– Александр Константинович, искренне благодарю Вас за то, что согласились дать интервью «Российской охотничьей газете». 22 августа 2012 г. Указом губернатора Свердловской области Вы назначены на должность директора департамента. Насколько я знаю, Вы не охотник. Дело это для Вас новое. Как справляетесь? Расскажите о себе…
– А.К. – По поводу того, что я не охотник, Вас ввели в заблуждение. Я – охотник. Охотничий билет получил еще в 1995 году. Стаж, как видите, достаточно солидный. И рыбалку, и охоту не только признаю как активный отдых, но и пользуюсь любой возможностью, чтобы вырваться на природу – побродить с ружьем, посидеть с удочкой. Дело действительно новое, но интересное. Есть новые задумки. Что касается карьеры, то я окончил Московскую юридическую академию. Несколько лет проработал в милиции, затем в суде и вот уже год – в должности директора департамента. Как справляюсь? По большому счету, оценивать не мне. Оценить работу может правительство области, охотпользователи.
– Год – срок небольшой, грандиозных свершений не сделаешь. И все-таки от многих пользователей слышу положительные отзывы. Что удалось сделать? Как строятся отношения в коллективе, с охотпользователями? Как справляетесь с обменом билетов? И в связи с этим Ваше отношение к огульной выдаче билетов без экзаменов и т.д.?
– Спасибо. Приятно слышать положительную оценку. Что касается деятельности департамента… Основная работа, пожалуй, на две трети юридическая. Отсутствие специального образования мне не мешает. В департаменте подобрались сотрудники с очень высоким уровнем специального образования и опытом работы.
Главное – как направить работу этих специалистов. За год изменилась динамика выявленных нарушений, увеличились сборы по искам за причинение ущерба животному миру. Взыскаемость по административным штрафам вышла за 90 процентов.
Мы усилили контроль за движением материалов по возбужденным уголовным делам. Если в 2011 году из 173 материалов с признаками ст. 258 УК РФ (браконьерство) было возбуждено 120 уголовных дел и вынесено судами 14 приговоров, то в 2012-м по 147 (из 147) возбуждены уголовные дела, судами вынесено 22 приговора. Не удовлетворяет пока раскрываемость преступлений. Много уголовных дел возбуждается по «бесфигурантным» материалам.
Отмечаем волокиту в расследовании дел и при наличии «фигурантов». Только по Богдановичскому району Свердловской области по четырем материалам уже более полугода ведется переписка. ОВД в возбуждении уголовных дел отказывает, явно по формальным признакам.
По нашим жалобам прокуратура отменяет постановления, проводятся новые проверки и т.д. В Камышловском районе сотрудники полиции почему-то считают отстрел косули незначительным ущербом. При этом не учитывается, что в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью и что только специалисты департамента вправе оценивать причиненный ущерб, но никак не полицейские.
Вольное толкование закона ведет к безнаказанности. С прокуратурой нами достигнуто взаимопонимание, организовано взаимодействие. В третьем квартале с.г. прокуратурой области будет проведено совещание по поставленным нами вопросам. Очень надеюсь, что удастся сдвинуть с места многие наболевшие вопросы.
Что касается охотничьих билетов, то по состоянию на июль этого года заменено и выдано вновь 73 995 охотничьих билетов. Мое личное отношение к «огульной» выдаче билетов без проверки знаний охотничьего минимума, элементарного тестирования претендентов на получение билета?
Я не только за тестирование, но и за взимание госпошлины за охотничий билет. Бесплатная выдача билета порождает иждивенчество, халатное отношение, безответственность. Департамент обратился в МПР с предложением по изменению Федерального законодательства в части введения тестирования и взимания госпошлины.
– Не многие департаменты могут похвастаться хорошими отношениями с правительством. Ваше ведомство – приятное исключение: постановлением правительства выделены средства на увеличение штатного состава, и не только (я имею в виду конкурс на проведение охотустройства). Кстати, какова структура сейчас и что намерены сделать в дальнейшем? Губернатор и председатель правительства интересуются положением дел, состоянием охотничьих ресурсов? Как строятся отношения?
– Отношения с правительством строятся на принципе ответственности подчиненной организации перед вышестоящей – другого не дано. И губернатор, и председатель правительства всегда в курсе положения дел в охотничьем хозяйстве области. Охотхозяйственный совет при правительстве области возглавляет заместитель председателя правительства. Уровень достаточно высокий.
Исполнение решений предыдущего совета – один из вопросов повестки дня следующего. В составе совета представлены специалисты Департамента ветеринарии, лесного хозяйства, ГУВД, общественных организаций. Особое внимание на заседаниях уделяем не только вопросам охотничьего хозяйства, но и таким проблемам, как бешенство, АЧС и т.д.
Структура департамента на сегодняшний день не позволяет решать многие проблемы. 32 инспектора на 18 миллионов гектаров, согласитесь, мало. Принято решение о выделении нам дополнительно 12 ставок. Проведен конкурс. Отобраны люди. По мере поступления средств они будут приняты на работу. Все 12 ставок – это инспекторский состав на местах.
Управленческий аппарат департамента расширяться не будет. Что касается конкурса на проведение межхозяйственного охотустройства, то он состоялся. В этом году мы должны освоить 2 миллиона рублей, еще 6 миллионов – в следующем. Решения о финансировании непростые. Но в правительстве понимают, что задачи, которые решает департамент, продиктованы необходимостью сохранения животного мира Свердловской области, находятся на контроле в федеральных органах исполнительной власти.
– Какие проблемы предстоит решать? До сих пор инспекторский состав не вооружен. С чем это связано? На 70 тысяч вооруженных охотников тридцать безоружных инспекторов
– Абсурдная ситуация, согласитесь.
– Согласен. Но закон об оружии требует наличия «оружейки». А «оружейка» – это оборудованное и «аттестованное» в соответствии с действующим законодательством помещение. Но проблема еще и в другом – в специфике работы департамента. Основная масса инспекторского состава работает в муниципальных образованиях. Не ездить же инспектору за оружием в областной центр!
Можно бы хранить оружие в отделах полиции. К великому сожалению, есть опасность утечки информации: получил инспектор свой пистолет – значит в рейде. Поставить квартиры сотрудников под сигнализацию – вариант. Но он требует и средств, и времени. А проблему решать надо. И мы ее решим!
– За последние три года на охоте погибли 9 человек. Несколько человек погибли на браконьерской охоте, были и элементарные нарушения правил охоты и техники безопасности. Минимум в двух случаях люди погибли при неправильной организации охоты охотпользователями. Что намерены предпринять для исправления ситуации в организации коллективных охот?
– Нарушение техники безопасности и гибель людей на браконьерской охоте – величины субъективные. А вот гибель людей на «организованных» охотах требует самого пристального внимания.
К сожалению, полномочия департамента ограничены. В декабре 2012 года после одного из таких случаев нами направлено письмо охотпользователям о необходимости ответственного отношения к организации охот. Инспекторский состав ориентирован на необходимость усиления такого контроля.
Департаментом в МПР направлен на согласование проект параметров охоты, согласно которым вводятся и требования обязательного ношения яркой одежды при загонных охотах. А вот ввести институт контролеров, в том числе из состава администрации хозяйства, пока не можем. В соответствии с действующими правилами ответственное лицо – владелец разрешения (лицензии), формально он за все и отвечает. На практике – ни один «бригадир», а уж тем более охотпользователь, к ответственности не привлечен.
– Больной вопрос – браконьерство. Есть ли положительная динамика в снижении уровня браконьерства и нарушений правил охоты? Знаю – есть положительный опыт по взысканию ущерба, в том числе и за животных, погибших в ДТП. Расскажите, пожалуйста, об этом направлении деятельности департамента.
– В среднем в год возбуждаем более полутора тысяч административных дел. По материалам об уголовных преступлениях, как я уже отмечал, добиваемся стопроцентного возбуждения дел. Охотпользователи отмечают, что людей без разрешений в угодьях стало меньше. В среднем выдают до 1000 разрешений в год.
Люди становятся более законопослушными. Думаю, это тоже положительный момент работы инспекторов. Что касается взыскания ущерба при ДТП, то у нас в области суды, безусловно, выносят решения о взыскании такого ущерба. Ни один случай гибели животного не остается без расследования и искового заявления в суд. Проводим и профилактические мероприятия.
Только в прошлом году и в первой половине этого года, дополнительно к уже имеющимся, установлено порядка 100 предупреждающих знаков «Осторожно, дикие животные». Понимаю, что знаками животных не остановить, но заставить охотпользователей поставить заборы на опасных участках – на то не имеем, к сожалению, полномочий.
Комментарии (20)
Сергей Сорокин
Комментаторы молчат, а материал очень симптоматичен - специалиста опять не нашлось, власть и охотпользователи им довольны (свой, значит), а для охотников нужна госпошлина и протокол. И больной вопрос не браконьерство. КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ!
10 ответов
Юрий Александров
На74 тыс. охотников выдано 1000 разрешений!? Вспоминается американский фильм-комедия, по-моему "бешенные гонки", но это не важно, там фраза немчуры: "Немецкий офицер может всё". Остается Немецкого офицера заменить на Российского чиновника. "Уродство" в исполнении А.К. Кузнецова налицо. По поводу кадров не соглашусь, попав в чиновничью "обойму", заставят вести новобранца по принятым там правилам, иначе до свидания, а с хорошей зарплатой, ни у каждого хватит духа расстаться, тем более, по словам Кузнецова: "Не многие департаменты могут похвастаться хорошими отношениями с правительством". Отрабатывать надо "любовь" губернатора.
Сергей Сорокин
То, что Вы пишете о кадрах - это правильно. В этой системе порядочным людям места нет. Но я имел ввиду немного другое, типа фантастики - профессиональные кадры во всех областях и на всех уровнях. На этом, по большому счету, держался СССР, при всех минусах (и плюсах) той системы. Система воспитывала кадры и контролировала уровень, до какого человек дорос. Выше - ни-ни. Всякое было, но в целом было так. Это я просто так, повспоминал-помечтал.
Охота Охота
Смешно, однако, читать, когда человек не знает о чем пишет, 1000 разрешений в среднем - это на 1 охотпользователя (ИП или ЮР), а их в Свердловской области около 200. Про все остальное я просто промолчу, бред "недалеких" охотников, которые критикуют чужую работу, ничего не зная о ней. "Не зная брода, не суйся в воду".
Сергей Сорокин
А почему не допустить, что "недалёкие" охотники знают эту работу и, возможно, получше, чем А.К.Кузнецов и приближенные к ним "О.О"?
Анатолий Бонч-Бруевич
Неувязочка О.О. Зачем же тогда в среднем 74 000 охотникам в среднем 200 000 разрешений???
Юрий Александров
По три разрешения на "среднего охотника". Согласен с ОО (это не два нуля), читать нужно внимательнее, но и излагать точнее. Смущает другое, ни слова об охотниках, доступности охоты, социальной её значимости. Чисто милицейско-судейский подход. А членство в обществе с 1995 г., разве это стаж. Если А.К. получил ох. билет в 18 лет, то от 1977 г.р., для такого серьезного дела "необстрелянный юнец". Но успел "потрудиться" в МВД и засветиться в органах юстиции, при этом закончил академию, значит постарше. И к охоте "пристрастился" уже зрелым человеком. А это скорее дань моде, чем серьезное увлечение. Но увлечение, это не профессия. Отсюда и такое "нелепое" интервью, и склонность все решать в силовой манере, но с оглядкой на начальство. Буду рад, если ошибаюсь.
Aleks Jarkovoj
Не было времени высказаться по поводу кадров. Современные руководители, не специалисты, а менеджеры. А по современным понятиям менеджеру не обязательно быть хорошим специалистом, а нужно быть хорошим менеджером. Круг замкнулся.
Я по тому поводу иногда говорю с сыном и его друзьями, людьми состоявшимися профессионально и достигшие многого.Это мужики чуть до сорока. Они разделяют мнение, что существовавшая в СССР система подбора руководителей была единственно правильной.
Она конечно не без изъянов, т.к иногда тормозила молодых и способных, но тем не менее.
Нельзя было стать руководителем, кроме первых ступеней не имея опыта.
Я помню единый тарифно- квалификационный справочник для ИТР в промышленности. Так вот техник, не мог стать старшим техником, не проработав трех лет. А директором завода не мог стать претендент на должность не отработавший в должности Главного инженера пять лет, причем один год в этой должности на этом предприятии.Ни в райком, ни в обком не брали людей не прошедших школу производства. Возможно, в чем -то были исключения, но я в той кухне не разбираюсь. Ну и профильное образование играла первую роль.Сегодня же хрен чего и сбоку бантик.
Одни менеджеры снизу доверху.
Юрий Александров
Забыли, членство в КПСС было чуть ли необязательным для назначения на ответственную должность. Так, что не всё было так гладко, и п.5 работал при приеме на работу и в ВУЗ, что возможно было правильно.
Сергей Сорокин
Членство в КПСС было скорее положительным в той системе - контроль за кадрами и кадры помнили об этом. Да и партия работала на страну, а не как сейчас ЕР,- тоже на страну, только не на свою. А ограничения по 5-му пункту были, в общем то, короткий период, да и то, только в самых крупных городах, где скопилась масса "инакомыслящих" от безделья. На северах в Сибири люди работали и никто никуда не уезжал и эти ограничения там не действовали. Может и зря.
Юрий Александров
На северах с п.5 населения не было. А партийный билет и высшее образование, безразлично какое, давали возможность занять руководящую должность. Кто развалил СССР, всё та же партийная номенклатура из КПСС. А п.5 закрывал дорогу в ВУЗы - МВТУ, МЭИ, МФТИ, МИФИ..., где готовились кадры для оборонки, и было это далеко не короткий период. Да и в КПСС вступали лишь затем, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Глупостей в то время было предостаточно, сегодня больше. Вспоминаю, как оформляя выезды заграницу, проходил партийные комиссии из престарелых "придурков", главный вопрос с их стороны был, почему я не в КПСС, и что делал в комсомоле, в котором, я никогда не состоял. Приходилось фантазию включать. По пункту 5 в целом с политикой КПСС согласен, что подтвердил массовый исход этой части населения в "земли обетованные" и сегодняшняя "российская элита".
Иван Ларионов
"Охотпользователи отмечают, что людей без разрешений в угодьях стало меньше. В среднем выдают до 1000 разрешений в год.
Люди становятся более законопослушными. Думаю, это тоже положительный момент работы инспекторов."
Нет, не люди становятся более законопослушными просто людей на обширных территориях становится меньше. Народ медленно, но верно перебирается в города, а оставшиеся граждане, либо в силу возраста, либо из-за отсутствия средств не оказывает себя открыто в угодьях.Зато "упакованные" чуваки гоняют по угодьям, на мощной технике и ни кого не боятся, т.к. его ещё словить надо. Лет 8 назад, в 15-ти км от Рязани чувак "хлопнул" кабанчика зацепил его за снегоход "Ямаха" и попёр домой, а тут егеря на "Буране"! И что Вы думаете, чувачёк, ушел от погони вместе с кабанчиком. Вся округа потешалась над незадачливыми "специалистами". Сам народ, внутри,себя "испортился" и если бы такого народа побольше на обширных территориях, то вскости все мы увидели бы "Кузькину Мать"!
Aleks Jarkovoj
Удивительное дело. Сейчас жена смотрела местные новости с сюжетом об открытии охоты. Зафиксировано всего девять нарушений. У кого-то нашли в стволах картечь, кто-то ружье не разрядил, у одного не было путевки.
После победных реляций недавнего прошлого об изъятии двухсот ружей, не пойму что и случилось. То ли народ пошел сверх сознательный, то ли указ какой на местном уровне?
КСН
Прошло 5 лет и человек на фотографии стал фигурантом доследственной проверки.
1 ответ
Борис Уралец
Что же мы хотим?
Для современного чиновника "быть у воды и не напиться"....:)
Иван Иванов
Думаю, товарища "наладят" из департамента. Во всяком случае, надеюсь на это.
Если государство доверило тебе контроль охоты - ты должен быть ВНЕ охоты.
Охотинспектор-охотник должен стать таким же нонсенсом, как мент-карманник.
4 ответа
Борис Уралец
Первые два предложения - зачет.
Остальное - пафосный пиар от "зеленых".
Иван Иванов
(пожал плечами) значит, вас вполне устраивают и продажные менты, и браконьерствующие охотинспекторы.
Вот и всё.
Борис Уралец
Навешивать ярлыки, оптом, на всех упоминаемых вами специалистов - беспардонное хамство.
Иван Иванов
Вообще-то я упомянул "продажных ментов и браконьерствующих охотинспекторов".
Если вы отрицаете их существование, то это не мои проблемы, а ваши.
А я насмотрелся и на тех, и на других.