Сентябрь в Уломе, или время настоящих охот

Изображение Сентябрь в Уломе, или время настоящих охот
Изображение Сентябрь в Уломе, или время настоящих охот

Незаметно пролетели две недели с открытия охоты по водоплавающим. Закончилось лето, на дворе осень — время настоящих охот. Если кто-то посчитал, что разговор пойдет о сложностях и «приключениях» на охоте на лося на реву, медведя на овсах или кабана на потравах, то должен вас разочаровать. Опять «на прицеле» будет набравшая жирку кряква, вылинявшая свиязь, стабунившиеся в несколько десятков голов гоголи и потихоньку подходящая с середины месяца чернеть.

Уломское хозяйство, принимающее охотников уже полвека, настолько популярно, и не только среди охотников, что на центральной базе порой нет возможности разместить всех: ценящих точный выстрел, увлеченных рыбалкой и поклонников «тихих» охот. Но в сентябре уже не слышно «плотной» стрельбы над зарослями камыша, плесами болот и укромных заливов. Начались зверовые охоты, а утка и прочая мелочь — уже трофеи побочные, для приехавших за «копытами» дичь несерьезная.

К сожалению, сентябрьские охоты по перу многие любители постоять на утиных перелетах считают малодобычливыми и неинтересными. Кто-то ждет пролета, надеясь на подход северной утки, а другие, если не переключились на зайца и копытных, зачехлили ружья до весны.

А напрасно… Конечно, прошли те времена, когда утрянки и вечерки были добычливыми до начала осеннего валового пролета. Местной утки хватало на август и сентябрь, да и в октябре, если северная задерживалась, без добычи не оставались.

Сегодня утка в Уломе количеством не поражает, но сказать, что ее мало, будет неверно. Отвлекусь. Читая отчеты об охоте на уток, часто с одобрительными комментариями, о трудовых охотах, терпении и упорстве при добыче одной-двух кряковых на открытии, хочется кричать: «Какая это охота?! И где здесь настоящие охотники?! Это беда!» Если мы дожили, что добычу пары уток называем удачей, то это уже «край», за которым просто «пустыня», в которую превратились многие охотхозяйства.

Но не будем рассуждать о причинах снижения численности пернатой дичи, вернемся в Улому.

Охотники по перу, ау! Вы где?! Похоже, стало мало знатоков и любителей поманить в пищик рябчика. А едешь по песчаной дороге через хозяйство, обязательно вспугнешь не одного рябца. За ягодами или за грибами в лес выберешься, так где посырее да позахламленнее, «трелей-пересвистов» лесных петушков наслушаешься сполна.

Залезешь в мелколесье, что забрало под себя брошенные колхозные поля, за маслятами, подберезовиками или подосиновиками, не одного вальдшнепа поднимешь. Правда, стрелять здесь непросто, навык и ружье с широкой осыпью нужно.

Но это понятно, дичь боровая, а что же в Уломе с уткой сентябрьской? А с ней тоже все в порядке, только подхода правильного осенняя утиная охота требует.

Сложности богатые угодья добавляют. Понятно, что под словом «богатые» в первую очередь имеются в виду кормовые места, защищенные от ветра плесы и заливы, песчаные косы, где можно утке пожировать, отдохнуть, непогоду переждать.

Если лет этак двадцать назад утки на все угодья хватало, то сегодня поголовье поубавилось; конечно, не настолько, как в других местах, но заметно. Да вдобавок утка «ученая» пошла, нет привычных облетов, что характерно для вечерних зорь, чаще низом кряква идет и садится «резко». Видимо, охота к этому утку приучила. Днем, если ветра нет, больше на открытой воде, а задует сильно, на песчаных косах отсиживается.

Одним словом, на воде утки много, если не сотнями, то многими десятками на глазах, но, понятно, вне выстрела.

К сожалению, большинство охотников привыкли, что есть шалаш, на месте «прикормленном», уткой облюбованным. Но и утка не раз из этой засидки, обстрелянная, ума быстро набирается. На вечерке раньше, если и поменяешь куст, где удачно отохотился, то на несколько десятков шагов, а иной сезон с августа до отлета на одном месте все вечера с добычей будешь. Сегодня не так, каждая вечерняя вылазка другого местечка требует, два раза подряд удачно пострелять не придется. Угодья знать надо и не лениться между зорями за перемещением утки проследить.

С подъезда всю осень можно удачно охотиться: плывешь вдоль камыша, кряковая поднимается на выстрел верный. Одна беда, лодка здесь нужна, да и вода, чтобы не ушла, коли уйдет, весь камыш на берегу окажется. Тогда охоте с подъезда конец, но в этом году сентябрь не одну такую охоту удачную подарил.

Добычливо местную сентябрьскую утку пострелять и сегодня в Уломе не проблема. Только для многих это слишком хлопотно выглядит. Чучела, манок и засидка переносная, груз, коль обманки современные, объемный, да и лодка необходима.

Если охотиться вдвоем, то вообще весело. Лучше выбрать залив мелководный, но обширный, коих в Уломе предостаточно. На воде стайки кряковых вперемешку со свиязью, среди коряг нырковая утка кормится, одним словом, на виду утиное «эльдорадо».

Можно особо не спешить, главное, чучел побольше выставить. Если маскировочной сетью обзавестись, да в два слоя на палки навесить, лучше любой переноски будет, главное, легче. Чаще приходится влет стрелять, так что напарник с лодкой необходим, чтобы дичь с воды подобрать, если глубоко, или подранка добрать, упавшего на отлет. А главное, поездить по заливу утку на крыло поднять. Норму взять всегда удавалось и пострелять двоим, ролями поменявшись. Только считать основным правилом — не стрелять впустую и не в меру, чтобы фактор беспокойства к минимуму свести, и можно удачно охотиться до самого отлета.

А стрельба нырков скрадом или с подхода — что будет правильнее, решите сами. Заметив небольшую стайку гоголей (нырков), желательно не больше пяти голов (если больше, разом все не занырнут), кормящихся у берега, начинаешь к ним подход. В условиях Уломы это обычно песчаная береговая линия, в сентябре 50–100 метров шириной. Дождавшись, когда вся стайка нырнет, делаешь перебежку и припадаешь к земле, если повезет, то за три-четыре приема оказываешься у воды и стреляешь по вынырнувшим и поднявшимся на крыло ныркам.

Так что сентябрь — месяц настоящих утиных охот, по-настоящему трудовых, где удача полностью зависит от умения и настойчивости охотника. Жаль, что среди ружейных охотников с каждым годом становится меньше желающих своим трудом добыть трофей, отводя для себя роль стрелка.

Как информация: 28 сентября в течение трех дней шел гусь с присадами, в том числе на островах и отмелях Моложского плеса Рыбинского водохранилища. В эти же числа было «нашествие» вальдшнепов. Лесные кулики на малой высоте, порядка 5–7 метров, молча тянули над домами деревни, что в двух километрах от базы Уломского о/х.