Чтобы этого не случилось, позвольте предложить вам вспомнить этих двух людей, внесших огромный вклад в зоологию, охотоведение и нашу культуру.
Авенир Григорьевич Томилин
Доктор биологических наук, профессор.
Родился 15 ноября 1912 г. Окончил биофак и аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова.
Основным направлением всех его исследований были водные млекопитающие. По этому разделу териологии им было опубликовано 300 статей, 21 книга, 8 из которых на разных языках. Он – соавтор двух научных открытий.
Авенир Григорьевич один из составителей «Красной книги РСФСР», «Биологического энциклопедического словаря», автор 50 статей в «Большой советской энциклопедии». Лауреат всесоюзных конкурсов на лучшую научную и научно-популярную литературу. Почетный член Международного общества по изучению морских млекопитающих, почетный член всесоюзного териологического общества АН СССР.
Замечательный педагог, ученики которого работают в различных научных и других организациях не только России, но и СНГ. Он был руководителем диссертаций 14 кандидатов наук. Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник охотничьего хозяйства, заслуженный профессор Сорос-программы, дипломант Всесоюзного общества «Знание».
Будучи участником ВОВ, кавалером орденов и медалей, А.Г. Томилин отличался необычайной скромностью и тактом в отношении с коллегами и студентами.После войны трудился в Пушмехе, а с 1956 г. – во ВСХИЗО, на кафедре охотоведения – до конца дней.
В 1994 г. лично Джордж Сорос вручил Авениру Григорьевичу диплом «Заслуженного профессора программы Д. Сороса» и назначил ему пожизненную пенсию этого фонда. Получаемые деньги Авенир Григорьевич часто тратил на поощрение лучших студентов-биологов – охотоведов ВСХИЗО.
Человек высокой культуры, энциклопедических знаний, театрал и спортсмен, добрый и отзывчивый, он пользовался огромным авторитетом и уважением у коллег и студентов.
Он прожил долгую жизнь. Умер 25 октября 2000 г.
Петр Борисович Юргенсон
Доктор биологических наук, профессор – один из ведущих специалистов в области охотничьего хозяйства и научного охотоведения.
Родился в Москве в 1903 г. в семье крупных издателей и владельцев нотных магазинов. Петр Борисович получил отличное образование, и его интересы простирались в различных областях культуры и знаний. Музыкант и знаток музыки, живописи, специалист по культуре Византии. При всех его разносторонних интересах главным делом его жизни стала зоология.
В 1924 г. Петр Борисович окончил МГУ по специальности искусствоведение и при этом параллельно слушал курс зоологии.
С 1930 г. он – научный сотрудник Центральной лаборатории биологии и промысловой охоты, руководимой тогда Б.М. Житковым.
С 1935 г работал в заповедниках – Алтайском, Печоро-Илычском, Куйбышевском, Центральном лесном. Везде занимался экологией и учетами охотничьих животных, особенно куньих. В 1936 г. защитил кандидатскую диссертацию.
В 1941 г. в первые дни войны Петр Борисович ушел на фронт. Был ранен. После войны вернулся к исследовательской работе. В 1951 г. стал руководителем научного отдела Главохоты РСФСР, позднее был назначен заведующим лабораторией лесного охотоведения во ВНИИЛМе, а с 1970 г. стал зам. директора по научной работе ЦНИЛ Главохоты РСФСР и проработал в этой должности до конца своих дней.
Им опубликовано около 200 научных статей и брошюры: «Выдра», «Горностай», «Куница», «Ласка», «Норка», «Хорьки». Последняя его работа «Охотничьи звери и птицы (прикладная зоология)» – это итог 40-летних наблюдений и исследований в области охотоведения с представлениями об экологических закономерностях.
О Петре Борисовиче до сих пор спорят историки и зоологи. Кем он был на самом деле, византинист или зоолог? Поскольку его нумизматические исследования византийской эпохи обогатили историческую науку ценнейшими сведениями по культурному наследию Византийской империи. И на Лазаревских чтениях – одной из самых представительных научных конференций по истории искусства, – Петру Борисовичу Юргенсону был посвящен научный доклад сотрудницы Государственного исторического музея «О Петре Борисовиче Юргенсоне (1903–1971), византинисте и зоологе».
В заключение следует сказать, что у нас, зоологов и охотоведов, глубокие научные корни и беспримерное служение науке наших научных предков, которым мы отдаем дань уважения и памяти.
Комментарии (0)