Охотхозяйственные соглашения и охотничьи угодья

Изображение Охотхозяйственные  соглашения и охотничьи  угодья
Изображение Охотхозяйственные  соглашения и охотничьи  угодья

Приятно удивлен публикацией Альберта Горбачева «О законности охотхозяйственных соглашений» («РОГ» № 28 (988) 2013 г.). В наших рядах «правозащитников» интересов охотников появился новый автор, хотя, возможно, я ошибаюсь, ведь Альберт пишет: «Снова на страницах издания приходится говорить о настоящей вакханалии, творящейся в сфере охоты». Как же эти слова диссонируют с утверждениями тандема Берсенев – Можаров!

В одном из интервью, на вопрос Андрея Афанасьева: «Может быть, подобные упреки возникают из-за того, что всем нам уже много лет приходится наблюдать развал охотничьего хозяйства в России или Вы считаете, что никакого развала нет?», директор Департамента государственной политики А.Е.Берсенёв ответил:

- «А где Вы видите развал? Накануне охоты этой весной зашел в охотничий магазин: за патронами очередь, манки закончились, скрадки распроданы, ружья разлетаются как горячие пирожки. Это что – признаки развала? …Тем, кто до сих пор не хочет смириться со сменой формации, кажется, что с упразднением Главхоты и начался развал. А в чем Вы видите признаки развала? Количество охотпользователей по сравнению с тем, что было в СССР, даже увеличилось за счет того, что теперь это не только общественные организации, но и корпорации, частники. Да, охотничье хозяйство стало другим, появилась трофейная охота и спрос на услуги аутфиттеров, а интерес к промысловой охоте резко снизился. Но это вовсе не свидетельствует о «развале». Численность многих охотничьих видов животных стабилизируется и даже постепенно растет – во всяком случае, убывания (если не считать зайцев и некоторых пернатых) не наблюдается. Есть проблемы, которые необходимо решать, и до идеала еще далеко, НО Я НЕ ВИЖУ НИКАКОГО РАЗВАЛА».

Оставлю эти слова на совести директора департамента и в продолжение темы «о законности охотхозяйственных соглашений», приведу примеры в подтверждение «настоящей вакханалии, творящейся в сфере охоты».

Закон – весьма сложный для восприятия документ, это не инструкция или правила, где все расписывается достаточно подробно. Приходится многократно читать и вновь перечитывать его текст, чтобы правильно понять заложенный смысл содержания закона. Именно поэтому появляются разные, так называемые «варианты трактования закона». Это неверно. Закон имеет только одно смысловое значение, а все остальное – это фантазии или мнения его читателей.

«Разработчики закона об охоте, хоть и отметили в нем, что в первую очередь по окончании действия долгосрочной лицензии формируются 20 % общедоступных охотугодий, но при этом недостаточно четко описали возможность льготного заключения охотхозяйственных соглашений с владельцами долгосрочных лицензий», - убеждает нас А.Горбачев, воспользовавшись содержанием п.8 ст.71 закона об охоте. Чтобы быть более точным, предлагаю заглянуть в текст закона:

- «В случае если на день вступления в силу настоящего Федерального закона площадь охотничьих угодий общего пользования в субъекте Российской Федерации составляет менее чем двадцать процентов общей площади охотничьих угодий, в таком субъекте Российской Федерации по мере истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром создаются в первую очередь общедоступные охотничьи угодья…».

О чем говорит содержание закона? Правильно, в первую очередь о том, что на день вступления в силу закона об охоте должны быть определены территории охотничьих угодий и только потом, в случае если площадь охотничьих угодий общего пользования будет менее чем двадцать процентов от общей площади, в первую очередь создаются общедоступные охотничьи угодья.

Альберт пишет, что «в моей Воронежской области общедоступные охотничьи угодья составляют всего 2-3%», но при этом ничего не говорит КАКИМ ДОКУМЕНТОМ охотничьи угодья определены? «Документом территориального охотустройства является схема размещения, использования и охраны охотничьих угодий, утверждаемая высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации… К схеме прилагается карта с обозначением границ охотничьих угодий и зон планируемого создания охотничьих угодий», - говорится в законе об охоте.

Изучив подборки решений судов, Альберт пишет: «Организация вправе переоформить правовые основания пользования охотничьими ресурсами – заключить охотхозяйственное соглашение без аукциона на срок действия ранее выданной лицензии – и воспользоваться правом продолжать пользоваться охотничьими ресурсами на основании ранее выданной долгосрочной лицензии и договора». Предлагаю вновь обратиться к пунктам статьи 71 закона об охоте:

1. Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц и ИП на основании долгосрочных лицензий до дня вступления в силу закона об охоте, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, предусмотренных статьей 71.

3. Юридические лица и ИП, у которых право долгосрочного пользования возникло на основании долгосрочной лицензии до дня вступления в силу закона об охоте, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении ОХОТНИЧЬИХ УГОДИЙ, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона.

5. Юридические лица и ИП при заключении охотхозяйственных соглашений обязаны единовременно внести плату за заключение таких соглашений, определяемую как произведение ставки платы за единицу площади ОХОТНИЧЬЕГО УГОДЬЯ и площади соответствующего ОХОТНИЧЬЕГО УГОДЬЯ.

Вывод: законом об охоте однозначно установлено - заключать охотхозяйственные соглашения можно только в отношении охотничьих угодий; сначала создание охотничьих угодий и только после этого заключение охотхозяйственных соглашений!

И ещё, обращаю Ваше внимание, уважаемые читатели, на пункт 9 статьи 71:

- по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, право долгосрочного пользования, возникшее на основании долгосрочных лицензий (в случае, если площадь территории или акватории, переданных в пользование по договорам в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что владелец долгосрочной лицензии не воспользовался правом на заключение охотхозяйственных соглашений.

2 июля 2012 года вступил в силу приказ № 137 Минприроды «Об установлении максимальной площади охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения…» и с этой даты начался отсчет срока в пять лет, по истечении которого прекращается действие долгосрочных лицензий.

Да, вот что ещё необходимо отметить из закона об охоте:

- оказание услуг и иная деятельность в сфере охотничьего хозяйства в целях любительской и спортивной охоты В ЗАКРЕПЛЕННЫХ ОХОТНИЧЬИХ УГОДЬЯХ осуществляется юридическими лицами и ИП на основании ОХОТХОЗЯЙСТВЕННЫХ СОГЛАШЕНИЙ.

Охотхозяйственные соглашения и охотничьи угодья – это как ниточка с иголочкой, которые друг без друга не представляют никакого интереса. Охотничьих угодий в подавляющем большинстве регионов России нет, а охотхозяйственные соглашения появляются как грибы после дождя…

Очень хочется верить, что здесь изложенное заинтересует охотников в познании своих прав и обязанностей. Не стоит забывать всем известную присказку: спасение утопающих дело рук самих утопающих.