Тревожная весна

Изображение Тревожная весна
Изображение Тревожная весна

Хотелось бы поделиться впечатлениями о весенней охоте 2014 года. Я находился в тревожном ожидании открытия сезона охоты в связи с усилившимися нападками на нее антиохотников, хотя и осознавал, что в этом году ничего не может случиться. Но мы уже не раз сталкивались с практикой отдельных региональных властей по закрытию весенней охоты под надуманными предлогами. Похоже, этот раз обошлось, но и тут региональные власти вмешались в определение сроков.

Мне ранее уже приходилось высказываться, что более правильным было бы определить Москву координатором сроков проведения охот в регионах. В Центре, по заявлению Департамента охоты, у них имеется возможность постоянно отслеживать местонахождение прибывающих перелетных птиц по районам, и потому они могут точнее определять, когда эта дичь достигнет того или иного региона. На местах это сейчас не делается, и сроки охоты потому назначаются исходя из опыта предыдущих лет. В результате и в этом году по ряду областей с открытием сезона охоты опоздали минимум на неделю.

Мы с приятелями охотились в южной части Вологодчины. Прибыли за два дня до ее открытия, чтобы изучить, где есть гусь, как и где лучше тянет вальдшнеп. Главный охотовед С. Смирнов, выписывая путевки, с присущим ему юмором заметил: «Гуся нет, утка села на яйца, вальдшнеп прошел. Будете охотиться?» Ну не для того мы проехали из Москвы 500 км, чтобы возвращаться, и вечером 24 апреля проверили наши излюбленные места.

Тяга началась в 9.20. За 10 минут наблюдения зафиксировали пролет 9 самцов, по 5 из которых могли бы стрелять. Местные охотники побывали на другом участке, и за 40 минут пролета до 10 вечера насчитали 26 долгоносиков. Полученная информация порадовала и скрасила впечатления о пролете мимо гусиных стай, тянувших без посадки в прежних местах охоты.

К сожалению, окрестное сельское хозяйство продолжает деградировать, и прежде засеяные поля покрываются лесом, лишая гуся кормовой базы. Немного радовало то, что около 10 вечера наблюдался неплохой разлет селезней над речками и другими водоемами, давая шанс поохотиться на них с чучелами.

25 апреля очередной проверочный выход на тягу показал, что вальдшнепа пролетело почти вдвое меньше. Абсолютно ясно, что пик пролета закончился. И действительно, в последующие дни мы наблюдали за вечер не более 5-6 птиц, а то и менее. При этом под выстрел попадало не более половины увиденных или услышанных. Лишь однажды вальдшнеп тянул молча. Втроем мы взяли всего несколько самцов, в основном молодых прошлогодних (судя по крыльям). Очень жаль, что основной пролет прошел без охотников.

Охоте на селезней хорошо помогли чучела. В течение дня подсаживались как местные селезни, так и оставшиеся, возможно до осени, северные. Видимо, охотовед был прав, говоря, что пролетная утка, как и вальдшнеп, в основном улетели на север.

Как всегда, когда охота не очень радовала, выручили старые приятели из Тверской области, пригласившие поохотиться на глухаря и тетерева. Мы двинулись к ним на пару дней. Выход на глухаря успеха не принес, не взирая на довольно теплую и почти безветренную погоду. Активничали глухарки, подпуская на 25–50 м, но их «ко-ко-ко» никак не смогло взбудоражить «мужиков». Мы наблюдали слет с сосен трех глухарей-«молчунов», а один вообще подпустил к своему дереву вплотную и был обнаружен лишь после громкого срыва с вершины сосны. А вот тетеревиный ток порадовал больше.

Выход из дома в два часа ночи. Было немного морозно. Фантастическое небо было украшено крупными и мелкими звездами, среди которых легко просматривались обе Медведицы и другие созвездия. Они казались так низко висящими, что, забравшись на сосну, их можно было бы потрогать. Абсолютная тишина вливалась в уши, как туман, расстилающийся над полями и водоемами. Лес молчал как заколдованный.

Где-то после четырех утра в небе заблеял первый бекас. Затем несколько раз прохоркали вальдшнепы в поисках подруг. Потом журавли на болоте приветствовали пробуждение друг друга своими трубными звуками. На поляне тетеревиного тока вдруг раздались быстро перемещающиеся звуки дикого хохота и криков, словно лесные чудовища устроили перепалку. Это белые куропатки затеяли свои любовные игры.

Наконец, послышался долгожданный шум сильных крыльев. Не знаю, как вам, а тут впервые довелось увидеть, как токовик, еще не сев на траву, начал токовать в воздухе, пометив свое место пометом. Наблюдалась и еще одна забавная сценка: два подлетавших тетерева столкнулись при облете небольшой сосенки, и один из них тут же долбанул другого, сев на ближайшую ветку. Второй без сопротивления, видимо, соблюдая табели о рангах, уселся веткой пониже.

Все же удивительно, сколько раз приходилось бывать на токах, но почти каждый раз открываешь для себя что-то новое. Главное — не торопиться с выстрелом и побольше наблюдать за птицами. Один из нашей группы то ли от жадности, то ли от нетерпения выстрелил еще в сумерках, но птицу не взял. Ток разлетелся, но через полчаса самцы стали слетаться тройками и парами, а тетерки поодиночке, предварительно посидев на окружавших ток деревцах.

Драки вспыхнули с новой силой. Вначале самцы взлетали на 1,5–2,0 м, чуфыкая при этом, затем подскакивали поочередно друг к другу и, наконец, сшибались грудью, выдирая перья из шеи противника и шипя при том как кобра. Затем они отскакивали в стороны, и все повторялось.

Где-то в половине шестого утра, когда значительно посветлело и видно было четко, я выстрелил по одному из драчунов, надеясь зацепить и второго, когда они сошлись, но взял лишь одного. Ток не разлетался, затихнув. Затем несколько тетеревов слетели и сели на деревья недалеко от моего товарища. Он не стал медлить и чисто взял обоих. Особенно удачен оказался второй выстрел на дистанции 55 м. Охотник сказал, что ему хорошо помог коллиматор, с которым он не расстается даже при стрельбе по летящей дичи, хотя там результаты скромнее.

30 апреля мы вернулись на Вологодчину. Вечерней тяги не было вообще. 1 мая решили возвращаться в Москву, более-менее довольные результатами охоты, но сильно впечатленными недельным общением с природой вдали от города. Надо сказать, что скромную норму по добыче селезней и вальдшнепов никто из нас не выбрал, впрочем, как и пятеро наших местных знакомых.

В заключение хотелось бы призвать региональные охотничьи власти: пока у вас остается право определять сроки охоты, пожалуйста, не руководствуйтесь только опытом прежних лет, постарайтесь получать информацию о реальном местонахождении и перемещении пролетной дичи на территории России и уже на основании этих данных, пусть и за неделю до открытия, устанавливайте сроки охоты. Тогда сотни тысяч охотников и избирателей будут вам благодарны и признательны!