Десять лет назад, так же на вечерней службе, 13 сентября настоятелем Храма протоиереем Александром (Дасаевым) был совершен чин освещения иконы Святых покровителей охотников и рыболовов. Икона была написана с высочайшего благословения его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на пожертвования охотников и рыболовов с разных регионов России и передана в Храм Воскресения Христова в Сокольниках (г. Москва).
День освящения Иконы — 14 сентября, празднуется в Храме на вечерней службе 13 сентября и на утренней службе 14 сентября, совпадает с днем памяти прп. Симеона Столпника. В этот день на Руси отмечался русский народный праздник — «Первый праздник псарных охотников». В народе говорили: «На Семена дитя постригай, на коня сажай и на ловлю в поле выезжай».
В этом году празднование Дня освещения иконы явилось основной частью духовных мероприятий фестиваля «Тропой сохранения Природы», проводимых МООиР и Русским охотничьим клубом при поддержке Министерства экологии и природопользования Московской области, Международной выставки Охота и рыболовство на Руси, коммерческих и некоммерческих организаций.
Православные охотники и рыболовы с великой радостью посещают Храм и молятся пред Иконою. Обращаясь к Богу через своих Покровителей, охотники и рыболовы просят,о прощении прегрешений своих — вольных и невольных, явных и не явных, о смирении и душевном покое в невзгодах, которые не в силах изменить, о ниспослании мужества и мудрости в устранении, преодолимых житейских невзгод, о благополучном возвращении с охоты и рыбалки, о ниспослании удачи в добрых делах и многом другом, где нужна помощь Божия.
Все ли охотники и рыболовы приходят к Иконе? Конечно, нет. Некоторые считают, что статьи о православной культуре охоты и рыбалки пишут «попы», которые навязывают им религиозное мировоззрение. Они очень сильно заблуждаются, потому что помощь Господа нужна именно им — в преодолении потребительского отношения к Природе, в преодолении браконьерских помыслов и деяний, в воспитании этики общения с людьми и Природой, в удачном исходе случаев нарушения требований безопасности на охоте и рыбалке и многих других жизненных ситуаций.
Только ли охотники и рыболовы находят поддержку у Святых покровителей охотников и рыболовов? Конечно, нет. Святым угодникам Божиим дарована благодать помогать всем, обращающимся к ним с молитвенной просьбой, в житейских невзгодах и принимать молитвенные слова благодарности от всех. Прежде всего, к Иконе обращаются люди, ведущие деятельность в природопользовании и сохранении Природы, активном и экологическом туризме, первопроходцы, специалисты и служащие, действующие в условиях дикой природы, например пограничники и др.
В верхней части соборной Иконы располагается ряд чудотворных икон Божией Матери, которые в разное время являлись охотникам и рыболовам и через них становились святым достоянием всех народов. Впервые были явлены охотникам и рыболовам Иконы Божией Матери Курско-Коренная «Знамение», «Тихвинская», «Феодоровская». Покровителями охотников и рыболовов, кроме того, считаются иконы Божией Матери «Казанская» и «Озерянская».
Под рядом икон Божией Матери на Соборной иконе в молении к Господу Иисусу Христу предстали Святые покровители охотников и рыболовов. Протоиерей Евгений Попов в книге «Святые, имеющие особенную благодать помогать в разных болезнях и других нуждах» (Пермь, 1879 г.), писал: «Есть святые, которым прибегать в той или другой нужде мы имеем особенные основания. Господь Бог удостоил всех их чести, чтобы быть ходатаями за нас перед Ним во всяких нуждах наших, но, в то же время, он отличил некоторых из них особенной благодатью подавать нам помощь.
Здесь достигаются такие премудрые Его цели: чтобы наградить самих святых за тот подвиг, в котором они сами искуплены были, и чтобы тем скорее помогали нам, искушаемым; чтобы чудесной помощью одного из них пользовались многие, нуждающиеся в этой самой помощи; чтобы, имея многие нужды и по душе, и по телу, мы общались бы со многими из них через Единого Бога. Без сомнения, когда мы молимся какому-либо святому в своей нужде, то должны возвышать свою мысль к Господу Богу, подателю всех благ; должны помнить, что молиться о нас будет святой, а благодать последует от Самого Бога».
Кто же они, Святые покровители охотников и рыболовов? Ряд учеников Христа были рыболовами: Апостолы Андрей Первозванный, Петр, Иаков Зеведеев, Иоан Богослов, Фома. Занимались рыбалкой причисленные к лику святых проповедники и последователи христианской веры: праведный Симеон Верхотурский, преподобный Никодим Кожеезерский, игумен Пафнутий Боровский. Многие святые, которые в миру были воинами, были еще и охотниками, часто рыболовами: Евстафий Плакида, Георгий Победоносец, Александр Невский, Равноапостольский Владимир, Дмитрий Солунский, Дмитрий Донской, Меркурий Смоленский, император Николай II.
На рыбалке и охоте порой возникают ситуации, которые можно назвать безвыходными, и все же благодаря Святым покровителям они разрешаются благоприятным исходом. Среди Святых покровителей в ситуациях, связанных природными явлениями, охотники и рыболовы чтят Николая Чудотворца, Прокопия Устюжского и Варлаама Керетского. На Руси охотники чтят память мученика Трифона Апамейского, Никейского, хотя он при жизни не был ни охотником, ни рыболовом. Помогая всем страждущим, святой Трифон требовал только одной платы — веры в Иисуса Христа, благодатью которого он исцелял их.
Существует предание, что при царе Иоанне Грозном, во время царской охоты, улетел любимый царем кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу, что тот смог сделать, только обратившись с горячей молитвой к своему небесному покровителю. Поэтому и в русской иконописной традиции мученик Трифон изображается верхом на белом коне, держащим на руке кречета.
С развитием животноводства охота потеряла свое первостепенное значение в жизнедеятельности людей, но остались ее нравственно-воспитательное значение и основная роль в формировании приемлемого для человека поведения хищных зверей при необходимости сохранения их численности. В последние десятилетия возникла проблема рациональной стратегии отношения человека к крупным хищникам в условиях восстановления их популяций и возросшей агрессивности зверей к человеку и домашним животным.
В этой стратегии охота играет основную регулирующую роль, и ее обогащение культурой традиционных охот способствует формированию у широких слоев населения современного экологического мышления.
Охота и рыбалка, как и прежде, ведут людей к любви к Природе, а через любовь к Природе и к Богу и любви к ближнему. И на этом пути охотникам и рыболовам помогают Святые покровители — ходатаи за нас перед Богом в радостях и успехах, трудностях и невзгодах.
Комментарии (14)
Анатолий Шедько
Не хочу никого обидеть, но вроде взрослые люди, а в сказки верят. Ну хоть бы тогда назвали как-нибудь эту картину как-то по-охотничьи, например "Центробой", что ли. И рисовать проще и охотники других конфессий на неё поглядели бы.
9 ответов
Михаил Зайцев
Независимо от картинок, предлагаемых выбранной религией, смешна не вера во что-то загробное, а то, с каким пафосом эта штука преподносится. Как безальтернативная истина, в которую все должны верить.
Ну, казалось бы, причудилось человеку, будто у деревьев есть коллективное сознание, а коровы - пришельцы с планеты Нибиру, или там, что кто-то там умер, а потом воскрес, - ну, так и верь себе втихомолку, пока на лечение не отправили. Но это выносится на всеобщее осмеяние.
Вообще, религия - разъединяет. Или объединяет против кого-то. Хорошего мало.
Охотничье сообщество по логике объединение индиффирентное религии: непонятно зачем всё это здесь.
Сергей Матвейчук
Я думаю, для искренне верующей части это возможность подкрепить авторитетом церкви свою увлеченность охотой, которую некоторые высокопоставленные иерархи РПЦ ставят под сомнение (http://ihunter.pro/posts/ohotnichya-etika/395), для кого-то - просто бизнес (http://shop-pobedinedug.ru/product/sobor-svyatyh-pokroviteley-ohotnikov-i-rybolovov-ikona-na-holste?yclid=5922000712019477247).
Иван Ларионов
Сергей Палыч, не сомневался что именно вы откликнитесь на данную публикацию, собственно этого и ждал. Хочу высказать некоторые мысли по этой теме. Вот смотрите: все наши потуги хоть что-то сдвинуть с мёртвой точки в деле реформирования охотничьей отрасли, да что там реформирования, хотя бы адекватного восприятия гражданами такой естественности как ЗАКОННАЯ ДОБЫЧА ЖИВОТНЫХ, непременно наталкивается на непримиримое противодействие про-зелёно-настроенных граждан. И что пугает, таких становится всё больше и больше. Градус неприятия "убийства всего живого" (почему-то экстраполированного именно на охотников), с каждым днём буквально в геометрической прогрессии, возрастает. Так вот это я к чему, вот эти попытки увязать "божественное" с повседневным, в плане естественности процессов причинения смерти существам, о которых в Библии предписано: "Пользуйтесь и распоряжайтесь" - запросто может послужить тем локомотивом который сможет вынести всех нас, хотя бы на низовом (бытовом) уровне, из чёртовой ямы глухого непонимания обывателями, простых истин что "причинение смерти животным, это НЕ ГРЕХ, а богоправедное действие". И то что веками служило на благо многих поколений, а именно охота (во всех проявлениях - что для пропитания, что для поднятия "боевого духа" как "зело добрая потеха") - вовсе не является чем то предосудительным. Другое дело что-бы эту идею поддержали и представители других конфессий, то бишь мусульманских, буддистких и некоторых других, но тут уж надо поработать. А так думаю- почему-бы нет?
Сергей Матвейчук
Иван Петрович, Вы, на моё восприятие, слишком много тем в одну собрали, попробую с конца распутать, как понял.
----------------------------------
1. Сомневаюсь, что религии (духовные практики) вроде буддизма можно к защите охоты подтянуть.
2. Обладание и владычествование человека над животными (и предписанный им после потопа страх и трепет перед человеком) – наша синодальная, переводная Библия. Есть немало публикаций, где доказывается, что оригинальные или, во всяком случае, древнейшие известные версии, не помню, на древнееврейском или арамейском, имеют в виду не царствование, а хозяйствование. Оценить серьезность этих публикаций не могу, РПЦ синодальная версия устраивает, и верующих православных тоже, но, по моим наблюдениям, чем мирянин воцерковленнее, тем вероятнее, что он Библию не читал вовсе. Для нерелигиозных Библия - не авторитет.
3. При этом православие отнюдь не считает, что "причинение смерти животным, это НЕ ГРЕХ, а богоправедное действие" (не знаю, откуда у Вас эта цитата; было бы так – не было б запрета на охоту священникам). Мне кажется, я привел убедительные документальные свидетельства того, что РПЦ (ее аппарат) считает приемлемой (и то лишь допустимой, но не праведной) только охоту для пропитания, при этом делая исключение для царей, князей и бояр (https://www.researchgate.net/publication/290998317_Moskovskij_patriarhat_i_ohota_Ugrozausie_pozicii_Moscow_Patriarchate_Russian_Orthodox_Church_and_Hunt_Threatening_Attitude_in_Russian_abstract_in_English). Свидетельств противоположного не видел.
4. Для защиты позиций охоты в обществе нужно влияние церкви на умы. Оно и было невелико, сейчас, похоже, ничтожно. В причины вдаваться не буду, но сами посудите: пару-тройку лет назад первых двух комментаторов здесь сразу бы заклевали как богохульцев и кощунников, а сейчас ни звука. Нынешние темно-зеленые антиохотники – городская молодежь, у которой ни единого царя в голове (Путин для них, как для моего поколения Брежнев – картинка в телевизоре), не то что Бога в сердце.
5. Реформировать охотничье дело может только государство, а у РПЦ нет никакого влияния на него. Чтобы иметь влияние, нужно хоть изредка оппонировать, а Патриарх абсолютно сервилен (https://www.youtube.com/watch?v=BiotTXX88Hc).
-----------------------------------
В общем, я не вижу в нынешней православной церкви какой-то силы, моральной или политической, способной и, тем более, желающей помочь рядовым охотникам. Не будет активно вредить – и то хорошо.
А авторы статьи, как я понимаю, скорее ряженые под верующих, чем верующие – дважды пишут об «освЕщении» иконы, явно не понимая смысла.
Денис Катаев
Ни кого не хочу обидеть, но как говорят – Нечего перед свиньями бисер метать. Другими словами - Напрасно говорить о чём-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен или не хочет ни понять, ни оценить это должным образом.
Сергей Матвейчук
Видите, Иван Петрович, как скромны сейчас прежде активные Хранители Бисера?
Иван Ларионов
Сергей Палыч, спасибо за развёрнутый ответ и доходчивое пояснение Вашей позиции. Для понимания происходящего уверен нам это необходимо. Мне очень интересно, например вот что - более 1000 лет быт народный,во всяком случае в Центральной России, был крайне сильно привязан к православному канону. Вся жизнь сплошь переплеталась с православными ценностями. Затем было 80 лет государственного безбожия. Хорошо это или плохо- другой вопрос, не будем касаться в этой теме. Собственно, если соотнести 1000 и 80, то в принципе наверное можно прийти к логическому заключению, что мы в историческом масштабе, присутствуем при окончании эпохи православия и крахе ею порождённых ценностей, и вероятно будем невольными участниками начала зарождения чего-то нового, ну скажем какого-нибудь мультикультурного социума. Но, где гарантия того что, это не временное блуждание как раз от потери системы координат(система ценностей что морально, а что нет) что собственно и произошло в начале прошлого столетия, и о чём многие уже задумались.Задумались о причинах возникновения тех ужасающих проявлений стяжательства, чёрствости и равнодушия в нашем социуме. На данный момент в нашей местности достаточно много Храмов уже восстановлено, причём большинство их за счёт пожертвований неравнодушных граждан. Это я говорю Вам определённо, и эти пожертвования вовсе НИКАК не связаны с теми "выкрутасами" предприимчивых "дельцов" от церкви о которых Вы здесь указывали. Это обычная "пена" как правило сопровождающая любые бурные процессы. Правда нельзя не заметить другую отрицательную динамику, по большей части на сельских поселениях - это закрытие школ и медпунктов. Но тут мне видится другая большая причина - тотальная урбанизация и массовое переселение граждан в города, этот процесс глобальный, но и он по-любому обратим, но на это нужно время, все процессы имеют инерцию, а уж такие масштабные, тем более. А вот дальше очень может быть, что граждане собравшиеся вернуться на землю, как и во все исторические эпохи, более охотно в первую очередь будут заселятся вокруг Храмовых комплексов, и вовсе не по причине красивого вида из окна. Человеку просто необходима духовная составляющая, без неё он прожить более менее осмысленно и передать в следующее поколение твёрдые жизненые устои, к сожалению не в состоянии. Вся наша действительность ныне просто вопиет об этом.Может быть конечно в нарождающейся новой эпохе, что-то и придумают в замен, не знаю, но во всяком случае то о чём пророчат нам фантасты в замен духовности, например в блокбастере "Матрица" - вот я бы лично на себе испытать не хотел.
Сергей Матвейчук
Религии - не единственный хранитель духовности. Фильм "Матрица", к слову, - почти целиком на библейских мотивах, это уже многими культурологами отмечено и разобрано (вот не лучший, но написанный православным протоиереем, разбор - http://cyberleninka.ru/article/n/hristianskiy-vzglyad-na-matritsu). Я за православие не беспокоюсь, РПЦ (центральный аппарат), конечно, ему сильно вредит, но убить не в состоянии. Краха морали и нравственности не наблюдаю, просто дураки и негодяи сейчас на коне (во власти и в телевизоре), они заметнее, а народ послабее, чем сто лет назад, лучших повыкосили. Жизнь пока по скату синусоиды, будет и подъем, молодежь только жалко - чем ниже мы сейчас скатимся (а уровень дна от нас немного, но зависит), тем труднее им будет выкарабкиваться.
НИК.ИВАНЫЧ
Это вы про раскол РПЦ с украинской церковью? Убью, ещё как убьют...куски разбрасывать легче, чем глыбы ворочать.
КСН
Скажите, как воспринимать организатора коллективных охот с таким вот статусом на охотничьем форуме:
Библия (Быт. IX, 1-3): «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (и обладайте ею); да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу».
А как понимать его ответ на все пожелания перед охотой на копытных:"А за нас скажу, что Бог сочтет нужным, то и добудем...!!!"
1 ответ
Сергей Матвейчук
У меня никакого особого восприятия не вызывает. Ну, цитирует человек великую книгу. Понятно, не приводит дальше "только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте", потому что в большинстве случаев мы добыче кровь не спускаем (не имеем возможности), но, раз он организатор коллективных охот на копытных, там это обычно возможно. Полагание на Божью волю мне кажется уместным, если это нацелено на подчеркивание неопределенности результатов охоты (которая и делает охоту охотой), а не на оправдание неумелости организатора. А Вас что тут цепляет? Может, я чего-то не уловил в вопросе.
Сергей Матвейчук
Сергей Матвейчук
РПЦ (центральный аппарат), конечно, ему сильно вредит, но убить не в состоянии.
Николай Григорьев
Это вы про раскол РПЦ с украинской церковью? Убью, ещё как убьют...куски разбрасывать легче, чем глыбы ворочать.
----------------------------------
Нет, я про это даже не думал, тем более, что, насколько понимаю, как раз в этом расколе, как и вообще в отношениях с Украиной Московский патриархат очень приличную позицию занимал (у него, кажется, чуть ли не половина приходов/прихожан - украинские).
Я имел в виду часы, нанопыль и прочие развлечения Патриарха, отсутствие реакции на пьяных священников, сбивающих на джипах мирян, и т.п., вроде отказа от участия в последнем Соборе.
1 ответ
НИК.ИВАНЫЧ
Да, этого у него не отнять...видать думает, что бог ему простит :-)))