В условиях почти круглогодичного дефицита влаги толай предпочитает держаться на участках хотя бы с минимальным количеством растений.
Незначительные понижения и ложбины, окраина такыров, мелкие долинки между буграми в глинисто-песчаной степи — вот излюбленные стации зайца в безводных районах.
В других областях он освоил и другие биотопы.
В пойменной части рек толай обитает на сухих участках, часто на задернованных галечниках с малочисленными кустами лоха, тамарикса и облепихи.
Там, откуда ушла река или где вода бывает только в зимне-весенний период, толай живет на песчаных или галечных отложениях с сохранившимися куртинами тростника, осоки, кендыря, парнолистника...
Попадается он на глаза и в районах с небольшим числом населения, рядом с кишлаками на бросовых землях, по редким зарослям дикоросов вдоль каналов, арыков, коллекторов.
Садовые площади зайцем используются редко. Предпочтение отдается молодым насаждениям в возрасте до 5–7 лет. Старые посадки обживаются в том случае, если они разрежены и имеют дополнение в виде кустов или прикорневой поросли.
Благоприятную среду обитания толай находит в предгорных районах республики. Несмотря на сильную пищевую конкуренцию с многочисленными стадами овец и коз, он умудряется выжить как на пологих богарных землях, так и на адырной площади, имеющей значительную изрезанность оврагами и соями.
Природные образования, названные последними, интересны как среда обитания многих животных, начиная от насекомых и кончая млекопитающими.
Эти каньоны, большую часть года сухие, довольно широкие и протяженные, с песчано-глинистым или щебеночно-песчаным ложем, как правило, имеют травянистую и кустарниковую растительность в виде одиночных или растущих группой янтака, полыни, гармалы, каперсов, кустовидного вьюнка, а кое-где и тамарикса, миндаля, тростника, селитрянок.
В настоящее время нет точных данных о плотности толая в различных природных зонах Самаркандской области.
Но опросы охотников позволяют с большой долей достоверности говорить о землях, примыкающих к горам, как о типичных для обитания этого зверька.
В семидесятые годы прошлого века на десятикилометровом маршруте по предгорьям Зеравшанского хребта в осенне-зимний период удавалось поднять от 5 до 10 особей зайца.
В те же годы, принимая участие в учете толая на территориях охотничьих хозяйств, автор отмечал стабильную численность зайцев на степных участках, примыкающих к побережью Айдаркуля (2,5–3,0 особи на квадратный километр), и в посадках фисташки по берегам Каттакурганского водохранилища (3,0–3,5 особи на квадратный километр) в осенний период.
Обитает длинноухий грызун и в горах. В ряде районов Центральной Азии он встречается до отметки 4000 метров над уровнем моря.
В пределах Самаркандской области не поднимается выше 1500–1800 метров, что обусловлено физико-географическими особенностями местности. На Нуратинском, Туркестанском и Зеравшанском хребтах горы, как правило, представлены каменистыми гребнями и скалами, не отвечающими биологии вида.
Стации толая здесь — пологие склоны, где наибольший уклон может составлять 40°.
Отвечают запросам грызуна и участки без значительного скопления камней, но обязательно с редкой кустарниковой растительностью.
В какой бы природной зоне не обитал заяц, его жизнедеятельность привязана к кустарниково-древесным сообществам.
Именно поэтому в среднеазиатских горных ландшафтах толай наиболее многочислен в можжевеловом редколесье, где может иметь численность до 5,5 особи на квадратный километр.
Травянистая растительность занимает в питании зайца не основное место, ее доля то увеличивается, то снижается в разное время года.
Максимальное потребление мягких кормов приходится на весенне-летнее время. Из растительного многообразия толай охотно поедает ростки злаковых, маревых, крестоцветных.
Там, где выбор травянистых растений ограничен природными факторами или стравлен скотом, зверек довольствуется веточками термопсисов, полыней, солянок.
Основная пищевая специализация зайца основана на питании древесными и кустарниковыми породами. Во все времена года это кора и мелкие побеги саксаулов, миндалей, пузырников, алычи, боярышников, можжевельников и т.д.
Повсеместно толай поедает прикорневые побеги ивовых и тополевых, которые при неблагоприятных абиотических факторах или под воздействием человека формируют растение в виде куста.
В местах выхода урочищ в предгорья заяц держится в редких зарослях тамарикса-гребенчука, который также использует в пищу.
В горных районах стации кормежки и дневки толая всегда расположены рядом или же перекрывают друг друга.
В меньшей степени это относится к долинным территориям. На выбор лежки значительное влияние оказывают погодные факторы. Жизнь под диктовку метеоусловий у грызуна начинается с декабря и продолжается до марта.
Осадки в Узбекистан поступают с западными ветрами, приносящими из Атлантического океана и Средиземноморья дождь, снег.
Движение больших воздушных масс накрывает обширные территории и продолжается от нескольких дней до недели. Более длительное воздействие атмосферного фронта на регион бывает крайне редко.
Максимальное выпадение осадков происходит по горным районам. После ливней или снегопада наступает время стабилизации, когда устанавливается солнечная погода.
Тогда и начинается местное формирование метеоусловий. Соседство обширных степей, пустынь и горных систем создает выраженную суточную смену ветров.
В бассейне реки Зеравшан это проявляется в следующем. В утренние часы ночной ток воздуха с востока, с гор, после некоторого затишья сменяется на устойчивый дневной, с запада.
Восходящие воздушные потоки с равнин слабеют в вечерние часы и ближе к полуночи сменяются на нисходящие с гор. При ясной погоде снег в долинах долго не лежит. Иное дело горы.
Если степные участки обитания толая освобождаются от снежного покрова в течение двух — четырех дней, то на горных склонах таяние растягивается на недели.
Первыми освобождаются от снега предгорья, а далее даже незначительное повышение дневных температур в долине вызывает каждодневное смещение снеговой линии выше и выше к вершинам.
Движение снежного покрова по вертикали вынуждает толая периодически менять места кормежек и дневок. Постоянно придерживаясь района обитания, заяц в зимне-весеннее время предпочитает юго-западные, южные и юго-восточные склоны урочищ и саев, то есть тех участков, где снег исчезает скорее.
Охотно грызун ложится на дневку в местах произрастания миндаля. Как правило, куст не превышает высоты одного метра, хотя попадаются колючие экземпляры высотой до двух метров.
Миндаль с успехом растет как на песчаных и глинистых, так и на каменистых почвах. Для толая он ценен не только как кормовой объект, но и как растение, обеспечивающее защиту и укрытие в любое время года.
Устраивает заяц лежку и рядом с камнями, в нишах, промоинах и углублениях, вызванных ветровой и водной эрозией.
В степи зверек использует для укрытия ямки рядом с кустиками якорцов, адераспана или же подветренную сторону компактно растущих астрагалов, солянок, а также скопление полынных зарослей.
На богарных землях, освоенных человеком, толай устраивает лежку на пахоте, по окраинам полей, за крупными отвалами земли.
Днюет он в верховьях мелких оврагов, нередко под краем осыпавшейся кромки или в ложбине, поросшей кустиками каперсов и янтака.
СПОСОБЫ ОХОТЫ НА ТОЛАЯ
Охота на зверька из укрытия почти не применяется. В Самаркандской области этим способом добычи пользуется едва ли десяток охотников.
Засада устраивается рядом с мостами, где толаи имеют обыкновение переходить с одного берега коллектора или канала на другой.
Результативнее охота в вечерние часы, перед наступлением плотных сумерек, и ночью в полнолунную неделю.
НАГОНОМ
Этим способом охотятся как по черной, так и по белой тропе, но чаще до выпадения снега.
Цепь загонщиков от трех до шести и более человек направляет поднятых зверьков на линию стрелков, число которых может быть от одного до трех-четырех.
Практикуется в тех районах, где зайца достаточно и где грызуны придерживаются определенных стаций.
Примером такой охоты может служить нагон в посадках фисташки вдоль берегов Каттакурганского водохранилища.
Зеленое ожерелье искусственного водоема протяженностью порядка 20 километров при ширине от 50 до 100 метров — излюбленное место дневки толая.
Выставив стрелков на участке, где открытые места оказываются под контролем, загонщики идут по междурядьям древесных насаждений, поднимая притаившегося зверька.
Подобные нагоны делают и на площадях с кустарниками, тростником, рогозом на побережье Айдаркуля.
Схема проведения охоты такова. Выбирается большой полуостров площадью три — пять гектаров, на котором вероятнее всего может находиться на дневке заяц.
Загонщики, стараясь не шуметь, заходят на полуостров след в след, до крайнего участка суши, где организованно становятся в цепь.
Стрелки располагаются на участке примыкания полуострова к материку.
В условиях большой изрезанности береговой линии провести несколько загонов в светлое время суток не составляет труда.
Часто поднимают и стреляют зайца в горах попутно — при групповой охоте на каменную куропатку маршрутным методом. Именно таким способом здесь добывается половина отстреливаемых за сезон зверьков. Собаки при охоте на зайца в республике не используются.
Стародавняя охота на зайца-песчаника с помощью борзых собак, имевшая место в степных и пустынных районах, ушла в прошлое, так же как и охота с ловчими птицами.
Из бесед с охотниками я узнал, что около 50% взятых за сезон зверьков (а по Самаркандской области это 200–300 голов) — результат случайной встречи с ними в угодьях.
В республике немало опытных любителей охоты на зайца. Даже в период полного отсутствия снега эти знатоки образа жизни толая способны в приличных угодьях поднять и взять двух зверьков по суточной норме отстрела.
В России по условиям черной тропы это способ стрельбы перелинявшего зайца путем заблаговременного обнаружения его на лежке. В Узбекистане похожая охота проводится до выпадения снега, а также по снегу в излюбленных местах обитания толая.
Цвет шкурки грызуна не имеет определяющего значения, и успех сопутствует тем охотникам, которые могут как можно точнее определить место его дневки.
Охота по чернотропу начинается с октября и в иные бесснежные зимы продолжается до января.
Но, конечно, каждый уважающий себя любитель погонять зайцев с нетерпением и надеждой ждет пороши.
При ее появлении охота с подхода смыкается с искусством тропления, когда дню-ющего зверька, найденного по следам после кормежки, засекают на лежке глазами, что бывает редко. На снегу, шедшему всю ночь, заяц оставляет короткий след, весьма ценимый охотниками.
Длинный след толай делает, если дневной снег закончился вечером или к половине ночи. В этом случае следы жировавших зверьков и ходы к местам дневки бывают так запутаны, что знатоки тропления разводят руками.
Обычно сложности в распутывании следов появляются тогда, когда снежный покров после снегопада ложится неодинаково на площади обитания зайца (так называемая пестрая тропа) или же на участках с частичным сходом снега.
В отличие от северных сородичей — русака и беляка, толай, сменяя летнюю одежку на зимнюю, не обеспечивает себе безопасности на снегу
. Серовато-желтый летом, с коричневой полосой на спинке, зимой зверек одет в шкурку светло-серых тонов, у него белое брюхо и коричневато-серая полоска на спине.
Понятно, что зимой для маскировки на лежке заяц старается выбирать оттаявшие поверхности почвы.
Стронутый с дневки толай, как и его длинноухие родственники, немного походив по окрестностям, возвращается в район отдыха.
Дистанция и маршрут такого хода зверька могут быть разными. На это влияют рельеф территории обитания, испуг животного, его физиологическое состояние, а также погодный фактор.
Результаты тропления выше, когда в них участвуют два охотника. Пока один распутывает кружево заячьих следов, другой, готовый к выстрелу, контролирует дальние участки по обе стороны от следа.
У осторожного зайца подъем с лежки чаще происходит, когда расстояние до преследующих его людей составляет от 20 до 35 метров.
Но случаются и курьезы, когда грызун лежит «до последнего», наблюдая приближающихся охотников, и выскакивает из укрытия буквально в пяти метрах от них.
По белой тропе возможна охота, когда один стрелок остается в подходящем месте у покинутой дневки, а второй, выполняя роль гончей, неспешно преследует поднятого толая.
Понаблюдав за напарником и определив, куда отправился заяц, стрелок выбирает место засады у камней, кустов, у дерева или в овражке и терпеливо ждет.
Процесс от начала преследования до завершающего выстрела занимает от тридцати минут до полутора часов и зависит от рельефа местности, толщины снежного покрова, физического состояния поднятого животного.
Этот способ охоты результативнее всего в предгорных и горных стациях обитания зайца, так как в подобных местах снег сохраняется дольше, а участки, где постоянно находится зверек, невелики по площади.
Успех сопутствует опытным в распутывании следов охотникам, хорошо знающим местность.
Кроме этого, зайчатник должен иметь хорошее здоровье, так как белая тропа и сложный рельеф предполагают повышенные нагрузки на организм человека.
Зимняя экипировка охотника на толая — это безрукавка или куртка, надетые на легкий свитер, шерстяные брюки и короткие резиновые сапоги, которые можно заменить кирзовыми или армейскими ботинками.
Некоторые охотники используют белый халат с капюшоном, что, конечно, облегчает подход к заячьей лежке на приемлемое для выстрела расстояние.
Меховые шапки для ходовых охот не подходят. В качестве головного убора повсеместно используются вязанные шерстяные облегающие шапочки неярких тонов.
ОРУЖИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ
Для стрельбы толая применяют ружья с различными характеристиками боя. Но предпочтительнее кучно бьющие стволы.
Появление цели на дистанции далее двадцати метров не оставляет времени на раздумья, поэтому для верных выстрелов правый ствол используют под патрон с дробью № 4, левый — под патрон с дробью № 3. Хороший результат дает применение дроби № 5 и № 4 в контейнерах.
При ходовой охоте на толая много патронов не берут. На световой день хватает шести — восьми штук. Особенно тяжело носить в горах полный патронташ.
Чтобы в момент выстрела не случилась осечка, а также для исключения некачественного боя, латунные гильзы старого снаряжения или с разбитой наковаленкой под «Центробой» стараются не использовать.
Опытные охотники для стрельбы толая готовят патроны в папковых или пластмассовых гильзах с капсюлем «Жевело».
Живущий в течение года обособленно, толай на короткий срок размножения собирается группами по несколько голов на сравнительно небольшой территории.
Это могут быть как верховья неглубоких оврагов в степных районах, так и редкая, низкорослая полоса деревьев и кустарников в предгорной зоне или пологий распадок с валунами на водоразделе между саями в горах.
Автору доводилось в феврале поднимать в таких стациях по четыре — шесть зверьков с одного гектара угодий. Зайчата, появившиеся после зимнего гона, наблюдаются уже в конце марта — начале апреля.
Часть из них становится добычей наземных и крупных пернатых хищников во время весенней миграции последних на места гнездовий.
Аналогичный естественный отбор наблюдается и в осеннем поколении длинноухих зверьков.
Существенное давление толай испытывает от браконьерства, особенно с использованием транспортных средств в ночное время на равнинных и предгорных участках.
Снижению численности зайца способствуют время от времени возникающие эпизоотии среди грызунов.
Охотникам Самаркандской области памятна вспышка туляремии в 1990–1992 годах, приведшая почти к полному исчезновению толая по степным и предгорным участкам Зеравшанской долины.
Восстановление численности длинноухих грызунов произошло только по истечении пяти — шести лет.
У бывалых зайчатников добыча 8–10 зверьков за сезон становится нормой.
Комментарии (1)
Пользователь удалён
До чего же актуальная и своевременная тема для Российских охотников!