После рождения сына Петра 21-летняя Шарлотта умерла. Детство Петра прошло без материнской ласки и любви. Гувернантки и «дядьки» были главными воспитателями, а отец, Алексий Петрович, занятый конфликтом с отцом (Петром I), на своих детей не обращал внимания. Но тем не менее Петр рос здоровым, веселым, энергичным ребенком.
По своему характеру он напоминал великого деда - был самостоятелен, вспыльчив, любил воинские занятия (возился с ружьями), стрелял из игрушечных орудий, ценил шпагу, подаренную ему дедом Петром I. Петр I с удовольствием наблюдал за внуком, это напоминало ему собственное детство.
Царь нежно любил юного принца, но иногда его чувства сменялись какой-то непонятной враждебностью уже как к сыну царевича Алексея, с которым он имел слишком много неприятностей.
После кончины Петра I (1725 г.) юный Петр стал заложником в борьбе двух группировок, боровшихся за власть - князя Меншикова и князей Долгоруких. Всесильный Меншиков, действуя через императрицу Екатерину I, решил женить будущего императора Петра II на своей дочери Марии и таким образом стать полновластным правителем при малолетнем царе.
Все произошло, как планировал Меншиков. Екатерина I скончалась 6 мая 1727 года, и великий князь Петр Алексеевич стал императором под именем Петра II.
Чтобы постоянно влиять на молодого царя и держать его под контролем, Меншиков взял его в свой дом и уделял царю все свое время - бывал с ним на строительстве кораблей, выезжал на охоту, осматривал конюшни.
Обучал царя сановник А.И. Остерман. Изучались все предметы, а во вторник всегда проводились занятия по стрельбе в мишень, в среду юный царь ездил на охоту. В программе обучения были и другие занятия, как игра в бильярд, волан и уженье рыбы.
Остерман развивал в своем ученике ловкость, любовь к искусству. В программе обучения имели место занятия физическими упражнениями, танцами, играми. Занятия не пропали даром: Петр был здоров, силен, ловок, бесстрашен, высок и красив.
Во время болезни Меншикова Петр вышел из-под его контроля и подружился с молодым князем Иваном Долгоруким - тщеславным, недалеким, слабовольным, ветреным гулякой и пьяницей. Участником кутежей стал и император Петр II.
Оказалось, что ум и душевные качества императора легко менялись в худшую сторону - он стал похож на своего деда: во всем стоял на своем, не терпел возражений, делал, что хотел, и никто не смел ему возражать. Его характер стал жестким, он капризничал и дерзил окружающим.
Его учитель Остерман редко стал его видеть, так как юный царь виделся с ним только вечером, после возвращения с охоты. Царь Петр II полюбил охоту какой-то дикой и непреодолимой страстью, которая стала фанатичной и фактически единственной в его короткой жизни.
Трудно найти какое-нибудь письменное распоряжение Петра II, кроме указаний по организации охоты, например: «Отпустить. Петр.» - это по поводу нормы питания собак. О размахе охот с участием царя говорит тот факт, что в 1729 году Петр и его свита с комплектной охотой, состоящей из 600 борзых и гончих собак затравили 4 тысячи зайцев, 50 лисиц, 5 рысей, 3 медведей.
Постоянными спутниками на охоте с Петром II были И. Долгорукий и дочь Петра I Елизавета Петровна, будущая императрица, которую некоторые придворные хотели выдать замуж за Петра II. Но их старания оказались напрасны - Елизавета не испытывала желания идти под венец с племянником, но на охоту ездила с величайшим удовольствием.
Вот что пишет по этому поводу Валишевский в книге «Дочь Петра Великого»: «Она не обольщала своего племянника, но принялась усердно будить в нем жизненные инстинкты. Она оторвала его от серьезных занятий и учебников. Она развила в нем охоту, даже страсть к физическим упражнениям. Будучи бесстрашной наездницей и неутомимым охотником, она увлекла его с собой на долгие прогулки верхом и на охоту».
Историк П.В.Долгоруков подсчитал, что «только в июле-августе 1729 года царь провел на охоте непрерывно 55 дней». Это был рекорд, так как обычные выезды были по 10-26 дней подряд. Было подсчитано, что за 20 месяцев 1728 - 1729 годов Петр провел на охоте целых 8 месяцев.
Создавшееся положение и отсутствие царя в Москве вызывало недовольство дипломатов, которые не могли решать свои вопросы, замедлилась работа министров и других государственных учреждений. Дипломаты Австрии и Испании высказали в письменной форме свое возмущение канцлеру, когда узнали, что царь уезжает из Москвы на охоту на 3-4 месяца.
Посол Испании доносил в Мадрид, что царя он не видел совсем и что в России посол не нужен, а достаточно иметь секретаря.
Остерман, используя страсть Петра II к охоте, пытался выписать «опытного егеря-профессионала с тем, чтобы он давал царю знания о природе». Пытались построить потешный военный городок, где бы царь, подобно молодому Петру I, обучался военному делу.
Но все напрасно. Дело стояло. Министры ездили с царем на охоту, а министры-неохотники просто не ходили на службу. Даже члены Верховного совета стали лениться ездить в присутствие. А после ссылки Меншикова дела были полностью запущены.
Приходил в упадок флот. В 1729 году в море могло выйти всего 5 кораблей. Флот гнил. Итак, царь Петр II месяцами пропадал на охоте, и стала возникать опасность «остановки государственных дел».
Саксонский посланник Лефорт писал о работе государственных учреждений в Москве: «Везде царит глубокая тишина, все живут здесь в такой беспечности, что человеческий разум не может постигнуть, как такая огромная машина держится без всякой подмоги, каждый старается избавиться от забот, никто не хочет взять что-либо на себя и молчит». Это было время неуверенности, тревоги за завтрашний день, время интриг и подсиживаний.
Реальная власть принадлежала вице-канцлеру Остерману. Елизавета - дочь Петра I, не стремилась к власти. Ее любимым развлечением были танцы и охота. Она постоянно сопровождала Петра II на охоте с узким кругом своих служанок.
В ноябре 1729 года Петр II, приехавший с очередной охоты, собрал Совет и объявил, что женится на сестре фаворита, княжне Екатерине Долгорукой. 30 ноября 1729 года состоялось их обручение.
Некоторые историки утверждали, что царь простудился на охоте и тяжело заболел. Но есть данные, что в январе 1730 года на Крещение, Петр ехал вместе с невестой на обряд водосвятия на Москве-реке, длительное время был на морозе без движения, без шапки, в результате чего простудился и заболел. Простуда усугубилась оспой.
Болезнь протекала тяжело, и в ночь на 19 января ст. ст. (30 января н. ст.) император, которому было лишь 14 лет, умер. По иронии судьбы, как раз на этот день была назначена свадьба юного царя с княжной Долгоруковой. Со смертью Петра II прекратилась мужская линия династии Романовых.
Неизвестно, что ожидало Россию, если бы император, любивший в своей короткой жизни только охоту, правил бы страной длительное время, но я уверен, что это бы прошло, и жизнь уравновесила бы все увлечения с насущными практическими делами. Были в династии Романовых императоры, страстно любившие охоту, но Петр II был действительно безраздельно увлечен ею.
Комментарии (0)