Обычное для весенних охот развитие событий воспринималось в этом году с особенной досадой. Одно из частных хозяйств пригласило меня к себе на весенний сезон в качестве всестороннего помощника: и гостей встретить, и на охоту их сопроводить, и информационно поддержать – куда ж нынче без рекламы!
Итак, 13 апреля, открытие охоты. Гуся откровенно мало, летает низко, каждая стайка своим маршрутом. Подсмотренные накануне перелеты дарят пару-тройку обстрелов за зорю. При явно плохой стрельбе это устойчивые нули в графе «результат»… Как можем, муссируем тему, что на охоте главное не добыча, но... Современный охотник, заплативший за коммерческую охоту, жаждет трофеев. Ладно, хоть шансы есть.
В первые два дня взяли на всех семь голов. Шулюм на базе, фотографии на память – как говорится, закрылись, от нуля ушли.
Погода мрачная, напяливаем на себя всё, что привезли с собой, но и этого недостаточно. Холодно. Некоторые из тех, кому повезло с добычей, уезжают, не отгуляв оплаченных дней. И это при ночевках и дневках на комфортабельной базе! Несложно себе представить, как эти люди будут чувствовать себя в полевых условиях, в палаточках трепещущих не ветру.
Ясный и теплый вторник не дал и половины шанса на всех. Птица на перелетах набирала высоту, вела себя предельно осторожно, срисовывала притаившихся охотников издалека. Две зори без выстрела. Системы в перемещении птицы по угодьям нет. Она везде, ее стало в разы больше, но она «размазана» по угодьям, делает облет, изучает поля и выявляет безопасные маршруты…
По соседству, в угодьях РОРС, стрельба не умолкает. Зенитчики делают полезное для нас дело. Основные кормовые поля с кукурузой – на их территории, посему чем больше стрельбы там, тем вероятнее, что гусь переберется к нам, на поля менее сытные, но закрытые для стрельбы. Днюет и ночует гусь на просторах Саратовского водохранилища. До нас ему лететь через территории РОРС где-то 12 километров, зато у нас относительно тихо. Этот фактор – наше главное преимущество.
В среду намечается прорыв. Каждая из двух групп добыла почти по гусю на человека. Шутки, веселье, застолье и… планы по добыче. Что за поколение?! Взял первого в жизни гуся – от счастья бы неделю кувыркался, а он уже планы по добыче строит. Теще – надо, маме – тоже, себе – еще пяток!
Следующие охоты отрезвили: успех оказался локальным, а планы остались невыполненными. Теплая и ясная погода всегда на стороне гуся!
В четверг выбитая с вольных, общедоступных территорий птица сбилась в единую стаю (12 тысяч голов!), утюжит наше кукурузное поле. Оно, как елка иголками, утыкано гусями. Вдруг сорвавшиеся на крыло птицы затмевают своей массой горизонт. Совершив кружок, черная масса накрывает поле белесым одеялом. Всё, что нам остается, так это высмотреть их маршрут захода на поле, зайти под него вдоль лесополосы и из нее вести стрельбу.
Старшие по группам ведут наблюдение за подлетающей птицей, выбирают доступные объекты. Как правило, это пары, тройки, пятерки отбившихся от общей массы птиц. Никакой лишней стрельбы. За стрельбу по высоко летящей птице приходится кому выволочку устроить, а кого и за руку персонально взять. Горячится народ, не жалеет патронов! Вред один от таких: сам не гам и другому не дам! Приходится изображать из себя очень строгого дядьку…
После удачной стрельбы прошу на руках показать размеры «выноса», требую стрельбы в угон. Дали бы кнут – не остался бы инструмент без дела! Конечно, стреляют все, попадают одни и те же, но птица валится. Беготня по пашне за подранками наполняет охоту дополнительными эмоциями. Смех, шутки, приколы: я попал! нет, я!
Понедельник, закрытие. Состав охотников обновился не один раз. Кто-то успел прибыть повторно. На вечерней зоре объявляем вольную охоту, т.е. без надсмотрщиков. Засиявшая, было, молодежь к концу охоты согласилась, что вольная охота результата не дает. Один стреляет – остальные смотрят на взмывающую птицу. Взяли мало, благо запасы позволили отправиться домой не пустыми.
С учетом предварительных просмотров угодий пробыл в поле 13 суток. Иногда, когда результат был под явной угрозой, брал в руки ружье и маленько постреливал на общий котел. Результат своей охотничьей весны иначе как странным и неоднозначным назвать не могу. Новая, безусловно неведомая мне, страничка перевернута. Делает ли кто такие охоты еще? Можно ли считать их правильными? Стоит ли вообще распространять опыт таких добычливых охот? Пока вопросов больше, чем ответов.
Ничего, до следующей весны разберемся!
Комментарии (5)
КСН
Что-то скромная фотка.
В "РОГ" №22 сего года у этого же фотографа на переднем плане 21 тушка гусей на четверых охотников.
Можно было и 24 в газете выложить, а здесь на сайте 30, так как в Саратовской норма на весенней была 6 гусей.
Борис Соколов
Не любим мы толпу и горы тушек... Пара палаток в берёзовой роще, духовно и идейно близкие люди, 3-5 максимум... Понятно, конечно, здесь чистая коммерция. Одна радость - без зенитчиков.
Юрий Любимский
Все же позволю маленькое замечание - зенитчики ни когда, ни чего и ни кому полезного ни делают.
Лучше, что бы в полях были не большие до 500 птиц присады - но много, чем когда на одном поле тысячи.
В остальном, когда охота правильно организована и не нет бестолковой стрельбы - это очень хорошо.
НИК.ИВАНЫЧ
...а разве можно этой массе "туристов с ружьями" что-либо доказать? У них и ружья на сто метров бьют, и сами они вроде как стрелки были хорошие, но вчера . Они не любят ямки делать, таскать за собою чучела, не хотят и в дудку дуть, им бы только ввех пульнуть. Встанут гады вокруг поля и стреляют в небеса.Сам ни ам , другим не дам, что б добыть того гуся.
1 ответ
Юрий Любимский
Не только Мы и многие другие участники, которые 27 февраля 2013 года в павильоне №75 Всероссийского Выставочного Центра были на II Национальном форуме «Современный этап развития природоохранной деятельности и охотничье-рыболовного туризма»,возмутились, что между охотой и туризмом поставлен знак равенства.
Получается, что МПР и Департаменту по охот. ресурсам не нужны нормальные Охотники, а нужны "туристы с ружьями", которых можно разводить на деньги. Мы сейчас начинаем пожинать плоды сие деятельности и политики в области охоты.