Тогда договорились с организаторами, что мне будет предоставлен шанс на повторную охоту в следующем или другом удобном для меня сезоне.
Моя подготовка к этой охоте началась с приобретения трубы-манка, которая имитирует голос ревущего марала.
В течении месяца я учился в неё 'дудеть', пытаясь точно воспроизводить звуки, которые были записаны на обучающем диске, и во множественных видеороликах, выкачанных из Интернета, об охотах на ревущего марала, благо место, где я живу это позволяло.
Моя учёба дала свои результаты, и как мне казалось, я достиг определённого успеха и 'ревел-свистал' почти как марал .
Северный Тянь-Шань. Казахстан. Сентябрь 2013г. Наша команда - 3 человека, кроме меня старший егерь охотхозяйства и проводник.
После недолгих сборов выдвигаемся в район охоты, т.е. от кордона начинаем подниматься по ущелью, я со егерем на 'шишиге', а проводник с двумя лошадями своим ходом.
План у нас таков, до места, где будет лагерь, доезжаем на авто, в месте охоты, по склонам перемещаемся и охотимся пешком и на лошадях. После нескольких часов 'трясучки', машина идет по руслу небольшой горной речушки, остановились, чтобы к обеду поймать свежей рыбы. Знаете, что самое сложное рыбалке на горную речную форель? - Поймать кузнечика!!!
После его поимки, далее, никакой особой сноровки не требуется, наглядно определяешь ямку-вымоену, обычно ниже небольшого водопада, забрасываешь чуть выше пряв поток, и через 2-3 секунды вываживаешь, ухватившую наживку форель.
Форель ловится не большая, ' на глаз' около 300г, но рыба очень сильная и выудить её из воды не так просто, но это доставляет большое удовольствие от процесса.
За 20-30 мин, львиная доля времени из которых ушла на ловлю кузнечиков, я поймал 11 рыбёшек.
На обед у нас было рыбное меню:
форель жареная
и форель свежая, слабосолёная (пятнадцатиминутка)
Сытно и вкусно пообедав, мы двинулись выше по ущелью, где нас уже заждались маралы.
Вечером того же, первого, дня был первый выход на охоту.
Мы с проводником пешком, не далеко от лагеря поднялись немного по склону, и наблюдая в бинокль одиночные и парами фигуры самок и молодых особей на противоположном склоне, просидели там до наступления темноты.
Я периодически дудел в манок, но в горах была тишина, только один раз мы услышали, как ревел марал, но это было очень далеко, и рев его был совсем неубедительный.
Гон у оленей только начинался. Хоть на дворе уже был третья декада сентября, но погода стояла очень жаркая, даже ночью на высоте 2,5 тыс. м держался устойчивый плюс. Это негативно влияло на приток тестостерон в кровь потенциальных женихов маралух, и они вели себя пассивно.
Вселяло надежду то, что я прибыл вовремя, гон набирает интенсивность, плотность зверя высокая, так что надо охотиться и получать удовольствие от процесса, да и не интересно в первый день закончить охоту, охотник должен ' созреть' , трофей должен быть 'выстрадан', тогда и удовольствие от его добычи больше.
Утром следующего дня охотиться решили опять не вдалеке от лагеря, так как рев был не интенсивен, а утренняя охота, как правило, довольно скоротечна, и длится всего от утренних сумерек до восхода солнца.
Важность утренних выходов очень высокая. Утром зверь достаточно активен, и есть возможность с хорошей точки обзора, наблюдать его перемещения, кто и куда, и в какие участки елового леса, будут заходить на дневку. Обнаружив, где днюет, перспективная для охоты особь, можно к вечернему действу, занять стратегическую позицию, так как днем олени перемещаются редко.
Утром , в темноте, подъем давался довольно сложно, организм еще не полностью втянулся в режим повышенных физических нагрузок, да и высота, хотя это еще не высокогорье, но всё таки сказывается.
Поднявшись в пол склона, разместились на на небольшой площадке. Я несколько раз 'пропел' по- маральи, стали ждать рассвета. Горы молчали.
Когда полностью рассвело, далеко, на том же склоне, на котором мы были, увидели огромного быка, который неспешно поднимался по гряде.
Это был настоящий Бугу, это подтверждали не только его огромные размеры, но и очень светлый окрас его шкуры, а рога, которые он нес на своей голове, были очень высокие и ветвистые.
Его походка была величественной и гордой, он шел медленно и покачивал своей великолепной короной. Это был замечательное зрелище, но дистанция была около двух километров, и было очевидно, что нам его сейчас не догнать.
Бугу скрылся за гребнем, и мой проводник высказал предположение, куда он пошел, и где может ляжет на отдых.
Ещё немного посидели на горе, Оралтай (так звали моего проводника) рассказывал мне, как мы пойдем в то место, куда предположительно пошел Бугу, что он знает то место, и знает, как правильно туда зайти, чтобы занять отличную позицию на вечернюю охоту.
С тем и спустились к лагерю, в лучах уже пригревающего солнца.
Немного отдохнув, и пообедав, собираемся на вечернюю охоту.
Выходим довольно рано, потому, что нам нужно подняться на самый гребень склона, в планируемое место. Для этого нужно несколько километров пройти вверх по ущелью, потом подняться по одному из распадков, и уже на верху по плато подойти в нужное место, по предположению Оралтая, понадодится 3 - 3,5 часа, но лучше иметь времени в запасе, лучше подождать на верху. Выдвигаемся на лошадях.
Поднявшись на верх, едем по плато, везде присутствуют признаки начала активной фазы гона у маралов - грязевые ванны, изрядно пахнущие оленьей мочой, поломанные ветки кустов и ёлок, с которыми видимо, бодался рогач.
Мы почти уже пришли к тому месту, где по предположению Оралтая, мог остановиться на дневку, увиденный утром Бугу, осталось чуть подняться за гребень, где мы должны били стреножить и оставить лошадей, а сами спуститься немного по склону и занять обзорную позицию на удобной скале.
Проводник ехал на коне впереди, я чуть отставал, и тут он резко соскакивает с седла и быстро возвращается на несколько десятков метров назад.
Я спешиваюсь, подбегает Оралтай, шепотом кричит:
- Давай, давай, Бугу там, в распадке, пасется, это ОН!
Чувствую, как у меня резко поднялось кровяное давление, и заиграл адреналин.
- Далеко? - спрашиваю.
- Не очень, но надо тихо быть!
Проверяю винтовку, раскладываю сошки на максимальную длину, понимаю, что стрелять придётся сверху - вниз и скорее всего сидя, потому, что трава на склоне очень высокая, в позиции лежа ничего не будет видно.
Подползаем, смотрю вниз, вижу здоровенного оленя, рога пока не вижу, он пасется, опустив голову, его переднюю часть закрывает кустарник.
Тихо, насколько это возможно, принимаю сидячую позу, достаю с кармана дальномер, меряю - 325м., угол 32гр.
Подтягиваю винтовку, целюсь, но меня душат сомнения, я не вижу рога, жду.
В один момент марал поднимает голову, показав рога, и через секунду опять её опускает.
- Это не он. У рога не большие, - говорю проводнику.
- Да ты что!? Он это, смотри какой большой бычара, давай, стреляй уйдет! - настойчиво шепчет Оралтай.
Держу быка в прицеле, жду.
Через несколько секунд с лесочка выходят две самки, рогач выпрямляется
и смотрит на 'подруг', я его четко вижу в 16-ти кратную оптику, неплохой бычок, но это не Бугу, это не то, что мне нужно.
Проводник смотрит в бинокль и соглашается со мной, но настаивает, что трофей не плохой, но я считаю, что он достаточно большой, тут есть Бугу и побольше - будем искать большого.
Опускаю винтовку, еще несколько минут наблюдаем за этой грациозной компанией.
Тихо отползаем из поля зрения зверей, я спешу за фотоаппаратом, который остался в рюкзаке возле лошадей, когда возвращаюсь с готовностью сделать фотовыстрел, оленей в том месте уже не было, они ушли, а жаль, отличные снимки могли бы получиться.
В тот вечер мы еще видели несколько групп маралух и небольших быков, к которым даже была возможность подойти на дистанцию уверенного выстрела, но большой Бугу так и не показался нам на глаза.
Радовало другое. Когда солнце зашло за гору и на склон начали наползать сумерки, со всех сторон были слышны ревущие быки, рёв маралов входил в активную фазу, и это внушало надежу на успешное продолжение охоты.
Я 'играл' на трубе, маралы охотно откликались на мои призывы, эта игра мне была очень интересной, я совершенствовал свои навыки в имитации, слушая и подражая уже не виртуальным звукам из интернетного видео, а настоящим ревущим маралам, и у меня получалось, что и подтверждали мои визави на окружающих меня склонах.
Быстро темнело, мы поспешно начали спускаться к лагерю, к которому вышли глубокой ночью.
Наш третий коллега приготовил горячий ужин.
Ночь была холодной, и пока мы ужинали и чаевали возле костра, на окружающих нас склонах звучала настоящая опера, главными солистами в которой, были горящие любовной страстью маралы.
Утром на охоту не пошли, решили подольше поспать и немного восстановиться.
Оралтай за завтраком рассказывал, что знает одно хорошее место, где из года в год, он встречал именно больших быков, и предложил отправиться на вечернюю охоту туда.
Мне очень нравиться перемещать во время охоты на лошади, тем более, когда речь едет о неспешных переходах, есть время созерцать всю, окружающую тебя красоту гор, слиться с природой в одно целое, это воистину кайф.
Другое дело, что во время подъёмов и тем более спусков, тут уже не по-кайфуешь, бывает очень экстремально, а иногда даже страшновато, тут приходится и потрудиться всеми группами мышц, что бы удержаться на коне.
Без них (лошадей), охота в горах, лично для меня, была бы не такой красивой, ну а восколько раз труднее, то и представить сложно.
Поднимались мы по дну ущелья около 4 километров. (все данные даю по GPS навигатору), потом еще немного прошли вверх по распадку и остановились. Дальше лошади не пойдут, да нам и не надо.
Пешком по маральих тропах поднимаемся лесом, потом по заросшему колючим кустарником склоне еще немного вверх, и выходим на 'гривку' выше леса, с которой открывается прекрасный вид.
Обзор прекрасный, просматривается перспективная 'чашка' между двумя полосками елового леса, также хорошо видны все складки рельефа ниже нас по склону, одним словом позиция классная.
Пришли мы рановато, солнце довольно сильно припекало, и мы укрылись в тени елок, зайдя в лес, где было влажно и прохладно.
Когда солнце стало клониться к закату, и на западный, склон стала заходить тень, с этой тенью начали появляться маралы, а чуть позже и послышались первые звуки рёва, который с каждой минутой ставал всё интенсивней.
Мы же были на восточном склоне, который весь был залит солнечным светом, было довольно жарко, и на нашей стороне склона ничего не происходило.
Я немного был недоволен, и высказал это Оралтаю, мол, ты же знаешь, что зверь выходит раньше на теневой стороне, а мы тут будем сидеть и 'париться' на солнце, почти до сумерек.
На противоположном склоне начинался настоящий спектакль, быки перекликались друг с другом, мы даже увидели, как один из самцов, рядом с которым паслось несколько самок, прогнал приблизившегося другого рогача, всё это забавно наблюдать.
Я иногда пытался вступать в диалог с маралами, с помощью своей дудки, они мне отвечали, и это продолжалось довольно долго.
Когда солнце коснулось гребня, и уже на наш склон, от дна ущелья поползла тень, после одного из моих 'гудков' внизу, в соседней, за распадком, полосе леса, отозвался марал.
Мы быстро обогнули верхушку леса, так, что бы был обзор на отщёлок, который примыкает к лесу, в котором предположительно мы слышали рёв, и я продудел еще раз.
Спустя несколько секунд в лесу опять отозвался бык, судя по звуку, он приближался.
И тут Оралтай его увил, когда он вышел из леса.
- Вот он!
- Где? Большой? - спрашиваю.
- Ну, вон там - показывает рукой, - на краю леса стоит, возле сухой ели.
В тот момент, когда я его увидел, он уже стронулся и начал двигаться в нашем направлении, при этом спускаясь в распадок, мне удалось увидеть только верхнюю часть его рогов.
- Слушай, вроде ничего трофей, он едет в нашу сторону, сейчас, где-то тут выйдет.
Тут надо отдать должное проводнику, его опыту и знанию местности.
Он чётко просчитал действия зверя.
- Он сюда не пойдет, он пойде в лес который ниже нас, надо на ту сторону леса быстро идти, и от туда позвать - прошептал Оралтай.
Быстро оббегаем макушку, причём Оралтай босиком, предварительно сняв сапоги.
Ищу позицию, с которой будет хороший обзор, приглянулась небольшая скалка, взбираюсь на неё - сидеть удобно, но стрелять::? Оралтай размещается рядом.
Пробиваю дальномером все точки, которые определяю как ориентиры. Дистанции все рабочие, от 150 до 350м.
'Реву' в трубу, в ответ - тишина, только на противоположном склоне мне ответило несколько быков.
- Зови ещё! - говорит проводник.
Зову. Тишина. Нарастает волнение.
Пока все тихо пытаюсь умостить винтовку. Разложил сошки на полную длину, одну упёр в камень, другая висит, подставляю под неё вытянутую ногу - вроде бы нормально, стабильно.
-Зови, - шепчет Оралтай.
- Нет, не буду. Наверное зря мы ушли с той позиции, надо было оставаться там!
- Зови, он тут, в лесу!
- Не буду, если он рядом, услышит фальш, я же не марал!
Время идем, мне показалось что прошла вечность в этом ожидании.
Беру манок, направляю его в противоположную от леса сторону, и не громко издаю звук.
Через несколько секунд в 'нашем' лесу раздается пронзительный рёв, длинный, с нотками ярости!
В ответ, я попытался повторить тональность услышанного и добавил в звук последнего колена немного хрипоты и как мне показалось, мне это удалось.
Я откладываю манок, вжимаю приклад винтовки в плечё::
- Всё, всё, всё! Сейчас выйдет! - прошипел Оралтай.
Вы видели когда нибудь памятники оленю?
...как только Оралтай это сказал, через несколько секунд он вышел из леса, из-за большой одиноко стоящей ели, взошёл на скалу, и стал в профиль, как памятник, повернув голову в нашу сторону.
Это была 'картина маслом', от этой красоты невозможно было оторвать глаз, как жаль. Что рядом со мной не было телеоператора, вот это был бы кадр!
Перекрестие прицела навожу на 'подмышку', еще секунду любуюсь этим красавцем:. Выстрел!
Бугу в прыжке выгнулся в дугу, что указывало на то, что пуля прилетела туда - куда и должна была прилететь, и понесся вниз, поднимая пыльное облако!
-Ты попал, попал! - обнимая и похлопывая меня, радовался Оралтая.
- Да, я попал, я знаю, я видел!
- Как он вышел, как он вышел!!!! - продолжал радоваться проводник.
- Это было очень красиво, всё-таки я его 'выдудел'!!!! - я радовался не меньше!
- Пошли, он там лежит, внизу! - торопится проводник.
- Подожди, дай я осознаю, как всё было, - я не торопясь достал с кармана сигарету, и прикуривая, еще раз прокрутил всё это 'кино' у себя в голове.
Эмоции переполняли, это было прекрасное мгновение охоты, именно такой охоты на реву я и хотел.
Фото с позиции выстрела:
Справа лес, левее одинокая ель.
Бугу вышел с леса, мимо ели стал левее на скале.
Спускаясь, мы идем к месту где он 'был памятником'.
Заходим на то место, смотрим вниз, вот он лежит, метрах в пятидесяти (потом промерял, оказалось 63м).
Подходим.
Жму проводнику руку, благодарю его за прекрасную охоту, он меня поздравляет, обнимаемся!
Он конечно не 'монстр' маральего племени, он не Чемпион мира - это очевидно,
но он - Бугу, он великолепен, он мой.
Комментарии (6)
Алексей
Очень красиво и волнительно. Спасибо!
олег крымцев
С удовольствием прочитал историю охоты, в которой мне не доводилось участвовать. Автору спасибо за
красивык фото и язык изложения!
Олег Крымцев
Дмитрий
Замечательная охота! И спасибо за рассказ, Василий Иванович!
Нурсултан
Это здорово! Жаль не запечатлен момент "памятника". Если не секрет то какое хозяйство и как приобрести лицензию?
Dimitri Below
я всё не могу понять, почему этим особям с архаичным сознанием собирателей палеолита доверяют современное оружие и выпускают из техногенных загонов терроризировать природу?
Dimitri Below
Ваше мнение