Солнце покинуло южное полушарие нашей планеты и несет свой живительный свет северному. Поля освобождаются от снега. Время славить приход куликов. И не только…
Манит в лес охотника запах прелого листа.
Мой друг Анатолий, профессиональный художник, не одобрял тех, кто ходит на пленэр с охотничьим ружьем. Однажды он поделился мыслями о своей предстоящей работе, которая требует тонких перьев и кистей. А мне пришел на память рассказ о художнике-натуралисте, который никак не мог достоверно изобразить добытую им на весенней охоте удивительную, с длинным клювом, пестро-коричневую птицу — вальдшнепа.
Рисунок удался художнику после того, как он отыскал в крыле птицы одно небольшое перышко, которое помогло изобразить вальдшнепа. Эта тонкая, поэтическая связь охотничьей срасти с художественным ремеслом живо заинтересовала Анатолия.
«Друг мой, охотник-любитель, я не убийца, чтобы губить природу, как ты, ходишь и уничтожаешь ни в чем не повинную дичь. Взял бы меня один раз на охоту посмотреть на это безобразие», — попросил мой друг Анатолий. Сказано — сделано. Договорились встретиться за городом, при себе иметь резиновые сапоги, а остальное за мной, пообещал я другу.
Анатолий прибыл во второй половине дня. Мы, немного переговорив за столом, собрались в лес. Анатолий привез фотоаппарат в надежде сфотографировать в полете лесного кулика. На такое серьезное дело пошли вдвоем. Взяли рюкзак с провиантом.
Охотничья поляна встретила нас оглушительным пением птиц, в основном дроздов. Мы расположились у края на поваленной ветром осине с торчащими из кроны большими сучьями. Комлевая часть старого шершавого дерева послужила нам стулом и столом. Солнце опустилось ниже, и поляна покрылась прохладными сумерками. Дрозды замолчали, лишь изредка подавая одинокие выкрики. Ни одного вальдшнепа не пролетело. По-видимому, в этот прекрасный с чарующим закатом солнца вечер вальдшнеп игнорировал приход в лес.
«Анатолий, стрельни по газете, как в тире, да пойдем в сторону ночлега», — сказал, как бы извиняясь за неудачную охоту, «охотник-любитель».
Повесили на сучок дерева, на котором сидели, газету. Вернулись к рюкзаку. Анатолий прицельно выстрелил в газету. Пошли посмотреть. Анатолий смотрел на дырки в газете, а его друг Миша из-за газеты с земли поднимает за длинный клюв вальдшнепа. Анатолий удивленно спрашивает: «Откуда он взялся?!» Михаил отвечает, что вальдшнеп, по всей вероятности, пролетал за газетой и попал под случайный выстрел. Анатолий громко возмутился, что он не убийца! Он не мог дичь убить! На что его друг невозмутимо ответил: «Не выбрасывать же теперь, раз так вышло!» Анатолий не унимался: «Ты говорил, что они летят с голосом и хрюкают, как поросята. А никакого хрю, хры не было!» На что был ответ, что вальдшнепы имеют право лететь без голоса. «Анатолий, постоим немного, может, еще налетит, одной птички нам на закуску маловато». Тот обреченно согласился и стал смотреть в противоположную сторону.
Раздался выстрел — дуплет, и я побежал в ближайшие кусты и вернулся с вальдшнепом в руках.
Стало совсем темно из-за набежавших туч. Наступила ночь. Пришли в заранее определенное теплое место ночлега. Умение приготовить дичь на охоте ценится не менее хорошего выстрела. «Не тот охотник, кто стреляет в глаз, а тот, кто и привирает, но правильный ведет рассказ». (Комментарий из интернета к картине «Охотники на привале»).
Трещит печь, приготовлена парочка вальдшнепов, почищено ружье и уложено в чехол. Не в полете, но фотографии дичи сделаны. Анатолий уложил в свою походную сумочку фотоаппарат вместе с крылышком от вальдшнепа, чтобы показать его знакомым.
Спать не хотелось. Телевизора не было, включали радиоприемник. Накрыли стол приготовленной дичью и другими припасами.
...Прошло приблизительно две недели. После работе решил навестить друга. На кухне был накрыт стол. Анатолий принимал гостей, которые не удивились моему приходу.
С большинством я был знаком раньше.
— Михаил, расскажи нам правду, — сказал один из гостей, державший в руке крылышко от вальдшнепа. — Мы не верим, что Анатолий мог стрелять из охотничьего ружья. Думается, что он все придумал с этой птичкой.
Я не стал кривить душой и рассказал все как есть. Рассказал, что положил в охотничий рюкзак из морозильной камеры ранее добытых вальдшнепов. Когда Анатолий пошел к простреленной им газете, достал из рюкзака вальдшнепа и сделал вид, что поднял его с земли за газетой. В другой раз выстрел был в воздух, пока Анатолий смотрел в другую сторону…В общем, охота удалась. А розыгрыш был принят одобрительно — с улыбкой.
Анатолий пообещал сделать для меня с картины В.Г. Перова «Охотники на привале» копию с изображением моего улыбающегося лица в центре картины.
Выполнить до конца обещание он не смог. Подрамник изготовил я. Вместе мы на подрамник прикрепили холст, на который углем была перенесена картина Перова. Затем Анатолий работал масляными красками. К сожалению, сильный недуг уложил его в постель...
Недописанную картину я забрал. Мне очень хотелось, чтобы мой отец увидел ее. Но он ушел в мир иной раньше, прежде чем я нашел художника, который дописал картину. Были сделаны фотографии картины, которые я дарил близким с надписью на обороте: «На вас глядит из глубины веков улыбкой доброй Михайло Климонтов».
Эта картина висит на стене в моей квартире. Внуки узнают знакомое лицо на ней: вон там дедушка!
Комментарии (0)