Национальный форум «Современный этап развития природоохранной деятельности и охотничье-рыболовного туризма»

Изображение Национальный форум  «Современный этап развития природоохранной деятельности  и охотничье-рыболовного туризма»
Изображение Национальный форум  «Современный этап развития природоохранной деятельности  и охотничье-рыболовного туризма»

Именно под таким названием 31 августа 2012 г. в павильоне № 75 ВВЦ в рамках прошедшей 32-й международной выставки «Охота и рыболовство на Руси» состоялся форум, собравший охотничью общественность.


Когда шел на форум, я думал, что, как всегда, на нем соберутся несколько человек, поговорят о наболевшем и разойдутся. Но сильно ошибся. В зале на удивление было очень много народа. Причем участники представляли не только различные государственные и общественные организации, но и многочисленные регионы.

Присутствовали и представители СМИ; много было руководителей коммерческих охотничьих организаций. Приехали из разных уголков страны руководители управлений охоты. Всего в работе форума участвовали представители 26 профильных региональных министерств и ведомств из Москвы, 28 общественных организаций, 24 центральных и региональных СМИ. На форуме присутствовали представители 34 регионов России.

Одними из первых в зал вошли представители Россельхознадзора. Затем приехали и сотрудники Росприроднадзора. Видимо, действительно для большинства положение дел в охотничьем хозяйстве страны больной вопрос. А вот тех, кого ну очень бы хотелось видеть всем участникам форума – представителей охотдепартамента, – не было.

Права оказалась Елена Горбунова, заметившая в своей статье «Цель достигнута» («РОГ» № 36, 2012): «Приглашение принять участие в форуме было передано лично Берсеневу, но он молчит». У господина Берсенева, наверное, есть дела поважнее.

Итак, вернемся к форуму. Первым выступил управляющий делами Торгово-промышленной палаты РФ В. Быков. В интересном, эмоциональном выступлении он затронул вопросы взаимодействия бизнеса и охотничьего хозяйства, сказал о несовершенстве существующих законов, о полном отсутствии поддержки со стороны государства во всех отраслях страны. Особо он подчеркнул роль общественных объединений. К примеру,

К применру, он отметил, что в США существует 560 тысяч (!) общественных объединений, принятие ни одного законодательного акта невозможно без одобрения профильных общественных объединений. А что мы видим у нас?

Для разработки правил охоты и дополнений в Закон об охоте при Минприроде был создан совет по охоте. «Ура! Наконец-то чиновники прислушаются к мнению специалистов!» – подумал народ. Несколько месяцев шло обсуждение. И что же? В результате господином Берсеневым были выброшены все ключевые моменты, принятые общественным советом. Возникает вопрос: для чего надо было создавать такой совет и тратить время людей, их силы? Чтоб отчитаться, что вот, мол, мы прислушиваемся к мнению специалистов? Приведу пример.

Советом единодушно было принято решение открывать весеннюю охоту на 16 дней. А что в результате? Срок охоты так и остается – 10 дней, да по разным срокам разбили боровую и водоплавающую дичь. И какому же это мудрецу такое в голову пришло? Специально захочешь сделать плохо, а такое не придумаешь. И так во всем.

Понравилось мне выступление Н. Соколовой, молодого и очаровательного руководителя Управления экологии Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Затронув в своем выступлении проблемы охотничьего хозяйства, она, как чиновник, попала под град не очень приятных вопросов, но с честью выдержала это испытание.

Диалог с народом получился и у начальника отдела надзора за особо охраняемыми природными территориями в сфере охоты Росприроднадзора И. Ганицкого. Что-то было обещано сделать, что-то исправить, а что-то взято на заметку.

Не обошли стороной и активно наступающую африканскую чуму свиней (АЧС). Интересный доклад, сопровождаемый иллюстративным материалом, был представлен ведущим научным сотрудником референтной лаборатории АЧС А. Шевцовым. На форуме выступил также начальник отдела организации земельного надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору С. Коцюбинский.

Поскольку такая серьезная проблема, как АЧС, затрагивает интересы многих охотпользователей и фермеров, то вопросов по ней, естественно, было очень много. Отвечать на них вызвался сам начальник Управления внутреннего ветеринарного надзора и информационного обеспечения В. Менякин. Но охватить все вопросы не позволил регламент, поэтому участниками форума было принято решение организовать отдельную встречу, посвященную только вопросам АЧС.

Далее выступали начальники охотуправлений регионов. Они рассказали о достигнутых положительных результатах, затронули тему выдачи государственного охотничьего билета и отсутствие сдачи экзамена по охотминимуму, сроки охоты, лимиты отстрела животных и многое другое. Отдельно зашел разговор о бюрократизации процесса получения путевок на охоту. Как одно из решений этого вопроса было предложено оформление документов через Интернет.

Конечно, Интернет есть не у всех. В иных деревнях, о такой роскоши и не слышали. Но в первую очередь это надо городским жителям. Часто жителю деревни искать егеря или охотоведа вовсе не надо, он знает, в каком из соседних домов живет специалист. А вот горожанину, приехавшему в угодья на выходные, порой приходится тратить целый день, чтобы выписать «бумажку». Президентом давно была поставлена задача максимально компьютеризовать все процессы получения и оформления различных документов и справок. Интересно, а в Охотдепартаменте об этом слышали?

Интересный доклад представил А. Вайсман, главный координатор проектов Российского представительства WWF. Описав ряд проблем современного браконьерства, он выдвинул одно из их решений: доступность охоты для всех желающих на массовые виды дичи.

На мой взгляд, очень правильно. Мы много писали в «РОГ» о том, что люди зачастую становятся браконьерами из-за невозможности охотиться законно. Кому-то «мешают» заоблачные цены на охоту, кого-то остановила бюрократическая процедура получения путевок, где-то запретил охоту «барин». Так становятся законопослушные люди браконьерами и бьют дичь втихую, что удастся. А ведь давно замечено: где постоянно ходят «правильные» охотники, там браконьеры не появляются.

Много я услышал за день интересных докладов и об экологическом воспитании молодежи, и о роли соколиной охоты в природоохранной деятельности, и о нужности охотничьего туризма, но обо всем в короткой статье не расскажешь.

В конце своих заметок хочу сказать об отличительной особенности этого форума. На нем собрались люди не просто поговорить – участниками форума был принят ряд важных решений. Вот их краткий перечень.


1. Доработать действующие в области охоты, рыбалки и охраны животного мира законодательные акты. Для этого привлечь ученых, специалистов и охотпользователей. Без согласования с ними не должен быть принят ни один законодательный акт.
2. Усилить охрану охотничьих и рыболовных угодий.
3. Создать единую федеральную службу по охране природы, животного мира, рыбных запасов.
4. Поднять роль общественных объединений охотников, рыболовов, туристов.
5. Законодательно закрепить бесплатный и свободный доступ рыбаков к водоемам.
6. Активизировать проблему борьбы с АЧС.
7. Создать детские организации охотников и рыболовов.


Это, как я уже сказал, вкратце. В резолюции пунктов больше, и они намного шире.

Подводя итог всему вышеописанному, еще раз хочу сказать – нет, даже крикнуть: «Властные структуры! Услышьте голос охотников! Ведь охота, рыбалка, туризм затрагивают интересы десятков миллионов наших сограждан.»