До недавнего времени датой основания своего общества мы считали 25 августа 1945 года. В архиве сохранилось Постановление Совета народных депутатов о создании Подольского общества охотников и рыболовов для упорядочения охоты и регистрации охотничьего оружия.
Но неожиданная находка заставила пересмотреть даты основания нашего общества.
Одним нашим охотником в старинных документах деда был обнаружен охотничий билет, который может претендовать на роль одного из самых старых, сохранившихся до нынешнего времен
Речь идет о билете, выданном в 1912 году Правлением Подольского Общества любителей правильной ружейной охоты.
Такие слова, как «Правление», «Общество», «Общее Очередное Собрание», в найденном документе напечатаны везде только с большой буквы, что подчеркивает значимость охотничьей организации и самой охоты в жизни наших предшественников.
Сам билет представляет собой объемистую книжицу, содержащую всю самую необходимую информацию о внутреннем распорядке общества, правилах проведения охот и т.д.
Внутренний распорядок общества был выработан и утвержден согласно постановлению первого Общего Очередного Собрания 12 февраля 1912 года в г. Подольск Московской губернии. Благодаря этому бесценному документу мы узнали, что 12 февраля 2012 года Подольское общество охотников и рыболовов будет отмечать свой 100-летний юбилей.
Начинается охотничий билет заповедями охотника.
Заповеди охотника
1. До указанного времени охоту не начинать.
2. Не делать другому того, что тебе самому неприятно.
3. На охоте не забегать вперед товарищу.
4. Не отнимать у товарища подстреленной дичи.
5. На большое расстояние не стрелять, а стрелять только на верный выстрел.
6. Не стрелять в табун птиц, чтобы не калечить дичь.
7. Не стыдиться промаха.
8. Ружье содержать в чистоте и исправности.
9. Собаку любить, но не баловать. Никогда не бить ногами и не дергать за уши, а наказывать только за дело и лишь хлыстиком. При дрессировке и натаске не утомлять.
10. На охоте не злоупотреблять «каплями, что выгоняют глухоту из ног«, ибо надо помнить, что в руках ружье, а это не шутка, а смерть.
Правилами внутреннего распорядка были установлены следующие, на наш взгляд, самые интересные, моменты, которые мы процитируем.
«Гг. члены Общества обязаны строго выполнять законы и правила об охоте, устав и внутренний распорядок Общества, а равно и все распоряжения, что будут в течении года исходить от Правления Общества, и отговариваться незнанием таковых гг. члены не могут. Причем за каждое нарушение охотник будет караться денежным штрафом от 1 до 5 рублей (смотря по проступку) по усмотрению Правления...» (Для тех времен очень большие деньги. – Прим. авт.)
«Каждый член Общества должен в течение года вести дневник охотника (запись) и результат таковых сообщать письменно Правлению в конце года, с указанием, в каких угодах (именно угодах. – Прим. авт.) Общества что было охотником взято, и что он встречал из дичи и зверя. Эти сведения нужны Правлению для статистики отчета».
Читайте материал "Пояснительная записка к «Уряднику сокольничья пути"
«Во время производства охоты члены Общества обязаны иметь при себе как охотничье свидетельство от полиции, так и именной членский билет от Правления, и таковые, по первому их требованию, предъявлять как сторожам, так и всем членам Общества для их проверки. Таковая обязанность вменяется каждому члену Общества, чтобы проверять билеты друг у друга, как мера для окончательного уничтожения браконьерства. Без свидетельства и билета охота в угодах Общества воспрещается вовсе, и никаких отговорок быть не может».
Благодаря найденному документу мы узнали имя первого председателя Общества и Правления – Николая Николаевича Зубкова.
Устроено Общество было следующим образом:
- Председатель Правления
- Товарищ Председателя ( Т.е. заместитель. – Прим. авт.)
- Члены Правления – 3 человека
- Казначей
- Кандидат казначея
- Секретарь
- Кандидат секретаря
- Члены Ревизионной Комиссии
- Кандидаты – 3 человека
Угодья Подольского района были закреплены за тремя пользователями: Подольским Обществом любителей правильной ружейной охоты, Московским кружком охотников и Его Сиятельством князем С.М.Голицыным.
В закрепленных за каждым пользователем «угодах» порядок проведения охот устанавливался самим пользователем без нарушения общепринятых в Российской Империи правил охоты.
Угодья Общества были поделены и закреплены за районными старостами (членами Общества. – Прим. авт.). В обязанности старост входило следить за тем, чтобы закрепленные угодья «охранялись от браконьеров, а равно строго следить за теми лицами, что раскидывают отраву, становят капканы, силки, тенета, петли, или просто уничтожают дичь с помощью собак...», а также «в конце года давать свои заключения и наблюдения об увеличении или сокращении дичи в районе и прочие сведения».
Далее в документе были напечатаны основные циклы жизни обитающих в Подольском районе зверей и птиц по месяцам года – с января по декабрь.
Например, январь:
Звери.
«Медведь. Лежит в берлоге и в конце месяца мечет молодых. Охота на берлоге и облавой.
Волк. Течка. Кочует в мелколесье, а при крепком снеге в поле. Охота с поросенком, на приваду и нагоном.
Лисица. При крепком снеге в поле или на опушке мелколесья. Охота объездом и на приваду.
Барсук. Лежит в норе.
Хорек. Держится около жилья.
Лось. Держится у болот и речек в осиннике. Молодые самцы бросают рога.
Заяц. Русаки близ жилья. Беляки держатся мелколесья и осинника. Охота по пороше с гончими и на манку» (Способ охоты, скорее всего, из засидки на порубочных остатках деревьев. – Прим. авт.).
Читайте материал "Разбираем уставы охотничьих обществ России"
Упоминаний о лидере нынешних копытных животных Подольского района – кабане, мы не нашли ни в документах 1912 года, ни в имеющихся документах 1929–1931 гг., из чего можно сделать вывод о полном отсутствии данного вида на то время. Позже полностью исчезли обитавшие на территории района медведь и волк.
Птицы.
«Глухарь. Держится в чаще коло речек. Охота с подъезда.
Тетерев. Держится в чаще. Охота из укрытий.
Белая куропатка. В чаще и зарослях болота.
Серая куропатка. Стадами около полей, где есть кормежка.
Рябчик. В чаще».
И так далее по месяцам, до декабря включительно. Из обитавших в то время вышеперечисленных птиц – глухарь, тетерев, серая куропатка в нынешнее время на территории района встречаются в единичных экземплярах. Численность рябчика находится ниже промыслового уровня. Белая куропатка не встречается вообще.
Заканчивается билет таблицей сроков охоты. Никаких отдельных приказов и указов, как в нынешнее время, не было. Просто подходило время открытия охоты, и Правление Общества разрешало проводить ее в своих «угодах».
По годам, исходя из обстановки и докладов охотников, старост и сторожей, охота на тот или иной вид ограничивалась Правлением или не открывалась вовсе. Так «в течении всего 1912 года строго воспрещалось стрелять в угодах Общества матерых тетерок и глухарок, а равно и певчих птиц (кроме хищных), а молодых тетерок и глухарок воспрещалось стрелять с 15 сентября, которые с этого числа признаются матерыми и которых охотнику легко отличить от чернышей-петушков».
- Самок и телят лосей, оленей и диких коз запрещалось стрелять круглый год при любых охотах.
- Самцов лосей разрешалось стрелять с 15 августа до 31 декабря.
- Самцов оленей разрешалось стрелять с 15 июля до 31 декабря.
- Самцов диких коз (козуль) разрешалось стрелять с 1 июля до 31 декабря, а также с 1 по 28 февраля. Январь месяц для охоты был закрыт.
- Зайцев – с 1 сентября по 31января.
- Хищных зверей, бродячих собак, кошек, сусликов и белок разрешалось отстреливать в течение всего года.
- Водоплавающую, полевую, болотную дичь разрешалось отстреливать с Петрова дня.
- Боровую дичь разрешалось отстреливать с 1 августа.
Изучив данный документ, можно сделать очень интересные выводы. Охотники относились к природе очень бережно, были с ней «на Вы». Нигде не встретишь так широко распространенного ныне среди охотников слова «убил», а есть только «отстрелял», «добыл».
Прежние охотники не считали себя убийцами, они были добытчиками. Случайных людей в Общество не принимали, дорога хапугам, рвачам и отморозкам в охотничье братство была заказана.
Охраной охотничьих угодий занимались всем миром – и сами члены Общества, и старосты, и сторожа (егеря). Если касалось грубых нарушений, то дело передавалось в полицию или в суд, где нарушителей наказывали очень строго, в основном большими денежными штрафами.
Инструкция сторожа предписывала ему следующие полномочия в закрепленных за ним «угодах»:
«Сторож обязан помнить, что всякое хождение по чужим угодам, вне дорог с ружьем или с какими-либо снарядами для ловли дичи и зверя признаются законом за производство охоты, следовательно, всякий, замеченный сторожем в угодах вне дороги, посторонний охотник (не член Общества) – есть браконьер, а такой охотник не может оправдываться тем, что ружье его не заряжено, что он не стрелял и дичи не убивал, и что при нем нет собаки, что он проходил через угодья по пути в другое место (этому не верить).
В случае поимки браконьера или члена, который сделал нарушение, сторож обязан немедленно уведомить о том Правление с указанием имени и местожительства браконьера или нарушителя. Причем, если виновный будет обвинен по суду, то сторож, кроме возмещения своих расходов (путевых и порционных) получает от Правления денежную награду в размере 2 рублей за каждого браконьера или нарушителя отдельно».
Вот такая была раньше охота, такие правила. Хочется верить, что все-таки наступит время, когда нынешнее охотничье хозяйство России перестанут заставлять тупо копировать западные образцы, а чиновники и лоббисты от охоты обратят свое внимание на вековые традиции нашей исконно русской охоты.
Тогда, может быть, охотники будут и егеря в лесу уважать, и охотничьими угодьями распоряжаться будут сами, являясь членами Обществ любителей правильной русской ружейной охоты.
Комментарии (1)
Александр Пушкин
Спасибо автору и всем причастным! Очень ценный материал для истории общественного охотничьего движения России и изучения охотхозяйственной терминологии ("угоды" - "угодья").