А сколько и чего было добыто - заметил только из последующих комментариев. Да и ерунда всё это.
Пользователь удалён
Спасибо, Дмитрий! +100.:)
Иван Ларионов
Очень перекликается с Иваном Буниным в его рассказе "Косцы" вот так изложено:
"...Теперь они пели: «Ты прости-прощай, любезный друг!» — подвигались по березовому лесу, бездумно лишая его густых трав и цветов, и пели, сами не замечая того. И мы стояли и слушали их, чувствуя, что уже никогда не забыть нам этого предвечернего часа и никогда не понять, а главное, не высказать вполне, в чем такая дивная прелесть их песни.
Прелесть ее была в откликах, в звучности березового леса. Прелесть ее была в том, что никак не была она сама по себе: она была связана со всем, что видели, чувствовали и мы, и они, эти рязанские косцы. Прелесть была в том несознаваемом, но кровном родстве, которое было между ими и нами — и между ими, нами и этим хлебородным полем, что окружало нас, этим полевым воздухом, которым дышали и они, и мы с детства, этим предвечерним временем, этими облаками на уже розовеющем западе, этим свежим, молодым лесом, полным медвяных трав по пояс, диких несметных цветов и ягод, которые они поминутно срывали и ели, и этой большой дорогой, ее простором и заповедной далью. Прелесть была в том, что все мы были дети своей родины и были все вместе и всем нам было хорошо, спокойно и любовно без ясного понимания своих чувств, ибо их и не надо, не должно понимать, когда они есть. И еще в том была (уже совсем не сознаваемая нами тогда) прелесть, что эта родина, этот наш общий дом была — Россия, и что только ее душа могла петь так, как пели косцы в этом откликающемся на каждый их вздох березовом лесу."
владимир козявин
Мои аплодисменты,Иван!!!
5 ответов
Пользователь удалён
В литературно-художественном плане рассказ "Косцы" сверхзамечательный. Читал его неоднократно,но всякий раз приходит мысль, что это или надумано, или разыграно представление в честь приезда барина, поскольку косьба и пение - действия несовместимые.
Кто косил, тот знает. К тому же, в березовых лесах, густой травы, равно как и стОящих покосов, не бывает.
Aleks Jarkovoj
Да, Борис, кто косил, тот знает... Как говорил отец, моего друга детства. Косить руками -жилы рвать... Какие уж тут песни.
Пользователь удалён
Вот уж точное сравнение.
Филипп Стогов
Не пойму, чего вы прицепились к этим косцам. Может быть они пели в полдень, на отдыхе, а не во время работы. Из Бунинского текста не следует, что пели они во время косьбы. Главное, общее впечатление от авторского текста, а не междустрочье, которое кому-то мерещится. А то "жилы рвать". А курить и жилы рвать вам доводилось видеть? Вроде бы то же не совместимое занятие. То же самое касается и рассказа Дмитрия, мне он напомнил смоленский дом в деревне, в котором я жил один и охотился всласть, посему и не стал обращать внимания на "полную щербатую луну" и на "рыкающий мотор" - не на тракторе "Беларусь" автор приехал и даже не на армейском УАЗе. Это мелочи.
Борис Лапутько
Да пусть даже и во время косьбы.Всё зависит от темпа и умения.
Простой,более знакомый для горожан пример.Одно дело - бежать на лыжах.И совсем другое - лыжная пробежка вполсилы.Когда при хорошей погоде и хорошем самочувствии , как говорят, душа поёт. А можно запеть и в полный голос.
А,вообще - то,классики очень редко допускали ошибки в своих произведениях.По крайней мере,гораздо реже даже профессиональных критиков.Не говоря уж - про рядовых читателей.
Потому и стали "классиками".И выискивать в их произведениях какие-то погрешности рядовому читателю,стоящему от классиков на благородном расстоянии - дело неблагодарное.
Борис Лапутько
Только сегодня удалось прочесть рассказ Д.Каширина. Считаю,что это пример настоящего охотничьего рассказа - очерка , написанного в духе русских писателей - охотников 19 -го века.С тем же лиризмом , вызывающим у читателя какие-то свои воспоминания и душевные переживания. Конечно же это - безусловная удача автора.
Борис Лапутько
Несколько слов по поводу рассказа И.А.Бунина "Косцы".
Поводом к написанию рассказа послужили следующие случаи и встречи из жизни И.А.Бунина.
"Когда мы с моим покойным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани , грузчики , чем-то нагружавшие наш пароход , так восхитительно сильно и дружно пели , что мы с братом были в полном восторге всем существом и всё говорили: "Так только могут петь свободно , легко, всем существом только русские люди". Потом мы слышали , едучи на беговых дрожках с племянником и братом Юлием по большой дороге, и слышали , как в берёзовом лесу рядом с большой дорогой пели косцы - с такой же свободой, лёгкостью и всем существом" (И.А.Бунин с.с.в 6 томах, т.4.М.Художественная литература.1988г. стр.677.)
7 ответов
Пользователь удалён
Так это легко проверить летом. Взять в руки косу-литовочку....и сразу все выяснится.
И.Бунин был глубоким патриотом России, но почему то проживал большею частью за границей...
А поют косари(русск), когда всю траву свалят, и с другого дня, сидя в тени березового колка, пока сено сохнет, а это 2-3 дня при хорошей погоде, готовят инвентарь, что бы прибрать его в стога. Вот здесь и чарочку пропустить не грех с устатку, песню спеть, в баньку съездить.
Скорее всего, "едучи на беговых дрожках", писатель слышал именно такое пение, но косарей не видел. Вот и вообразил - "подвигались по березовому лесу...".
На покос мужики брали ружья. Вдруг с выводком подфартит.
Борис Лапутько
Ответ в ком.№17.
Сергей Сорокин
Вот ранее ( в 19 веке) писателей называли иначе - сочинители, что более соответствовало смыслу их занятия. Но мы привыкли к их "ляпам", почитайте Гоголя ("Мертвые души"), он там такого наворотил по незнанию многих деталей (почитайте воспоминания С.Т.Аксакова). Что, мы обращаем на это внимание? А вот про косьбу согласен, не до песен. Сам этим занимался много лет.
Пользователь удалён
"Гм-гм... Без комментариев пока:
Не поднялась на классика рука":)
В.Леви
Борис Лапутько
Иногда главное - вовремя остановиться.
Филипп Стогов
За границей И.А. Бунин большей частью проживал, как вынужденный эмигрант. Лучше жить за границей, любя Родину, чем лежать в сырой ее земле. И лучше этой темы не касаться. Мы (комментаторы) отметили особый стиль изложения Дм. Каширина и он нам понравился, он напомнил нам о наших охотах, о домах, предоставивших нам ночлег...И чего нам еще надобно, однозначно, споры не нужны, скажем автору спасибо.
Если хотите, расскажу Вам о своем доме в смоленской деревне. Хотя пять изб и деревней-то назвать трудно. Мой пятистенок стоял, как раз посередине. В подполе зерно и картошка для подкормки кабанов, крыша посредине просела от снега, русская печь одаривала меня теплом. Вот и все. Да, в сенях жил козел, которого бабка-соседка здесь содержала. За ее домом жил бывший фрицевский полицай, ни с кем не общающийся, а по другую сторону егерь и братья-кооператоры, у которых и зимой снега не выпросишь. Такая вот компания. Дело было в ноябре, на праздники, егерь уехал к родне в соседнюю деревню, нашу по ночам стали посещать волки, что они искали, черт их знает, но за свою лайку я очень опасался. И порой из избы ее вытащить было сложно, волчьи следы пересекали огород. Но все же рябчиков и белок мы добывали исправно, да подраненное копыто, брошенное горе-бригадами, добирали. А кончилось все печально, у перегретой печи, загорелся под и чтобы ее затушить, чтобы спасти дом, пришлось свод печи разломать и заливать сверху. Два-три дня на эмоциях я еще прожил без печи, но потом пришлось уехать.
Пользователь удалён
Вот тут, действительно без комментариев.
Спасибо,Филипп, за откровенность.
Сергей Сорокин
Всё приходит с возрастом, вот и Дмитрий повзрослел. Думаю, что больше не будет простого описания охот (это мало кому интересно) и фото с кучей битой дичи (как было уже не раз). Этот рассказ показал другие способности автора, более глубокие и интересные нам, читателям. Ну, а раз заявка сделана, на высокий "штиль", будем ждать.
Иван Ларионов
Уважаемые, друзья - предмет спора ничтожен! Набейте в поисковике "Косцы" И. Бунин и прочтите рассказ целиком, он короток, и об пении во время косьбы там сказано определённо, "...это было как будто и не пение, а именно только вздохи,... " Сам имею опыт косца с 1985 по 2004 г. и могу уверить, что если брать нужный ритм косьбы, на определённый шаг, взмах, проводка, выдох то пение в здоровом организме, при неспешности действа - ВОЗМОЖНО, а порой и потребно. Если конечно, вы не рвач, - желающий поболе урвать за зорю.Но это никакого не имеет отношения к размеренному крестьянскому быту, описываемого времени. Это потом, в советское время, надо было работать в колхозе, а в "свободное" время ухитрится накосить на зиму на всю скотину, иначе жрать всей семье будет нечего.
Сергей Матвейчук
До сих пор рассказы Д.Каширина читать было трудно (мне) – перебор искусственных красивостей, литературщины. Но этот, согласен со всеми, несомненная удача и, если Д.Каширину удастся удержать взятый уровень, может стать серьезным писателем. И, как раз потому, что у этого рассказа возможна долгая жизнь, перепечатки, стОит, по-моему, сказать автору о местах, которые показались некоторым читателям неточными. Ф.Стогов уже сказал о полной (то есть не выщербленной) луне («рыкающий мотор» меня не зацепил – с холодка, да в тишине, можно рык от любого движка услышать). Еще мне показалось заслуживающим внимания следующее:
- «жилой [то есть в приличном состоянии] казалась только крайняя», но потом «я тормознул у крайнего», и «этот пятистенок казался самым захиревшим» [видимо, не крайний-ближний, а крайний-дальний имелся в виду];
- «опора, держащая русскую печку, выгнила» - русская печь либо на срубе, либо на фундаменте [может, конечно, в среднерусских местах иначе, раз там и русская печь из кирпича, а не из битой глины], как-то не идет к ним «держащая» [сбоку] «опора»;
- печь, «валя прогнивший пол, тяжело рассыпалась кирпичом» - пол уже лежит, его не повалить, а по проломленному, обрушенному полу кирпичу не рассыпаться;
- «снова зашел в него» [дом] – по рассказу, первого захода не было, этот и был первым; поскольку эта фраза в начале рассказа, я все ожидал воспоминаний о прежнем посещении.
Это не критика, а предложение глянуть свежим глазом, если и когда у автора будет желание и повод для шлифовки. Ближайшие рассказы Д.Каширина я теперь буду читать.
К И.Бунину, согласен с И.Ларионовым и Ф.Стоговым, претензии мне кажутся неосновательными, и не потому что классик. Это не полевая косьба на полный разворот от горизонта до горизонта. Профессиональным косцам пеньки окашивать по предвечернему холодку - не работа, полное дыхание не нужно.
Сергей Матвейчук
Кстати, желающие могут еще на одного барина наехать, А.К.Толстого:
"Шумя, тростник над озером трепещет,
И чист, и тих, и ясен свод небес,
Косарь поет, коса звенит и блещет,
Вдоль берега стоит кудрявый лес,
И к облакам, клубяся над водою,
Бежит дымок синеющей струею?"
10 ответов
Пользователь удалён
Намек понял. И хотя я читатель, как тут сказали, "рядовой", да к тому же и проживаю в сибирской глубинке, остаюсь при своем мнении. Все таки, 55 лет кошу начиная с 12-летнего возраста, и смею надеяться, что это "песенное" дело знаю лучше любого барина.
Aleks Jarkovoj
Борис, пожалуй лучше и не скажешь.Мы с вами по сути ровесники по возрасту, сам я получил от деда то ли женскую, то ли детскую косу выпуска аж 1896г лет в 13. Спорить с людьми, которые уверены в том, что раз признанный классик написал, то так и должно быть дело бесперспективное. Тем более труда этого не знающими. А я более чем уверен, что слажено петь косари могли лишь собравшись в круг опираясь на косы. Что-то мне помниться, что другой классик Л.Н Толстой ходил со своими крестьянами на покос. К сожалению ничего по этому поводу не написал.А о размеренном крестьянском бытии,эдакой идиллии по И.Ларионову , другой признанный классик Н.А Некрасов написал кое-что. Помните"В полном разгаре страда деревенская"
...солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается"
Так на покосе зачастую и пот течет и от комаров и от слепней отмахиваешься и нужно не отстать от впереди идущего и не тормозить заднего... Нет ребята, тут не до песен. А практика лучший способ познания истины.
Классики пусть пишут красивости, не будем к ним придираться в деталях. Впрочем как и к Д. Каширину. Рассказ может на классику и не тянет, но, на мой взгляд, удачен.
Иван Ларионов
Я очень, Вам сочувствую что на Ваш век, или в вашей местности, не выпало видеть размеренный крестьянский быт, явственно дошедший до нас из того времени.(Откуда ж ему ещё прийдти?) Даже мне ещё доводилось в некоторых местностях моей родной Рязанщины, видеть селян жившими размеренным ритмом, никуда никогда не спешащих, с чёткими жизненным укладом. Дома у них всегда ладные, скотинка на дворах всегда прибранная и чистая, зернеца в закромах всегда в достатке и в работе - что в косьбе, что в пахоте, они уверенны и легки. В разных местах разбросаны у нас были такие богатые деревни. И что любопытно рядом часто соседствовали деревни совсем другие,едва сводящие концы с концами, наверное такие же какие Вы видели в своей жизни. Изучал когда-то проблему переселения крестьян из Рязанской губернии "за камень", действительно переселялись от безземелья от нас к вам, отнюдь не лучшая часть нашего крестьянства, видать по-этому Вас так ужасает страда. А я лично начало сенокоса всегда вспоминаю как праздник, не знаю почему, Вас от этого воротит, наверное Вам всегда не хотелось этого делать, а батька с мамкой Вас за это лупили. Тоды ОЙ! :)))
Aleks Jarkovoj
Ваш комментарий Иван, не умен и неубедителен. Патриотизм и любовь к свой малой Родине чувство святое. Но нужно понимать, что аналогий прошлого с советской действительностью проводить бы не стоило. В условиях отсутствия собственника, естественно сосуществовали так называемые крепкие колхозы и совхозы и слабые. И зависело это прежде всего от личности руководителя. А вот крепкое подворье -это уже от хозяна, вернее семьи и ее устоев, причем гинетических. Не знаю, как процветала Рязанщина в Советское время, но людей в лаптях я увидел впервые в 1958 году, проезжая по Центральной России, да и в Москве они попадались. В Сибири этого никогда не наблюдалось. Теперь о том, какие я видел деревни. Волей случая я готовлю сейчас для сына воспоминания своего отца, он у меня был человеком образованным. То, что к нам уезжали худшие, не верю. Те люди которые пришли "за Камень" распахали и освоили огромные территории, причем благодатной земли, взамен истощенной столетими на прежней Родине. И только трагические события начала 20го века да и последующая ВОВ поприпятствовали дальнейшему процветанию сибирского крестьянина. Как писал мой отец о коллективизации: " Это был удар по крестьянству и по достатку". Что касается деревень которые я видел. Я видел их эволюцию. Должен сказать что в лучшие Советские годы мой край имел мощнейший потенциал и промышленный и сельскохозяйственный. Мы имели 4ую экономику страны, применительно к краям и областям. Едва ли Рязанщина на что-то подобное тянула. А что касается деревень, то в моей юности хвалиться было особо нечем, жили бедно, как впрочем и вся страна. Потом все кардинально поменялось. Трудно описать тот объем работы которые провели большевики. Какие передовые по тем временам были построены птцефабрики, свиноводческие комплексы и перерабатывающие мощности и многое другое.Какие были построены прекрасные типовые школы, дороги с твердым покрыием и т.д Сейчас наблюдаю тягостную картину. Развал и запустение. И не надо инсинуаций, что я происхожу от худших, а Вы от лучших. Слово страда меня не ужасает. О страде писал Н.А Некрасов, кстати писал он и об иных песнях, отличных от бунинских описаний и восторгов. А о сенокосе я говорил, равно, как и Б.Николаев лишь, то, что это очень тяжелый труд и во время самого процесса к песням не располагающий. Только и всего. Ну а потом крестьяский быт строиться по принципу необходимости. НАДО ! И в детстве я это отчетливо понимал и делал то, что нужно. Помню, как в четвертом классе отец уже взял меня в лес, валить деревья. Пилили вдвоем двуручной пилой.Помню как вывозили мы их на двух пароконных санях, одной парой правил я. А на сенокос мама повела меня лет в шесть, помню, что шесть км я нес деревянные грабли. Помню отца, помню балаган в котором он ночевал. Воспоминания светлые, но объктивность тоже присутствует. Силен был мой батя, как медведь и петь очень любил, но не видел, вернее не слышал я песен, во время работы. Может , конечно, есть особый вид вечно поющих рязанских мужиков и баб(женщин). Но обычно крестьянин во все времена в страдную пору, будь то , весна, лето или осень, "рвал" поглядывая на небо... А вот пели когда-то действительно много. Но делу время...
Ну и уж совсем не прилично додумывать, что меня лупили родители. Дешевка какая-то, простите великодушно.
Иван Ларионов
Я предполагаю, Вы всё одно остались при своём мнении... Вы же у нас особенный, и доводы других для Вас всегда ошибочные. Если за "дешёвку" извинитесь - сочту Вас сильным духом и не меркантильным. Ну а если нет, оставайтесь дальше "великодушным"...
Пользователь удалён
Александр Алексеевич, как говорят, снимаю шляпу! Особенно тронули слова о родителях.
Мне кажется, что комментарии по покосной теме надо прекращать. Поскольку российская Европа по отношению к Уралу и Сибири всегда держала «пальцы веером». Боюсь, что сопутствующие теме «Старого дома» высказывания могут снизить уровень восприятия основной темы.
Лично я, читая рассказы авторов, прежде всего, обращаю внимание не на количество прилагательных, а на то, что в ходе чтения как бы начинает входить в душу, и уже видишь не буквы и предложения, а становишься участником события, которое пропускаешь через себя.
Так, Д. Каширин в своем цикле африканских охот имеет эпизод, где чернокожая служанка вынесла ему на веранду чашку кофе - и я почувствовал запах этого кофе. И в этом рассказе чувствуется аура старого дома.
Не знаю, как это назвать, талант или его зачатки, но несомненно, нечто такое присутствует в произведениях Каширина. Огранить это явление, придать ему форму и блеск - это уже зависит от нас, рядовых читателей.
На этом свои комментарии по данной теме заканчиваю. Желаю завсегдатаям «охотников.ru», чтобы сайт стал для нас тем самым старым домом, который наполняет души и сердца благодарностью от общения с собратьями по страсти.
Всем всяческих благ.
Aleks Jarkovoj
Могу и извиниться, но после извинений за предположение, что меня лупили мамка с батькой... Тем более, что за дешевку я уже попросил прощения... Так, что ход за Вами.
НИК.ИВАНЫЧ
Не, ну лупили и лупили, что из этого? Всех лупили, поэтому и выросли нормальными, здоровыми мужиками, а не паиньками - мальчиками, потому и говаривали, через битие приходит познание :-))) Возможно и меня лупили, не помню, возможно не до смерти, иначе бы не читал и не писАл здесь :-)))
Конечно, нельзя со всеми доводами Ивана Ларионова согласиться, но это его мнение, откуда-то взятое и кем ему пересказанное...
Иван Ларионов
Без, доли сомнения, конечно же приношу свои извинения. К тому же мне проще я гораздо младше Вас, и по всем правилам, каким меня воспитывали родители (и лупили тоже иногда), я при всяком раскладе должен первым уступать, по-младости лет. В остальном, мою точку зрения по отношению к нашим классикам, безупречно изложил Сергей Павлович Матвейчук, за что ему искреннее спасибо. От себя лишь хочу добавить, что Нобелевские премии по литературе просто так не раздают, а И.Бунин ей был удостоен, и без сомнения за талант. Талант видеть сердцем, петь душой, словом - и доносить до нас грешных красоту родной земли.Нашей земли на которой мы с Вами живём и порой не замечаем этой красоты, за суетностью дел, а он (И.Бунин) смог увидеть. Вот и привёл его в пример, для сравнения, ведь издалека великое лучше видится.
Aleks Jarkovoj
Трения проехали. Что касается Бунина, то как мне представляется никто на его талант и не посягал. Народ заспорил о конкретном действе.
Лично я о Бунине судить не могу, с творчеством последнего не знаком. Возможно, что открыл бы его для себя, не попадись мне первыми то ли Черные, то ли Темные аллеи. Было это еще в после армейской юности. Работал я тогда в испытателях в качестве оператора термо -барокамеры. Народ подбирался туда из демобилизованных из авиационных и ракетных частей, учеба очень поощрялась, учебные заведения были максимально приближены к производству. Народ в основе своей учился и много читал,ну и образовалось, что-то вроде литературного клуба, без отрыва от производства. Видимо тогда и вышли те самые аллеи. Я об этом уже давно забыл, но сейчас всплыло в памяти наше обсуждение и наш не профессиональный вердикт. Вот таким образом, возможно великий писатель,оказался мною не востребован.Как видите, я перед Вами максимально честен.
Александр Арапов
Хотя мне и нравится творчество Д. Каширина, и рассказ несомненно хорош, сравнение его с "Косцами" И. Бунина явный аванс. У Бунина повествование рождает мощный поток образов, звуков, ассоциаций. Здесь же, местами, просто слова, красивые, но слова. Нерв рассказа Каширина на порядок ниже. С чем сравнить, с чем перекликается, если уж пошли сравнения, у меня это получилась "Кладовая солнца" М. Пришвина, уж не обессудте.
Теперь несколько слов о замечаниях по тексту. Я, например, спокойно принимаю за щербины то, что видно на полной луне. Посмотрите значение слова...С печью у меня тоже все сходится. Печь, кроме фундамента, может ставиться и на пол. В этом случае пол усиливается несколькими или одной матицей-толстым бревном. Если это бревно (опора) сгнивает, то пол прогибается. И слово "валится" для такого пола (обычно двойного) болше подходит, на мой взгляд. Думаю, важно передать первое впечатление, а для этого не так уж важно детально представлать архитектурные особенности деревенского дома. А вот это впечатление передано блестяще!
Что касается поющих косцов (косарей), оратаев (пахарей). кузнецов (молотобойцев), сварщиков и прочих бурлаков, то, на мой взгляд, это такой образ, сложившийся в литературе. А если это не образ, а вдруг на самом деле... Тогда только одно-другие это были люди. В смысле " богатыри не..."
Николай Бирюков
Рассказов автор написал немало, но грабли одни и теже. Очень много прилагательных в описании природы, это мешает целостности повествования.Про саму охоту вообще лучше бы не писал: "Настойчиво запищал бипер у кромки поля. Не удержавшись, палю навскидку в мелькнувший силуэт. В азарте даже не приметил, дурачина, кого бью-то, петушка или курочку? К счастью, обошлось, промазал. Вот бы была оказия сбить в этой неразберихе матуху. Легко испортить охоту одним выстрелом…"
Одно подходит название этому перлу - безобразие. И так в каждом рассказе. Какой тут Бунин.
"И тот незнакомый охотник, наверное, уже умерший, но снова оживший через меня, когда я, идя через эту красоту, почувствовал то же, что чувствовал и он когда-то." На мой взгляд , мягко говоря бредятина.
3 ответа
Александр Арапов
Рассказов, как раз, на моей памяти, мало-от силы 2-3, все остальное я бы отнес к отчетам об охоте. И здесь жанр отчета нет-нет да и "вылазит" отсюда и бипер и другие технические подробности охоты. А вот то, что Вы отнесли к бредятине, и является признаком художественного произведения. Отчет рационален, а в рассказе, на первый взгляд "бредятина", может оказаться ценным художественным образом ради которого и были все "муки творчества".
Николай Бирюков
Александр, думаю если "наверно умерший охотник" услышал бы звук бипера - то перевернулся бы в гробу, как минимум. Может я и предвзято отношусь к "творчеству" этого автора, но как то уж все это смахивает на банальное и увы, очень нынче для многих привычное- бахвальство. Много фетиша, сердца не видно.
Александр Арапов
Я хоть и не легашатник, но с интересом следил за полемикой об использовании подобных устройств и прекрасно знаю и понимаю Ваше отношение к ним. И все-таки, призываю быть снисходительнее, ну, не ключевое слово "бипер" в этом рассказе. Что касается бахвальства, так ничего не вижу в этом предосудительного. Охота, а, скорее, почти все " мужские игры на свежем воздухе" предполагают необходимость с кем-то поделиться своим успехом и, что интересно, не успехом. Здесь, на мой взгляд, это "поделиться" выражено, но в мягкой форме. Бахвальством не назовешь, никакого самолюбования, пустого хвастовства, просто зашкаливают эмоции. И не мудрено, такая охота будет будоражить воспоминаниями много-много лет.
А с другой стороны, не нравится Вам творчество Каширина, объяснили-почему. И это ведь нормально. Было бы странно, если бы всем нравилось. Это ведь не зависит, например, от того много или в меру прилагательных (где эта мера?) Это ведь-химия, да, что говорить, Вы и сами, надеюсь, это понимаете.
Сергей Матвейчук
Aleks Jarkovoj:
«Ваш комментарий Иван, не умен и неубедителен В условиях отсутствия собственника, естественно сосуществовали так называемые крепкие колхозы и совхозы и слабые. И зависело это прежде всего от личности руководителя».
Явная, на мой взгляд, неправильность. При прочих равных деревня с заливными лугами всегда была богаче лесных деревень, и в лесных считалось большой удачей выдать девку замуж в приречную (судоходство и отходничество не считаю). И так веками, хотя «личности руководителей» менялись.
Aleks Jarkovoj:
«Слово страда меня не ужасает. О страде писал Н.А Некрасов, кстати писал он и об иных песнях, отличных от бунинских описаний и восторгов.»
Страда, по Далю, «тяжелая, ломовая работа летние работы земледельца, особенно шесть недель жнитва и косьбы». Сколько в этом страдании от страха погоды, от метаний крепостного крестьянина между пятидневной барщиной и своим покосом, а сколько – от тяжести работы, вопрос непростой. Да и тяжесть от человека зависит (Ф.Стогов уже говорил, согласен – диву даешься, когда мужики, взбираясь в гору с тяжеленными рюкзаками, еще и закуривают на ходу). Вот у Василия Белова, которого уж, я думаю никто в незнании народного быта не обвинит, пишет в книге «Лад»: «Ритмичность была одной из самых удивительных принадлежностей северного народного быта. Самый тяжелый мускульный труд становился посильным, менее утомительным, ежели он обретал мерность. Не зря же многие трудовые процессы сопровождались песней. Гребцы в лодках, преодолевая ветер и волны, пели; солдаты на марше пели; косцы на лугу пели».
Иван Ларионов:
«Изучал когда-то проблему переселения крестьян из Рязанской губернии "за камень", действительно переселялись от безземелья от нас к вам, отнюдь не лучшая часть нашего крестьянства, видать по-этому Вас так ужасает страда.»
Aleks Jarkovoj:
«То, что к нам уезжали худшие, не верю.»
Неужто до сих пор ничего не читали, Вам веры достаточно? Я читал по своим охотоведческим интересам много литературы, отчетов по переселению крестьян, в основном от освобождения до Столыпина, хотя и раннее попадалось. Конечно, огромная часть переселенцев ехала не за землей, а за подъемными, и в среднем народ был «плоше» оседлого среднерусского. Я бы и ссылки, и книжки поискал, где подробно описывается социальный состав поселенцев (кстати, разница была немалая и в зависимости от района и от волны заселения), да Вы все равно читать не будете, раз до сих пор не стали. А к нашей теме пения при косьбе это, на мой взгляд, вообще отношения не имеет. Австралию уголовниками заселяли, а страна получилась работящая, умная и безопасная.
20 ответов
Aleks Jarkovoj
Ну и к чему это Вы? Я пишу свое личное видение и восприятие. На сибирской земле живут мои внуки, а это потомки переселенцев уже в шестом поколении. Знаю историю своей деревни, написал ее в свое время мой отец. Деревня основана в конце 19го века. Знал очень многих, кого лично, кого по рассказам. И то что это были не худшие, а очень большие трудяги уверен. Заинтересовались мы с братьями историей нашего рода, читали и архивные документы по заселению Сибири в интересующий нас период. Скажу Вам, что программа была серьезной. Да и люди переселявшиеся были основательными. Присылали ходоков, ходоки выступали на сходе. По крайней мере в нашем случае. Ну, а коли к нашей теме о косьбе это отношения не имеет, чего Вы вновь ее затрагиваете? И я ее тоже не затрагивал, а всего лишь ответил И.Илларионову.
А то, что тяжесть работы нивелируется отменным здоровьем либо наоборот истина непреложная. Обо всем остальном спорить не хочу.
Гребу до сих пор много, но запеть меня не тянет. Косил не мало -тоже петь не тянуло и поющих не видел и не представляю. В пехоте не служил, пеших переходов не делал. Но прошел полноценную службу, длиною в три года. Был запевалой и имел кучу поощрений за исполнение строевых песен. Не могу сказать, что пение в строю, слишком большое удовольствие и придает какую -то легкость. А задавать ритм при прохождении, либо при гребле в несколько пар весел научились очень давно, но не песней.
Александр Васильев
Пение косцов видел и слышал в детстве, какая-то в этом удаль и сила мужская чувствуется, особенно когда поют несколько человек, Бунину видимо это запало в душу.
Нашему поколению это слабо, да и песен таких не знаем, и в дом этот уже не вернутся люди, которые так петь умели.
Александр Арапов
Александр, по каким матералам пишете воспомнания об отце ? Это память, какие-то записи, дневники ? Неоднократно Вы уже в своих комментариях поминаете его...
По воле случая, так же делал краткие воспоминания о своем отце, тоже весьма неординарном человеке. Столкнулся с некоторыми трудностямию Память, к сожалению, не всегда фиксрует то, что оказывается со временем таким важным. А спросить-то не у кого-время и люди ушли.
По ходу полемики-поддерживаю Вашу мудрость, рассудительность, выдержку. Иного результата, как все остались при своих, я и не ожидал.
Aleks Jarkovoj
Спасибо на добром слове. Иногда испытываю те же затруднения. Все же мы, безответственно порой относимся к своему прошлому, но осознаем это слишком поздно. В моем случае это больше относиться к прошлому семьи моей мамы. С отцом проще. Во первых у меня очень многое сохранилось в памяти. Отец много со мной беседовал, формировал меня как личность. Во вторых мне очень многое рассказывал мой дед, но уже тогда, когда я был студентом. А в третьих, у меня где-то в конце горбачевской перестройки,хватило ума попросить отца написать свои воспоминания.Единственно, о чем я жалею, так это о том,что отец ничего не написал о своем участии в ВОВ. А когда я осознал этот пробел, то восполнить его по состоянию здоровья отец не смог. Но вот об этом то я знаю многое, я все же послевоенный 1946г.р. Порой хоть сам садись и пиши, для внуков, что я пожалуй и сделаю. Но воспоминания своего отца в рукописном виде, а теперь уже и в компьютере, имею. Очень доволен, что нашим прошлым заинтересовался мой сын...
С самыми добрыми пожеланиями
Александр Арапов
Все во многом перекликается, только подробную историю семьи написала тетя со стороны отца. Успехов и всего доброго!
Сергей Матвейчук
Это я понял, что для Вас весь мир на Вас и замыкается. Раз Вы чего-то не видели, то этого и быть не может. Раз Вас запеть не тянет, то и другие не поют, раз Вашу деревню дельные мужики основали, то и вся Сибирь такова, раз в Вашем колхозе все от председателя зависит, то и везде так. Это очень здорово. Таких людей немало, скорее всего, большинство, но они обычно мимикрируют, притворяются, будто у них есть интерес к более широкому окоему, а Вы прямо так и пишете. Для меня в том и есть особая ценность здешнего состава комментаторов, что здесь таких, как Вы, непреклонно заявляющих о самодостаточности своих знаний ("что вы там ни говорите, а я на своем остаюсь"), большинство, плотное и стойкое. Поэтому, конечно, я не для Вас пишу, Вы, уверен, и дальше будете непреклонны, а для читателей, особенно из молодых, да кто в деревне не живал, чтоб они не подумали, что нормально снисходительно по плечу похлопывать Бунина, Толстого и прочих бар, мол, "жизни не знали" (а современники - косы в руках не держали), что нормально обо всем судить исключительно по своему личному опыту, что нормально стоять на своем, даже если оно опровергнуто, и т.д.
Aleks Jarkovoj
Я, Вас С.П как-то пропустил. Интересно мне читать, каким Вы меня видите. В силу объективных причин, мир на мне замкнуться не может, не Путин же я в конце-концов. Я относительно образован, склонен к анализу, кое-что читал, интересуюсь к примеру экономикой, имею уже 50лет трудового стажа, имею и свои принципы и два их них озвучу. Один из них-это иметь свое мнение, а второй, древний как мир-практика лучший способ познания истины. Ну далее, по пунктам, оставим пока пение, будь оно не ладно.
Пример того, что мою деревню дельные мужики основали, не более чем ответ на то, что в Сибирь ехали только худшие. Ехали конечно же разные. Теперь о том, что в моем колхозе все от председателя зависит. При прочих равных условиях - роль личности, в успехе или наоборот - первостепенна. Жаль, что прожив столько лет, Вы этого не поняли. Но я производственник.
Скажите, а в таком колхозе как Россия, кто был более успешен, Е.М.Примаков с Геращенко и Маслюковым или ДАМ с этой дамой НАИБУЛЛИНОЙ?!Ну, а теперь о пении. Никто на это счет ничего убедительного не сказал и прав Н.Григорьев, что все вдруг превратились в больших специалистов. Я бы может быть поверил, если бы вдруг кто -то сказал, что я мол пел или отец... Душа действительно может петь,но не может воспроизвести мелодию.Мне довелось расти в равнинной части Омского Прииртышья, мой брат много лет прожил в подтаежной зоне и наконец, я по распределению работал на Дальнем Востоке и из любопытства и от скуки напросился на покос. Ладно люди скажите не те, но я видел с косой обоих своих дедов, а они родились еще в 19ом веке и дед со стороны отца был очень не хилым и пел хорошо.
И кто бы мне сказал какие это были песни? Б.Н Лапутько дал было наколку в стихах. Только не пойму я как эта мелодия может задать ритм? Попытался было смоделировать, ну никак не получается. А потом догадался, что мелодию поэт подобрал в рифму. Уж коли у косаря грудь высокая, то степь соответственно широкая...Так, что сомнения у меня остаются и отнюдь не из-за упрямства.
Ну,а далее Сергей Павлович, Вы попросту кокетничаете. На сайте Вам просто интересно тем, что подавляющее большинство именно самодостаточно. Потому победа в словесном поединке, если таковая случается, поднимает Вас в глазах собственных. А то, что пишите для молодых... Бросьте... Кто сейчас заморачивается Буниным или малоизвестным Толстым. Наши жертвы ЕГ самого известного Толстого порой назвать не могут, Дубровский у них написал Капитанскую дочку и т.п
Борис Лапутько
Да под ту же песню "Ой ты степь широкая" вполне можно выбрать равномерный ритм косьбы.Как и для любой другой неспешной народной песни. Поскольку ритм при косьбе равномерный,а не рваный.И никакой особой сложности при невысоком темпе косьбы нет.Главное появилось бы настроение и желание петь.
А то,что,по вашим словам "никто ничего убедительного не сказал"- в первую очередь относится к вам. Про "свой" опыт можно наговорить "семь вёрст до небес и всё лесом".
Разговор шёл о примере из рассказа классика.Вам привели ещё несколько примеров разных авторов.Вот отсюда и "пляшите".
А вы тут "портянки" исписываете про свой богатый жизненный опыт.Ставя его в противовес всем остальным доводам.Дополняя начальной политграмотой.Как будто все остальные - только что на свет родились.
Aleks Jarkovoj
Я отвечал по пунктам и конкретному человеку. Причем в той манере в какой привык. До моего опыта Вам не должно быть дела. Это Вы в любой теме большой специалист. И про косьбу мне не рассказывайте, я парень деревенский, в отличие от Вас. Может еще подскажите, что мне в лодке петь. "Из-за острова на стрежень" или "Гибель Варяга", а то я как-то себе ритм счетом задаю. А может и для шеста есть мелодия..., на будущее. А то толкаюсь, как дурак. Собирался тут по пролетной, в связи с морозами на металлической поохотиться, но аномальный снег завалил, не добраться было на моей машине. Буду признателен... Если конечно классики и тут засветились.
Сергей Матвейчук
«Я .. имею и свои принципы и два их них озвучу. Один из них-это иметь свое мнение, а второй, древний как мир-практика лучший способ познания истины.»
Вот-вот, тем Вы и ценны, что продолжаете стоять на своем представлении о том, что нужно (и можно) по всякому вопросу иметь свое мнение (хотя по множеству вопросов у любого из нас ответственного мнения быть не может), и что теория – ерунда, имеет значение только практика, а именно – личная практика, собственный опыт (чужой отвергается – хоть бунинский, хоть беловский, хоть А.Васильева, который лично слышал).
Опора на практику важна, но ограниченность этого (индуктивного) метода познания мира (как и любого другого отдельного взятого метода) уже давно и хорошо известна. Хрестоматийный пример практической ошибки - перепись населения деревни, когда переписчик, записав 20 дворов Ивановых, к бобылю на отшибе не идет, записывает его Ивановым, а он-то и оказывается Сидоровым. Ваше отрицание того, что не известно Вам из личного опыта (своего и родни), замечательно архаично – речь, а затем письменность потому и обеспечили скачки в развитии человечества, что позволили людям из разных мест передавать, воспринимать и использовать информацию, недоступную им из личного опыта. И, конечно, возвышение практического знания сопряжено с принижением теории. Понятно, что Вы были бы среди большинства, считавшего теоретика несуществующей космонавтики Циолковского сумасшедшим или, в лучшем случае, чудаком.
Опоры на личную практику явно недостаточно, это ощущают сами «практики» и потому постоянно скатываются в идеологию или фантазмы, игнорируя даже очевидные факты. Это быстро становится привычкой.
Вот Вам нравится Путин и не нравятся Медведев и Набиуллина. Вы берете и связываете двух последних, пренебрегая тем бесспорным фактом, что Набиуллина стала министром при Президенте Путине и Премьере Фрадкове, и в 2012 г. ушла из Правительства вместе с Премьером Путиным, став советником Президента Путина, а затем – председателем Центробанка. То есть, Набиуллина – человек Путина, а вовсе не ДАМа; однако, это разрушает Ваше представление и потому игнорируется. Из того же ряда – сравнение Примакова опять же с ДАМом (не Путиным, хотя он тоже был Премьером, и дольше ДАМа). Примаков был Премьером 8 месяцев (как и Путин чуть позже, в первое премьерство), в ситуации резкого мирового кризиса (обычный директор и кризисный управляющий – абсолютно разные профессии), ДАМ – уже больше 3 лет, в постепенном и во многом рукотворном спаде. Примаков был самостоятельной фигурой (знаменитый разворот над Атлантикой), ДАМ – отнюдь, правил и правит Путин, если уж кого-то сравнивать, то с ним. А сравнивать успехи Примакова и ДАМа просто нелепо, как твердое с мягким, как вольного коня с плюшевым медвежонком. Хороший пример того, как люди, позиционирующие себя самих убежденными «практиками», на деле пренебрегают конкретными фактами.
Вторая особенность таких людей – в склонности полагать, что, раз у них не получилось, то это и невозможно. У Вас почему-то не получилось положить на косьбу мерную (в три четверти), без смены темпа, народную песню, и Вы «догадались!», что у поэта просто лексикон был бедноват, одна только рифма и подошла (Вам осталось догадаться, какие проблемы были у прозаиков Бунина и Белова. Хотя, тут, Вы, кажется, уже допускаете пение косцов, и вопрос теперь «что они пели»?).
Ваша догадка насчет моих мотивов участия в здешних обсуждениях («победа в словесном поединке, если таковая случается, поднимает Вас в глазах собственных»), конечно, ошибочна. В силу органического дефекта Ваших принципов в строгом споре Вас ребенок одолеет. Такая победа никому в заслугу поставлена быть не может. Мои амбиции – в другой плоскости: пытаюсь, в своем узком секторе, научное охотоведение продвигать. Хорошие ученые – и наши, и западные – серьезные противники, я пока продуваю по всем статьям (образованность, начитанность, многоязычность, аналитические способности), но попыток не оставляю, там и вровень с большой наукой наше охотоведение поставить хоть в отдельных (небиологических) вопросах – заслуга и доблесть.
Дети (как и взрослые) были и есть разные (опять Вы политиканствуете, привязывая к их уровню ЕГЭ – ну Вы ж наверняка и в советских газетах читали подборки школьных перлов). На улице многие подростки без мата фразы сказать не могут, в квартиру мою толпа школьников набивалась на поэтические вечера, мне, валенку, из дому уходить приходилось, вот и сейчас дети-студенты собираются с одноклассниками на встречу со своей школьной училкой словесности, которая им любовь к литературе привила. Потому я и возражаю Вам публично, чтобы те, у кого учителя были вроде Вас, не думали, что они только такие бывают, чтобы они слышали другое мнение, усомнились в том, что весь мир можно в личный опыт уложить и личным опытом объяснить.
Борис Лапутько
Если не "дурак", то сами легко подберёте под свой темп.Заодно и развеетесь.
И не следует делать категоричных заявлений о том, чего не знаете(это про городских и деревенских парней).
Точно также, как и додумывать за поэтов и классиков.Лучше почаще и внимательней их перечитывать.Их у России , особенно в 19веке, - так много.Ведь именно "Золотой век" русской литературы внёс огромный вклад в культуру России и она стала более известна всему миру.
Сергей Матвейчук
Нет, ну а если без грубостей.. Лодочный ход на шесте - действительно, не такая равномерная работа, как гребля, дно переменчиво. Может быть, А.А. стриптиз посмотреть посоветовать - там люди много и разнообразно с шестом работают под музыку?
Борис Лапутько
Ни в коем разе не хотел грубить.Я же взял слово из ответа самого А.Я. Поэтому и закавычил его.
Как же я могу дать совет совершенно не зная человека и его физических возможностей.
Это,ведь,А.Я.легко решает : кто деревенский, а кто - городской. Что думал тот или иной классик или поэт, и чем они руководствовались при создании своих произведений.В общем-то и читать-то их не надо.Слушайте одного А.Я.,про его богатый жизненный опыт(у других-то ,как он уверен,опыта-то никакого нет) и внимайте ему беспрекословно.
И тогда всё будет тихо и спокойно...Но ведь это - нереальная картина.
Сергей Матвейчук
А.А. явно пошутил (как и я).
Александр Васильев
Напрасно отрицаете очевидное, неужели Ваше мнение изменится, если скажу что песню эту пели во время коллективного сенокоса деревенские мужики односельчане. А вот что они пели, я и сам бы рад узнать, теперь нам к сожалению мало наверное кто сможет это поведать и передать. Мне в ту пору наверное и десяти не исполнилось, запомнились только возникшие эмоции. Потому у меня возникает от статьи больше сожаление и горечь от осиротевших домов, в которые никогда уже не вернется ПРЕЖНЯЯ жизнь.
Поискал, в начале, нечто похожее, хотя конечно, сцена и жизнь - разные вещи, дословных текстов к сожалению не нашел.
https://www.youtube.com/watch?v=804FU7aYQWw
Борис Лапутько
Так и я,конечно же , сказал не на полном "серьёзе". Просто,как говорят: каков вопрос - таков ответ.
Aleks Jarkovoj
То, что очевидно для Вас, то не очевидно для меня. Но у меня нет и оснований Вам не верить, т.к Вы доброжелательны и не агрессивны. Ролик конечно же не убеждает, т.к косари не поют, а лишь машут косами, а песню исполняет хор. Возможно, что в центральной России и была такая традиция. Но это эпизодически или нужно было петь от зари до зари? Вот в это точно не поверю.
Я, честно такого представить не могу, т.к сенокос-это полчища комаров, плюс паут. Бедных лошадей просто изводят, пот, жара особенно если нет ветерка. Запоешь и какую -нибудь живность проглотишь. Кстати сколько Вам лет?
Горечь Ваша мне понятна. У нас, как и по всей России деревня опустела, а некоторых и нет вовсе. Что и случилось с моей. Осталось кладбище и роща которую у школы когда-то стараниями моего отца мы ребятишки посадили. От нее и все ориентиры. Мы с братьями достаточно часто это место навещаем. По нашим меркам это сравнительно не далеко км 150. Иногда проводим там день, иногда приезжаем на ночь.Навещаем могилы, а потом сидим у костра. Обиходили могилы, а тем близким у которых некому это сделать установили памятники. Если доживем, то весной поставим последнему. Мы - это два родных, и два двоюродных брата. Так вот один из них здесь никогда не жил, но настолько трепетно относиться к родному для рода месту и уезжает с большой неохотой. Как это назвать, не знаю.
Александр Васильев
Согласен что на сенокосе песни петь особо некогда, каждый погожий день дорог. Разговор зашел о косарях, вполне возможно в лесостепной зоне, где я родился, это пение было больше распространено,луга большие и открытые, на них высыпала вся деревня от мала до велика на покос. Мне 55.
Борис Лапутько
Самый лучший ответ,думаю,дал А.С.Пушкин.
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу ,
Любовь к отеческим гробам.
анатолий евменов
Почему-то все предполагают, что нудно иметь огромное здоровье для того. чтобы петь при косьбе. А не это главное! При пении надо рот раскрывать, а тут рой комаров, мошки или слепней! Быстро рот забьют. У нас. на моей родине (Псковщина)их просто тьма,какое уж тут пение.Для справки: начал косить с 14 лет наравне с мужиками и регулярно косил вручную до 50 лет. В СА служил в Украине. Там можно петь,гнуса не видел!
Борис Лапутько
Думал уже закончили обсуждение "сенокосной темы", ан нет. Опять подняли.Скажу тогда и я несколько слов в дополнение к своим комментариям.
Оказывается мы с Борисом Николаевым не только тёзки, но и ровесники. И также, как и он, взялся я за косу с детства, которое проходило в Заволжской деревне. Вначале, как говорила бабушка "тяпал", но годам к 12 уже что-то получалось.Ну, а к 15-ти и дальше можно было уже говорить о покосе.И все последующие годы, приезжая на малую родину, я очень часто помогал на покосах моим старшим друзьям и наставникам по охоте. И ещё раз скажу - при размеренном темпе и нешироком захвате(для передышки) , при хорошем настроении, ощущая прилив силы, вполне можно запеть.
А будешь "жилы рвать" - надолго тебя не хватит. Быстро умаешься - и какой из тебя работник? Сильный напряг бывает необходим в чрезвычайных случаях. Например, при домётывании стога перед надвигающейся грозой.
И в заключении приведу строки из двух стихотворений И.З.Сурикова, поэта,вышедшего из крестьянской среды, наиболее видного наследника традиций "крестьянских " поэтов Кольцова и Никитина.
"КОСАРЬ"
На заре косарь траву косит
Косой острою, широкою;
Он косит,закрыт до пояса
Травой сочною, высокою,
И поёт про степь родимую,
Волгу-реченьку глубокую
Да про девицу любимую,
Молодую, черноокую.
"КОСАРИ"
"Эй, ты,что ж отстаёшь, соловей записной,
Точно двигаешь бабу тяжёлую?
Размахнись посмелей да пошире косой
И ударь-ка, друг, песню весёлую!"
И плечистый косарь вдруг кудрями тряхнул,
Поднялася его грудь высокая,-
Он кудрями тряхнул и легко затянул:
"Ах ты, степь ли моя, степь широкая!
-------------------------------------------------------
Подхватила артель, дружно песня звенит
И по чистому полю разносится;
Упадая, трава под косами шумит,-
Как-то легче она с песней косится.
5 ответов
Сергей Матвейчук
Песня-то, кстати, хороша, спасибо И.З.Сурикову и Б.Лапутько, что напомнили. У кого есть время, послушайте, в разном исполнении:
Кубанский казачий хор - http://x-minus.org/track/3468/ах-ты-степь-широкая.html
Хор московского Сретенского монастыря - https://music.yandex.ru/album/2378351/track/20828289
Aleks Jarkovoj
Как вас, батенька понесло. Говорите, что я недостоин бодаться с такими как Вы, а снисходите.Во первых значения теории я не могу отрицать, т.к пользуюсь ею повседневно, как и любой технарь. Но знакомо ли Вам такое выражение: "Теория без практики мертва". В неких высоких материях можно обойтись лишь теорией, но споры наши весьма приземлены вот в них то практика выходит на первое место. Смешно отрицать опыт других, чего я не делаю.Отрицать опыт Бунина и Белова вообще нельзя, т.к такового у них не было. Будем точны, можно говорить лишь об их наблюдениях. тем более, что Бунин даже и не видел, что же там происходит. А Вы слишком многословны и витиеваты и дошли до истории развития космонавтики.
И теоретически подготовленный специалист обычно на голову выше практика, но не всегда. Есть люди одаренные от природы. Но и теоритически подготовленные без практики почти ноль. Одно дело знать, а другое применить знания на практике.
И откуда Вы взяли, что мне нравиться Путин? Что Вы опять додумываете?. Я всего лишь написал, что мир не может замкнуться вокруг меня и более удачной ссылки, чем на Путина не нашел.
А, что касается политической кухни, то я думаю, что осведомлен в этом не хуже Вас. По крайней мере относительно Набиуллиной.
Я уже писал, что интересуюсь экономикой. Практически ежедневно, на работе, мы знакомимся с мнением аналитков. Чаще всего я читаю Михаила Делягина,читаю Михаила Хазина,Руслана Гринберга, читаю Сергея Глазьева, генерала Ивашова, председателя Партии дела Констанина Бабкина и других не менее достойных людей. У нас абсолютно безликий премьер. Вот отменят еще в Думе закон о замораживанни времени и что останется от деятельности премьера-президента. Только лишь переименование милиции в полицию. Конечно же какие бы формы управление государство не рядилось -верховная власть принадлежит одному человеку. Но и при монархах находились люди профессинально работающие на благо. Но какого к черту процветания можно добиться, когда ни один человек из правительства не работал на производстве?Но не будем о грустном, а поговорим о более грустном- об образовании. То, что с ним сотворили, попросту ужасно. Полноценное образование получило еще по моим наблюдениям поколение родившееся до середины 70х. А что касается ЕГ, то все кто неравнодушен к судьбе страны просто стонут. Вот вам опять со мной не повезло. Замечали на экранах слепого депутата? Это Олег Николаевич Смолин-первый зампред комитета Госдумы по образованию. Я с ним знаком, брат с ним встречается чаще.Я с ним беседовал в октябре прошлого года. так, что то что твориться знаю из первых уст. Наши родители когда-то работали вместе. Введение и культивирование ЕГ -это еще одна полномасштабная диверсия против нашей страны. Ну, а какие бывают учителя, то я из учительской семьи посвятившей этому свою жизнь. Отец был директором сельской школы, мама учительницей начальных классов.И кстати у меня не повернется язык уничижительно сказать -училка. Политический спор мы затеяли не на той площадке. Но случись он всерьез, то я не думаю, чтобы Вы так уж доминировали. И думаю, что читателю я более интересен, т.к выражаю свои мысли ясным и доступным языком. И учитель я кстати был хороший, очень многие люди по жизни мне благодарны в профессиональном становлении.Дорабатываю последнюю неделю,планировал доработать до 69ти, как раз в ноябре они и наступят. Более спорить с Вами не буду, утомительно, а главное неинтересно. Да и читателю мы поднадоели...
Сергей Матвейчук
Знакомо, конечно, и даже целиком: "Теория без практики мертва, практика без теории - слепа".
Сергей Матвейчук
Так речь ведь не об осведомленности, речь о том, что Вы общедоступные факты игнорируете (когда связываете Медведева и Набиуллину; похабное переиначивание Вами ее фамилии - тоже черточка характерная).
Сергей Матвейчук
Это мне показалось явным (хотя, да, только показалось) из того, что Вы равняете Примакова (который, кстати, - вот беда - ни дня не работал на производстве) с Медведевым, а не с Путиным. Почему сопоставлять Примакова с Медведевым нелепо, я написал раньше; а почему Вы не сопоставили Примакова с Путиным - непонятно, подумал, Вы опасаетесь, что ВВП проиграет.
владимир козявин
Как то привычно уже стало,что комменты Бориса Николаева практически всегда кратки и лаконичны,да и не без объективности.А вот#42, не обычно растянутый, не предвзятый и с нотками уважения и доброжелательности ко всему, еще и душевный .А рассказ у автора получился,кто бы и чтобы там о себе не говорил.
владимир козявин
И еще. Меня давно уже волнует,по сути с момента моего появления на этом сайте, какая то предвзятость, нетерпимость,и это даже просматривается безо всякого умения читать между строк со стороны участников комментирования, как если бы членов некоего жюри.
Бунин -не классик, Сабанеев,Толстой-не авторитеты, Некрасов -охотился летом. А кто мы? Где наши творения? Что снами то происходит? Мы сами какие?!
НИК.ИВАНЫЧ
Ну, так у нас же каждый " и швец, и жнец, и на косе игрец "...то нам твердили, что всю жизнь в городе прожили , а тут вдруг все разом и свиней пасли, и ярмо несли, и лес валили, и рожь косили...ну, прям как наш ДАМ, и дворником был, а свинарники строил...
НИК.ИВАНЫЧ
Смелый человек тот, кто имеет и говорит своё мнение.
Мудрый человек тот, кто не навязывает это мнение другим.
Марина Селиненкова
Спасибо Вам. Ведь иногда и сама так чувствую, но чтобы так написать...... завидую!
Сергей Матэ
Ни дать, ни взять Аксаков.
Иван Ларионов
Снова перечитал все комментарии, только утвердился в мысли - действительно мы становимся более категоричны к мнению других, по сравнению с 2007-м годом. Без сомнения что-то происходит в нашем общественном сознании вот только не явно это - ПРОГРЕСС или РЕГРЕСС ?
Helen Karabanova
И всё-таки, где это? Нельзя установить хозяев по оставшимся письмам? Да и сами письма сохранить - история всё-таки...
Лев Абаполов
Очень красиво написано , даже не верится , что это современная проза. Если честно то сначала читая даже подумал , что это кто то из классиков.
Valentin Metelkin
Тургеневский стиль !
Валентин Калямин
Я всё сказал,но почему-то убрали.
Валентин Калямин
Я только-только поблагодарил автора за совершенство владения русским языком, что многим любителям природной русской деревни никогда не увидеть её былого величия и значимости.