Серую куропатку я знал с детства, так как практически в каждый зимний охотничий сезон мой отец добывал по несколько этих курочек. Не мудрствуя лукаво мать готовила из них суп. Своих первых куропаток я добыл еще в юности, когда начал самостоятельные охотничьи экспедиции. Память иногда возвращает в то время...
Первый снег. Добыв зайчару, я через плодопитомник возвращался домой и вдруг увидел следы куропаток. Поменял дробь в ружье на тройку и тихо, бесшумно, как мне казалось, стал догонять стайку. Но несмотря на все мои ухищренья, она снялась метров за сорок. Стрелять не стал, было жалко патрона. Настроение сразу ухудшилось. Но вдруг слева, шагах в двадцати, из бурьяна с громким хлопаньем крыльев взлетели две куропатки. И забыв все наставления отца, я выстрелил из левого ствола. О чудо! Одна куропатка свалилась на заснеженную землю. Я помчался к ней, а она побежала по снегу от меня. Догнал я ее уже уже в куртине камыша.
В начавшемся сезоне охоты 2013 г. на степную и полевую дичь в Астраханской области разрешена добыча 55 443 особей серой куропатки. В прошлом охотничьем сезоне эта цифра была несколько скромнее — 48 376, а по далеко неполным данным было добыто 484. Если когда-то считали, что можно добыть до 30 процентов от популяции, то выходило, что в угодьях в конце охоты должно было остаться более 100 тысяч куропаток. А после прошедшего сезона размножения популяция серой куропатки должна была возрасти настолько, что дух захватывало. Верилось в перспективы на хорошую охоту.
Официальные же цифры портили бравурное настроение. Понятно, что сведения о добыче куропатки в прошлом сезоне неверны. Ну не верю я, что, получив разрешение на добычу 24 595 особей куропатки для областного общества охотников, его члены не добыли ни одной. А именно об этом свидетельствуют отчетные и обнародованные данные.
Уже не однажды приходилось с горечью констатировать, что мои собратья по охотничьей страсти мало озабочены учетом добытой дичи. И это в среде охотников общественных объединений… «РОГ», да и другие охотничьи СМИ, многократно разъясняли важность учета каждой добытой птицы или зверя. Без этого нельзя вести правильно охотничье дело, планировать охотхозяйственные мероприятия, без которых угодья просто перестанут быть продуктивными.
Другая причина того, что даже специалисты охотничьего дела не знают реальных результатов добычи дичи, кроется, конечно же, в расцвете браконьерства. В рядах охотников, к сожалению, есть случайные стрелки, которые из-за незнания охотминимума совсем не разбираются в видах дичи. Помню, мне как-то встретился стрелок, который случайно сбитого бекаса принял за вальдшнепа. Немало и тех, кто не знает названий краснокнижных видов дичи. Есть и такие, кто незаконно и при любой возможности добывает дичь, не имея на это разрешения.
В начавшемся охотничьем сезоне серую куропатку в Астрахани разрешили добывать с 9 ноября по 31 декабря 2013 г. по специальному разрешению, за которое нужно заплатить 400 р. госпошлины.
И вот, покончив с формальностями, я стал готовиться к первой охоте. Прежде всего надо было определиться с местами, где возможно встретить куропатку. А информации было очень и очень мало. Грибники, которые бывали на полях, и местные жители говорили, что почти не встречали куропаток. Грибы собирают чаще всего по гребням оросительных каналов бывших рисовых чеков, где летом растут овощи и корнеплоды. На полях много семян, а это в осенний бесснежный период — настоящее эльдорадо для диких птиц, в том числе и для серой куропатки.
Таких мест в наших угодьях много, но сделать так, чтобы охотничья тропа пересеклась с птичьей стайкой, трудно. Оставалось лишь рассчитывать на знание угодий, наблюдательность и простое охотничье везенье.
И вот первая охота. С утра пройдено более десяти километров. Но из дичи ничего не встретилось — ни зайцев, ни фазанов, ни серых куропаток. Хотя перышки с расцветкой диких курочек и их помет попадались довольно часто. Отдохнув и перекусив, я приготовил к стрельбе ижевку и тронулся в путь. Прошел немного.
Вдруг шагах в тридцати от меня со страшным шумом и перекличкой взлетела небольшая стайка куропаток. Я даже ружье не поднял, а лишь с восторгом смотрел на уносящихся от меня птиц. Больше в тот день серых куропаток я не видел. Зато насмотрелся на протекторы шин и следы колес браконьеров, которые ночью гоняли зайцев.
К пятнадцати часам я подошел к подножью Бэровского бугра. Оставалось перевалить через него, спуститься на поля, а там, через пару километров, я уже дома. В памяти промелькнули многие удачные охоты в этом месте. Часто в прошлом именно здесь я добывал своего трудового зайца. Как-то даже удалось поохотиться на пролетных гусей и уток с этого бугра.
В этом году поле не засеивалось, росло много бурьяна, верблюжьей колючки и перекати-поля. Идти было очень трудно, вдоль и поперек по склону бугра тянулись промоины и ямы. Казалось бы, сюда не должны добраться моторизированные браконьеры, но... Всюду я видел свежие следы протекторов и стреляные гильзы. Грустно и обидно! Настроение упало: вряд ли в этих местах может залечь на дневку русак.
Поднялся на пологую вершину холма, поросшую дикими злаками и сорными растениями, семена которых устилали землю, остановился. В двадцати шагах от меня с шумом взлетела и унеслась стайка долгожданных курочек. Ружье само уперлось в плечо, ствол выбросил в самый центр стаи заряд тройки. Куропатки продолжали лететь. Вспомнил, что надо выцеливать какую-то одну птицу. Обогнал стволами ближайшую, выстрелил. Одна куропатка ввинтилась в землю. Я побежал к ней, забыв перезарядить ружье. Вспугнул еще одну курочку. И вот в моих руках долгожданная птица.
Как же она красива! Пепельные грудь, загривок и плечи, ярко-красные горло, гузка и лоб, серо-бронзовая голова с темными пятнами. На границе грудки и брюшка «подкова», окаймленная белой полосой. Уже дома с помощью полевого определителя я узнал, что первым моим трофеем стал петушок серой куропатки.
Моя надежда поохотиться в этом году на серых куропаток оправдалась. Я поднял на расстоянии, позволяющем произвести уверенный выстрел, двенадцать стай. Причем однажды удалось поднять стаю в 34 особи (в среднем они состоят из 8–11 особей).
Я уже порядком отвык от этой охоты, да и глаз начал подводить. Но тем не менее в морозилке ждут своего часа две тушки куропаток, а с рецептом их приготовления я уже определился. Запеку куропаток в сметане....
Прошедший год, когда так и не удалось устранить фактор беспокойства для диких братьев наших меньших, привел к тому, что дичи в наших ОДУ стало еще меньше. Может, конечно, и ошибаюсь, но в местах, где всегда был заяц, его за четыре выхода на охоту не встретил. Не поднял его с лежки даже в пахоте и неудобьях рядом с распаханными полями ранней и поздней капусты.
Лишь в первый выход на охоту видел далеко летевшего петуха фазана. Зато по полям, в том числе и КФХ, на которые ретивые хозяева и их слуги пытаются запретить ходить охотникам, свободно и вольно разгуливают коровы и лошади. Без пастухов и присмотра. И опять, как в прошлом веке, встретил брошенные и полуразвалившиеся мешки с каким-то удобрением. Может, поэтому мало стало в этих местах дичи. Но эти же заборы вокруг полей и земель КФХ не мешают устраивать ночные сафари браконьерам.
Комментарии (0)