Что творится с охотничьими угодьями

Изображение Что творится с охотничьими угодьями
Изображение Что творится с охотничьими угодьями

Охотничье хозяйство России за период с 1991 года подверглось серьезным испытаниям. Действовавшая в РСФСР система управления охотхозяйством была полностью «демонтирована». Более того, в течение определенного времени охотхозяйство уже «новой» России находилось в состоянии правового вакуума, пока правительство Росси не начало процесс формирования кардинально новой системы управления охотничьим хозяйством.

Важным шагом в направлении закрепления охотничьих угодий стало принятие 24 июля 2009 года Федерального закона № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С этого момента государство в лице Минприроды России формализовало проводимую политику постепенной передачи охотничьих угодий под управление частных пользователей. Закон подразделяет все охотничьи угодья на две категории: угодья, используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также общедоступные угодья. При этом закрепляется обязательное требование о наличии в каждом субъекте РФ не менее 20% общедоступных угодий.

Во исполнение поручения Президента РФ Минприродой России была подготовлена «Стратегия сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений и развития охотхозяйственной деятельности в Российской Федерации до 2030 года». Проект «Стратегии…» также закрепляет основные шаги, уже сделанные федеральными органами власти в части развития охотхозяйства.

В частности, будет продолжаться процесс закрепления охотугодий, но с учетом обеспечения доступа максимального количества охотников и получения максимально возможного дохода от ведения закрепленного охотничьего хозяйства. В целом от проекта «Стратегии…» складывается следующее впечатление:

  • существующая ситуация кардинально не изменится, т.к. до 80% охотугодий в долгосрочной перспективе будут закреплены за пользователями, подавляющее большинство которых вряд ли будет являться общественными организациями;
  • существенного экономического и, что более важно, социального значения охотхозяйственная отрасль не возымеет;
  • контроль за соблюдением законодательства и борьба с браконьерством будут постепенно усиливаться, т.к. проект «Стратегии…» закрепляет в качестве задачи организацию комплексного контроля на базе охотинспекций в каждом муниципальном образовании.

После активного общественного обсуждения проекта «Стратегии…» 14 марта 2013 года министром природных ресурсов и экологии С. Е. Донским в Государственную Думу было направлено письмо, в котором сообщалось, что у специалистов не нашло понимания объединение в одной стратегии двух сложных и важных проблем. Однозначно положительно можно оценить тот факт, что министерство осознало необходимость разработки отдельной «Стратегии развития охотхозяйственной деятельности».

Еще одним направлением активной деятельности органов власти, которая была инициирована поручением президента, является обсуждение возможности возврата переданных на региональный уровень полномочий в области управления и надзора за воспроизводимыми природными ресурсами.

Субъектам РФ дано указание Минприродой России «в сжатые сроки предоставить обоснованный расчет затрат на деятельность госохотинспекторов для увеличения финансирования охотинспекций», а также обсудить на охотсоветах и специальных совещаниях с привлечением общественных охотничьих организаций, охотпользователей и охотников возможность возврата переданных на региональный уровень полномочий.

Вернемся к обсуждению проблемы закрепления охотугодий. Вообще всем участникам аукционов, а именно в такой форме распределяются права за заключение охотхозяйственных соглашений, предоставляются равные права доступа к участию в аукционе. Иными словами, общественные организации наравне с частными могут участвовать и побеждать. Попробуем разобраться, что происходит с распределением угодий на самом деле.

С конца 2011 года введен в действие официальный сайт правительства Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов: www.torgi.gov.ru. Это дает возможность отслеживать не только процесс торгов, но и его итоги. Хотя сразу нужно оговориться, что результаты торгов известны не по всем состоявшимся аукционам. Это связано с тем, что администрации субъектов РФ не заполняют итоговые формы для размещения на сайте.

За период с 20.11.2011 г. по 01.04.2013 г. через указанный сайт было проведено 213 торгов. Из 213 аукционов 20 было отменено по различным причинам. Так, в Калининградской области все аукционы были отменены по причине отсутствия допущенных участников. Результаты двух аукционов были аннулированы по причине отказа победителя от заключения государственного контракта. По всей видимости, в этих случаях в торгах принимало участие лишь одно юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Всего на торги было выставлено 7,66 млн га охотугодий, что в 1,7 раза больше площади всей Московской области. В масштабах страны это, конечно, незначительно, но по данным Минприроды России в Центральном и Северо-Западном федеральных округах в 2012 году уже было закреплено 42,4% угодий. При этом в некоторых субъектах РФ процент закрепленных угодий составил более 90.

Например, в Московской области – 98,9%, в Воронежской – 97,6, в Смоленской – 96,3, в Тверской – 92,5, в Ленинградской – 92,3% и т.д. Среди 26 регионов, входящих в ЦФО и СЗФО, наибольшая доля НЕзакрепленных угодий была в Архангельской – закреплено 3,2%, Ивановской – 6,4, Мурманской – 17,5, Курской – 29,5% областях.

Посмотрим, кто в основном выигрывал объявленные аукционы. Для простого охотника это, пожалуй, самое главное, т.к. если угодья закреплены за районным или областным обществом охотников и рыболовов, то охотники фактически являются хозяевами своих угодий и сами кровно заинтересованы в бережном отношении к животным и среде их обитания.

Из 185 аукционов (из всех 213 убраны отмененные и объявленные) точные результаты известны у 108 торгов (около 51%). Из них в 73 аукционах победителями стали коммерческие организации, т.е. общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприниматели.

Некоммерческие организации (общества охотников и рыболовов, производственные кооперативы, государственные учреждения, некоммерческие партнерства) выиграли аукционы лишь в 15 случаях. Отдельно надо отметить, что только в двух случаях угодья были закреплены за обществами охотников, в Ивановской области и в Республике Мордовия.

Таким образом, большая часть угодий продолжает закрепляться за коммерческими организациями, основной целью которых является получение максимальной прибыли. Но основная проблема даже не в этом. Основная проблема состоит в том, что государство по уже сложившейся традиции продолжает реформирование отрасли по принципу, «чтобы научить ребенка плавать, нужно бросить его в воду».

Идет активный процесс закрепления охотугодий, но при этом не создано эффективной системы управления отраслью и контроля за пользователями охотугодий и охотниками. Сама по себе передача в аренду коммерческой организации угодий при налаженном взаимодействии охотпользователя (ООО), государства (областного Комитета природопользования) и охотников (общество охотников, местное население) не опасна для местных охотников, даже если их доходы не высоки. Все зависит от позиции областных властей, либо желания предпринимателей. Поэтому пока наиболее эффективными формами взаимодействия бизнеса, власти и общества в сфере охоты могут стать:

  • Предоставление возможности охоты местному населению в закрепленных угодьях по сниженным ценам;
  • Предоставление путевок и лицензий местным охотникам за трудоучастие в охране и/или проведении биотехнических мероприятий;
  • Взаимодействие предпринимателей с обществами охотников и рыболовов посредством участия обществ в организации охот и проведении биотехнии.

К сожалению, пока такие формы взаимодействия никак не регламентированы законом, а полностью зависят от мнений конкретных людей на местах. А тем временем закрепление охотугодий продолжается.