Давно уже я мечтал попасть на настоящий непуганый тетеревиный ток, который позволил бы мне полностью насладиться баталиями иссиня-чёрных петухов. Ещё очень хотелось отвести на ток сына, чтобы он в раннем возрасте смог прикоснуться к этой прекрасной частичке весенней поры.
В радиусе 300 километров от Петербурга попасть на хороший ток уже проблема. Откровенно, я и сам уже довольно давно не был на хорошем току. Хотелось услышать, как одновременно гудят штук пятнадцать косачей. При этом я охочусь с фотоаппаратом и должен сказать, что взять тетерева из объектива в уже светлое время утра намного труднее, чем из ружья. Такая охота намного гуманнее и поэтому для меня важнее и увлекательней ружейной.
Я имел беседу с приятелем одноклубником, который предложил мне воспользоваться своей избушкой, построенной в лесу много лет назад и недалеко от которой располагался прекрасный непуганый тетеревиный ток. С позволения Виктора размещаю в отчёте его фотографию, а также фото избушки.
Перед наступлением весенних праздников терпеть уже не было сил – каждый день мне казалось, что я уже там, на краю леса слушаю бормотанье и чуфырканье косачей. Наконец наступила долгожданная пора праздников. Заранее собравшись, и проверив список всего необходимого, выдвигаемся в сторону нашего будущего жилища. Путь на автомобиле занял 10 часов со всеми остановками, заправками и отдыхом.
Место оказалось на редкость уютным. Единственной неприятностью для нас был шквалистый ветер, который трепал наши волосы, кусты и деревья.
Вкусно поужинав, располагаемся на ночлег, предварительно растопив избушку до 45 градусов.
К самому вечеру ветер понемногу затих и озеро раскрылось перед нами во всей красе, покрывшись багровым закатом.
Ночью спать было неспокойно – новое место, предвкушение тока. Но что это? К тишине леса добавляется еще один знакомый элемент, доносящийся со стороны озера. Выхожу наружу. Ну точно, это одинокий куропач ворчит на льду неподалёку, а вот еще один забормотал где-то в стороне на болоте.
Три часа ночи. Я утомлён и разбит. Хочется уйти отсыпаться, но внутренний инстинкт не даёт мне уснуть. Бужу сына, наскоро позавтракав, выходим под звуки пробуждающегося болота. На другой стороне озера на льду вытанцовывает одинокий тетерев, исполняя па-де-де, вперемежку с чуфырканьем и бормотаньем.
Но нам надо идти вперёд – ещё много всего нужно успеть – найти ток, подремонтировать шалаш и устроить его под фотообъектив, выспаться и отдохнуть. Огибаем край озера, выходим на болото, после него выползаем на небольшой вытянутый островок леса посреди тягучей жижи.
А болото гудит. За недалеким островком слышно бормотанье и шум крыльев, громкое чуфырканье. Сначала мы идем, не таясь, слушая приближающееся с каждым шагом токование. Вот мы уже в лесочке на островке, до певунов метров двести.
Осторожно поднимаемся на вершину холмика и выгладываем сквозь кусты. Ток открывается перед нами во всей красе. Между петухами проходят ожесточённые схватки.
Мы насчитали 16 петухов и 4 копалух.
Главное – получена информация, в какой стороне от старого шалаша токуют птицы - строго на запад. Вот в этой части и будем закреплять защитную ткань и укреплять стены для того, чтобы поставить на поперечину тяжёлую оптику (в сборе с камерой 5.6 кг).
Полюбовавшись вдоволь прекрасной картиной, отправляемся домой к избе.
Вернувшись к избе, мы располагаемся на отдых, но тут в гости из соседней (12 км) избушки приходит Виктор с двумя прекрасными спутницами – верной подругой жизни Мариной и чёрной лаечкой. Спать так и не пришлось – выпили, закусили, как это водится в таких случаях. После разговоров, оставив Славку помогать Марине, выходим с Виктором на болото ремонтировать шалаш. Мне спокойней на душе – со мной бывалый профессионал – охотник, советы и опыт которого помогут сделать всё, как надо.
Виктор. Одноклубник из Питерского Охотника.
Это фотография Виктора Ayno, хозяина избушки, который открыл для себя эти места ещё в далёкие 90-е.
К слову, Виктор повёл меня более длинной дорогой в обход болота, но по пути мы нарубили нужное количество лапника для скрадка, который после уже связали в охапки и волочили за собой на веревках.
Старый шалаш мы разобрали, оставив только 4 воткнутые палки по периметру, да одну поперечину. Верх оставили открытым – он не нужен, да и сверху я буду защищен специальной сетчатой бесшумной накидкой с паранджой цвета хаки. После, с помощью скотча и больших старых бревен закрепили загодя купленную в снаряжении материю защитного цвета по периметру с трёх сторон, обращённых к току, оставив неприкрытым только вход.
Главное – натянуть материю так, чтобы даже при порывах ветра она не трепыхалась бы, распугивая ток. Сильный шквалистый ветер в этот день только помогал нам на деле проверить свойства материи. После, прикрыли всё лапником.
И вот шалаш готов.
Примериваюсь под фотоаппарат.
Вроде бы нормально. Объектив спокойно пролезает в удобную бойницу, покрывая видооискателем самое токовище.
Можно идти назад.
Спать мне пришлось недолго, в 2:00 нужно было выдвигаться на ток. Над озером рассеивалось небо, предвещая удачу.
Блестели уже неясные звёзды. К 3:00 мы с сыном сели в шалаш и стали слушать звуки болота. Невдалеке забормотала куропатка, забулькали кулички. В 3:30 стали слетаться тетерева. Мы замерли. Один за другим птицы слетались на ток. В 3:40 раздалось нежное переливчатое бульканье токовика. Но внезапно оно прерывалось, как будто кто-то неудачно хотел завести небольшой моторчик вручную.
И вдруг, после очередной попытки бульканье вдруг перешло в нежную незамысловатую мелодию из 4 тактов. То там, то здесь раздается оглушительное «чуффиш-ш», тут же сдублированное со всех сторон. Ток загудел, забормотали петухи, как будто бы управляемые палочкой невидимого дирижёра. Раздались удары и хлопанье крыльев. Мы сидим, пригнув головы, дожидаясь нужного света. Вскоре замелькали в темноте ослепительно белые подхвостья. Осторожно делаю в 4:00 пробный снимок на ISO 3200 – рано. Но вскоре в объектив уже стали видны красные брови косачей.
Самые сильные баталии происходили в ещё несветлое время суток, поэтому заранее прошу прощения за смазанные фотографии. Но они передают атмосферу боя, который вспыхивал то там, то тут.
Наконец, на току стало совсем светло. Появились дамы, ради которых, собственно, всё и устраивалось косачами.
Петухи бросили драки, часть из них стала озабоченно ползать за копалухами, расправив крылья и самозабвенно бормоча, остальные лишь шипели и подпрыгивали на месте, показывая всем своим видом боевое настроение.
Нужно было видеть, с каким безразличием девушки смотрели на происходящее вокруг них. Они чистили перья, отворачивали головы, прогуливались в стороне и делали вид, что всё происходящее их не касается.
Одному драчуну сильно досталось по затылку. На его голове отчётливо отметилась проплешина:
Но вот ток стал постепенно утихать. Петухи сложили свои роскошные ослепительно-белые подхвостья и улетели в лес. Часть из них улетела с подругами, а часть - в одиночестве.
Хочу добавить, что с собой на ток мы взяли ружьё - Славка очень хотел добыть одного косача. Когда под гул тока я шёпотом задал ему вопрос, показав на ружьё, он отрицательно покачал головой и отказался. Как он сказал потом, ему стало жалко стрелять этих прекрасных ярких птиц.
Когда мы возвращались домой, в моей голове беспрерывно звучала прекрасная и грустная мелодия Перселла "Ground" из фильма "Продаётся медвежья шкура" и гул тетеревиного тока.
Май 2012г
Комментарии (15)
Михаил Сёмин
Спасибо Вам за материал. Замечательные фотографии!
Подскажите по технической стороне вопроса: какой фотоаппарат, объектив, общие рекомендации по съемке в сумерках?
3 ответа
Даниил Карпиченко
Рекомендации простые - хороший шалаш, непуганый ток, открытое (с точки зрения растительности) место.
Для съёмки желательна камера-зеркалка с бесшумным режимом (S), в том числе и серийная бесшумная функция. Оптика не менее 400 мм, со светосилой 4.
Михаил Сёмин
Можно ли достигнуть чего-либо вменяемого с Nicon d80 с объективом Nikkor 18-135? Вы пишите про 400, что посоветуете из бюджетных? Штатив имеется, а вот опыта съемок при слабом освещении - полный ноль...
Даниил Карпиченко
135 мм - сложно сказать. Ещё очень важна светосила.
И сама дислокация - расстояние до токовища, освещённость.
Оптимально фотографировать со светосилой не менее 4, 5.6 уже сложнее.
НИК.ИВАНЫЧ
Когда был пацаном, всё это было обыденно...а сейчас я далёк от этого, поэтому БАЛДЮ ! Спасибо, с уважением !
Алекс Никандров
Огромная благодарность, прекрасные фото, спасибо энтузиасту.
Николай Роговский
Однако Красиво только не говорите никому где это место....................
НИК.ИВАНЫЧ
Ага, Мюллер тоже так говорил Штирлицу: " Вы никому не рассказывайте, а мне можно..."
Сергей Сорокин
Для Карелии, где, как я понял, это происходило, ток очень бедный, видимо давно там ребята пришлые орудуют, да еще с малокалиберными стволами. В Карелии есть ещё места, где на току по 40-80 петухов, слава Богу не добрались туда "одноклубники". Но при современной технике и оружии это дело поправимое. А автор молодец, если все так и было.
1 ответ
Даниил Карпиченко
Все так и было. Не все одноклубники стреляют на весеннем току, слава Богу. Так что, не надо обобщать.
Игорь Железников
Просто ЗДОРОВО! Чик-чик и ракурс в точку. И пацан молодец, правильные выводы делает, редка стала птица эта, пускай живет, растет и размножается.
Борис Лапутько
ОТЛИЧНО! В лучших традициях настоящих охотников-натуралистов!
Вячеслав Тихомиров
А есть ли возможность заполучить эти фотографии в полном размере?
2 ответа
Михаил Сёмин
Автор сейчас на Кольском... Занимается фотоохотой. Как прибудет в конце сентября, спрОсите у него. А фотки - действительно интересные...
Даниил Карпиченко
Безусловно.
Только если для личного использования.