Изображение Охотники из Юты
Изображение Охотники из Юты

Охотники из Юты

Их было двое. Обычные американцы. Охотники на лосей. Один высокий, здоровенный мужик, очень спокойный. Явный флегматик с типично английским именем или фамилией — Скотт. Светловолосый, даже как бы чуть-чуть с рыжинкой; почему-то он показался мне ирландцем. На этот вопрос со своим «но спик инглиш» я и пытался получить ответ на свое предположение.

Выручил переводчик. Я узнал, что его прародители выходцы из Германии. Однако на «шпрехен зи дойч» последовало достаточно четкое − «но». Нет так нет. Другой — Кёрк, врач, хирург, но тоже охотник. Не в пример нашим медикам — видимо, не бедствует, коль позволил себе прилететь из-за океана, чтобы, на мой взгляд, за сумасшедшие деньги добыть лося. Меня поразили требования охотников к самому процессу добычи зверя.

Перед организаторами была поставлена задача — при вылете в угодья показать охотникам зверей. Затем высадить где-либо у избушки или с палаткой, дать проводника — знатока этой местности, а охота, отстрел — это уж их дело. Никакой помощи ни техникой, ни нагонов, ничего — все сами. Мои коллеги посмеивались: «Через неделю, к концу срока, запросят помощи».

Высадились все с вертолета у избушки Игоря Павлова, нашего старого знакомого, который четверть века назад участвовал в переселении лосей из бассейна реки Пенжины в долину Камчатки. Облетели окрестные угодья, посмотрели где что есть.

Несколько крупных рогачей бродили в округе на расстояниях, вполне доступных от избушки даже пешим ходом. Гости повеселели. Им пришлось прождать погоду почти неделю. Налетел циклон, а время-то бежит.

У Игоря устроились кто где. В избушке, палатке, бане. Ну как же не попытаться приобщить гостей к нашей национальной?.. Но нет, не пьют. Вроде бы как наши староверы, но далеко не совсем — оказалось, мормоны.

Поначалу мне подумалось, что я о них что-то знаю, помню из Майн Рида, но… там мароны. Как правило, афро-европейские метисы, охотники на кабанов. Эту группу населения образовали беглые рабы с плантаций острова Ямайки. Они до прихода законов цивилизации сумели с оружием в руках защитить себя от истребления и свою свободу в борьбе с белым населением острова.

Мормоны — своего рода религиозная секта. Изначально христиане, но, как и наши староверы, отошедшие от основных канонов из-за разно­чтений в их толковании. Некто Джозеф Смит, судя по Брокгаузу и Эфрону, почти 200 лет тому назад сподобился видения или сновидения самого господа Бога в его двуединении. Значит, католики, ведь у православных Бог триедин. Вот он и указал, где зарыта Книга Мормона. Написана она, по некоторым сведениям, все теми же детьми израилевыми, но выдавшими ее как «… самое сочинение Господне». Почти как у мусульман, там тоже автор Корана — сам Аллах. Никому не доверил его написание.

Как во многих иных религиозных сообществах, у Мормонов были свои внутренние разборки, приводившие к расколам. Один из камней преткновения — отношение к полигамии — многоженству. Вначале оно исповедовалось открыто и стало одной из причин преследования мормонов окружающим населением и властями: ну как же, им можно, а нам нет, мы что, хуже? К тому же поползли слухи о якобы имевших место, но тщательно скрываемых случаях человеческих жертвоприношений.

В общем, изначально преследовали, гоняли с одного места на другое, истребляли. Укрывшись в предгорьях Скалистых гор, у Великих озер, прибегнув даже к покровительству непримиримых индейцев гуронов, сумели выстоять, защитить себя, и ныне вместо нескольких тысяч «в мормонах ходит» около пяти миллионов. Есть что-то, что привлекает народ к ним.

Не знаю, сумели ли мормоны в законодательном плане какого-либо штата США утвердить свои матримониальные притязания, как, например, в странах исламского мира. Или, может быть, реализуют «втихушку», без согласования с властями… не спросишь. Проще было бы выяснить это, если бы охота проводилась с соблюдением всех «национальных» традиций, особенно русских. Но ведь не пьют ничего, даже кофе, чай, воду из родника…

Ничего, кроме «Малкинской», да и то, выпустив из нее весь газ. Верят, как дети, написанному, что именно это и можно пить. Не знают, что охотник не будет строить свою избушку в местности, где нет хорошей воды. Однако на каждом ключе не выставишь рекламу, посвященную воде. Может быть, действительно знают, как сейчас модно говорить, о нашей «экологии» то, о чем мы и не догадываемся.

На другой день понадобилась и наша помощь. Гости привезли какие-то суперкрепления на лыжи, пластиковые, легкие, удобные — загляденье. Пришлось отрывать от лыж свои пластинки, ремешки, резинки и ставить «супер». Пришел вертолет, мы полетели по своим делам — учитывать лося. Спустя несколько дней, узнали — одна пара креплений выдержала пять километров, другая сотни на две шагов больше.

Американские — это вам не наши жестянки да ремешки, которые служат, пока лыжи не сносятся. И на старуху бывает проруха, откуда им знать, что у нас, кроме подготовленных там трасс и дорог, имеются всевозможные кочки, валежины, колдобины, И лоси, как назло, лезут в самые буреломы — прятаться от любителей трофеев.

Изображение Реки Камчатки — не только места, где по берегам концентрируется зверь, но и дарят охотникам великолепную рыбалку. Фото В.И. Бердичевского
Реки Камчатки — не только места, где по берегам концентрируется зверь, но и дарят охотникам великолепную рыбалку. Фото В.И. Бердичевского 

Как рассказал позднее Игорь, охота прошла нормально. Где можно, подъехали на снегоходе, а там по следам на лыжах или пешком за добычей. С оружием, достающим цель на 300–500 метров, охота не представляла больших затруднений. Только в одном случае, когда охотник пожелал добыть зверя из мушкета, современной имитации древней дульнозарядной шомполки с пулей в желудь, пришлось применить обычный загон. Знание особенностей поведения, мест переходов зверей позволили быстро удовлетворить и эту прихоть. Ну что же, у них свои причуды.

Не знаю, во что обошлась охотникам эта поездка, ведь, кроме затрат на переезды, лицензии и т.д., организатор охоты выделил на проведение учета численности лося дополнительно почти 20 тысяч «зеленых». Трудно поверить, что деньги на учет выделили в качестве благотворительной акции от фирмы — организатора тура. Вернее всего, за все платили охотники. Становится понятным, какими ценностями мы обладаем и как безалаберно ими распоряжаемся.

Три десятка лет назад мне одному из первых пришлось «открывать» охоту на лося в нашей области. Сначала в исследовательских целях, затем участвовал и в промысловых отстрелах, в какой-то мере помогая охотникам госпромхоза. Тогда добыл лося, рога, которого превзошли все показатели для подобного рода трофеев. Этот трофей на выставках в Австрии, Чехословакии, в Москве был признан мировым лидером.

Изображение Ягоды дикой красной смородины всегда уталяют жажду. Фото В.И. Бердичевского
Ягоды дикой красной смородины всегда уталяют жажду. Фото В.И. Бердичевского 

В 1974 году в Москве проходил Первый международный териологический конгресс, в работе которого мне посчастливилось участвовать. На ВДНХ была организована всесоюзная выставка охотничьих трофеев в павильоне «Охота и охотничье хозяйство». Там были и лосиные рога, добытые на Камчатке. Вокруг этого трофея собирались десятки посетителей. Однажды, когда мы с коллегами поехали посмотреть выставку, одному известному экологу из Северной Америки указали на меня как на охотника, добывшего зверя с такими рогами. Он со свойственной некоторым американцам безапелляционностью предложил — понятно — через переводчика — продать ему трофей и выписать чек на $50 000.

В памяти у меня сразу же возникла ситуация, в какую попадал наш коллега на выставке трофеев в Югославии. Там к нему привязался какой-то дипломат-итальянец с просьбой продать рога. Чтобы отвязаться от настырного «покупателя», коллега предложил обменять трофей на роскошный «Мерседес» дипломата. Тот, не задумываясь ни на минуту, согласился.

Поехали в наше посольство, чтобы решить проблему. «Решили» просто — «Рога-то твои, а трофей — национальное достояние нашей Родины. Будем продавать?» Все ясно, вопросов больше нет.

Почему же американцы едут к нам на лосиную охоту за трофеями? Там генетически тот же самый лось, по крайней мере на Аляске и прилежащих территориях Канады. Можно добыть зверя с рогами не меньшими, чем у нас. Вероятнее всего, на этих территориях все стоит значительно дороже. Так законодательно построен наш российский кому-то свободный и, безусловно, выгодный рынок. При цене «телушки в полушку» рублевый перевоз не останавливает даже рядовых охотников приехать сюда.

Камчатское охотуправление в свое время установило цену за лицензию на отстрел лося для иностранных охотников в $500. Кому-то это не понравилось. Тут же вмешалась прокуратура — «Москва определила стоимость лицензий в рублях, не заниматься самодеятельностью». Интересно, но сами охотники с удовольствием или нет, но платили лицензионный сбор.

Вероятно, возмутились всевозможные наши и не наши посредники, ведь стоимость лицензии (расчеты в СКВ были запрещены в Российской Федерации) должна включаться в оплату всего тура. Проблему необходимо решать на местном законодательном уровне, как это делается во всем мире. Добытый трофей оценивается по действующей шкале, а охотник оплачивает дополнительный сбор. Чем выше балльная оценка трофея, тем больше оплата, которая идет в фонды территории, на которой вырос такой зверь. Впрочем, это касается не только лося, но и медведя, и снежного барана.

В наши дни цена охотничьего тура у местных организаторов составляет $4000−6000, охотник через посредников платит в два-три раза дороже. Стоимость дополнительных услуг тоже различна. Через посредников дороже, напрямую дешевле. Вот тут-то наша Фемида, как ей и положено, пребывает с завязанными глазами. Деньги идут наличными, от налогообложения укрыты. Территории, на которых «выращены» такие трофеи, от денежного оборота имеют нечто из трех пальцев.

Можно организовать четкую систему охотничьего туризма с прозрачным финансовым оборотом? Безусловно! Ведь есть у нас Камчатское областное охотуправление, областное общество охотников, а теперь еще и Комитет по природным ресурсам при областной администрации.

Но вернемся к своим… мормонам. На охоте им повезло. «Повезло» и еще раз — отменили прямой рейс с Камчатки на Аляску. Пришлось добираться «кривым» путем. Ничего, эти ребята стойкие, уже, вероятно, на генетическом уровне. Не привыкать им к превратностям судьбы.

Кто-то из приятелей заметил, а не организовать ли и нам себе секту мормонов да вступить в нее? Потом подумал и решил отказаться. Стоит ли за призрачную вероятность иметь хотя бы трех жен расстаться с возможностью выпить рюмку горячительного, посмаковать чашечку кофе с сигаретой... Нет, в мормоны не пойдем — не выдержать…

Перед отъездом гости поблагодарили нас за то, что не настаивали на своем самом традицион­ном тосте в некоторых ситуациях — «Ты меня уважаешь?». Видимо, сталкивались с подобным. Подарили нам по патрону от своих карабинов. Это вроде бы как символ дружбы, напомина­ющий ритуал зарывания томагавков в землю у индейцев гуронов.

Вот и рассуждай теперь, какой тайный смысл в этом жесте, думаю, не тот, что определен нашим законом «… за хранение и т.д.» и грозит сроком до 5 лет пребывания в местах не столь отдаленных. Видимо, просто намек — «Не ходите вы, ребята, во мормоны».

Что еще почитать