В конце восьмидесятых годов в пустыне Бетпак-Дала мы с напарником в летние межсезонья охотились на волков, и нам в Алма-Атинской областной охотинспекции выдавали соответствующие разрешения.
Чаще всего охотились вместе, но иногда и порознь, и много времени отнимал предварительный поиск мест их дневного отдыха. После того как обнаруживали по следам присутствие волков на данном участке, охотились прочесыванием этих мест либо в тот же день, либо в следующий выходной. Летом степные волки бродячий образ жизни не ведут и далеко от водопоя не уходят, на этом и основывались наши охоты. Если находили их водопой, это означало, что и волчата где-то неподалеку, и сами матерые тоже поблизости дрыхнут, хотя и отдельно от волчат.
Однажды, прибыв на место, я выбрал на склоне относительно ровную каменистую площадку среди кустиков боялыча — мелкого кустарника, там надежно установил на подставку мотоцикл и отправился на поиск волчьих следов. В полукилометре, на вершине горушки, стояла каменная пирамида — обо, пункт поклонения духам у скотоводов-кочевников, который виден отовсюду. Направление от него к мотоциклу я засек и убедился, что моего «коня» хорошо видно даже за двести метров.
Когда часа через три вернулся, мотоцикла не было. Я подумал, что пришел не к тому обо, их в пустыне много, прошел еще раз свой маршрут в обратную сторону, все было правильно, только «конь» исчез. Обращаться к духам было бесполезно, вряд ли бы они мне, убежденному атеисту, помогли. Тем временем ситуация становилась серьезной. До нашего экспедиционного поселка 30 километров, кругом безлюдье, вода во фляжке давно закончилась, а пятилитровая канистра с водой исчезла вместе с мотоциклом.
День уже подходил к концу, но жара не спадала. В своей самоуверенности я забыл основное правило поведения в пустыне — последний глоток воды надо выпивать дома, а все ее запасы всегда иметь при себе.
Сгоряча, было, отправился домой пешком, подумал, что мотоцикл кто-то угнал. Но кто? На фоне накопившейся усталости и совсем без воды пройти еще и эти 30 километров было затеей очень рискованной. Поразмыслив, решил я все-таки вернуться и посмотреть по следам, что же произошло. Следов на каменистой почве практически не было. Покрутившись на месте предполагаемой стоянки, я вдруг увидел, что из кустиков боялыча торчит руль моего мотоцикла! Произошло невероятное — казавшаяся абсолютно твердой почва не выдержала тяжести, и транспорт мой завалился набок, напрочь исчезнув из поля зрения. Бензин из бака наполовину вытек, доехать до дома его не хватило, и оставшиеся несколько километров пришлось все равно идти пешком, потом с бензином возвращаться обратно, и лишь тогда до дома доехать.
Это ЧП послужило уроком. В дальнейшем я возил с собой деревянную палку-рогульку, твердой почве больше не доверял и пользовался этим примитивным, но надежным «приспособлением», подпирая наклоненный мотоцикл. Комплект подобранных дорожных запчастей тоже не раз выручал, когда за полсотни километров от дома случалась поломка.
Комментарии (4)
Дмитрий Житенёв
Всё так! Однако не совсем понятно про лосиные охоты, когда в тексте говорится об охоте на волков. Кроме того неясно, почему на снимке "Урал" с коляской, который ничем подпирать не надо!
3 ответа
Александр Арапов
Ничего себе, сам Д.В. Житенев!? И по такому, казалось бы, незначительному поводу!
Aleks Jarkovoj
Откровенно говоря и мне непонятна фотография, хотя возможно нынешнее поколение совсем не представляет о чем речь. Ну и конечно внезапный переход от лосиной охоты к охоте на волков, причем в пустыне, обычной логике не поддается. Неуд редакции.
Дмитрий Житенёв
На ФБ появилась эта статья, ну я и не удержался! Спасибо!