В конце пятидесятых годов мои великие учителя и друзья – Виталий Бианки и Алексей Ливеровский – опубликовали в «Литературной газете» большой фельетон «Вспотевшие тигры», где указывали на многочисленные биологические ошибки современных ведущих литераторов, подчеркивая при этом, что у настоящих классиков – «в багрец и золото одетые леса», то есть все правильно, все по природным законам.
Полвека прошло с тех пор, но «вспотевшие тигры» упрямо скачут по литературным листам и, что особенно обидно, по охотничьим. Обратимся к последним примерам.
В альманахах «Охотничьи просторы» в рассказе А.П. Маркова «Звериные пастыри» рассказывается о русаках: в Курской губернии были зайцы-русаки, достигавшие 25 – 50 фунтов живого веса. Ранее в том же рассказе писалось о половине обгрызенного русака весом в 2,3 фунта. Автор пишет, что он принял его за какого-то крупного зверя.
Напомню, русский фунт – 409,5 г, английский фунт – 0,45 кг. Значит, по русскому счету русаки могли быть массой до 21,5 кг. Страшно даже представить такого монстра. Этот зверь больше рыси, в три раза больше лисички, тяжелее европейской косули. Я перевешал более 500 зайцев-беляков и русаков. Самый большой русак был добыт А.А. Ливеровским под Сольцами в Новгородской области 9 ноября 1955 года.
Внутренности, как виноградными кистями, были покрыты жиром. Он весил 7 кг 900 г. Через год я сам взял из-под гончих в Волосовском районе Ленинградской области русака ровно на килограмм меньше – 6 кг 900 г. Более крупных экземпляров мне видеть не доводилось. Удивили небольшой массой русаки Кубани и Ставрополья. Новогодняя закуска 1988 года состояла из русачка, добытого в садах под Новороссийском. Этот зайчик весил всего 3750 г.
Впрочем, удивляться тут нечему. Это полностью соответствует зоогеографическому правилу Мейера-Бергмана, гласящему, что «особи одного и того же вида увеличивают свою массу и размеры с юго-запада на северо-восток». Так что русакам и положено быть более тяжелыми на северо-востоке Европейской части России, так же, как лосям, волкам и ряду других животных. Что же это? Зоогеографический феномен? Или русаки, обитавшие на российских просторах, так измельчали в эпоху развитого социализма?
Далее о водоплавающих монстрах. В рассказе А.Ф. Бровашева «Лесными тропами» (№ 2 за 2009 год) говорится, что автор заглянул в «Большую энциклопедию природы» и прочитал, что лебедь-шипун может быть весом до 22,5 кг. Странно!? Личного опыта не имею, шипунов никогда не стрелял. Кликуны – иное дело.
В далеком 1945 году, весной под голодным Ленинградом я добыл своего первого лебедя. Этот кликун так поразил своими размерами молодого охотника, что я его тщательно обмерил и взвесил. Его живой вес был 12 кг. Ощипанный, он весил 9 кг. В размахе крыльев был 2 м 10 см. От кончика клюва до кончика хвоста – 1 м 45 см. Потом я взвешивал всех животных, которые попадали мне в руки: от гаршнепов до белок и от глухарей до лисиц.
Мама эту царскую птицу прекрасно приготовила, и День Победы был отмечен поистине княжеским обедом, когда рынды вносили на больших блюдах жареных целиком лебедей. Потом, во время далеких экспедиций, я много добывал кликунов и тундряных лебедей. В 40-х годах прошлого столетия в северной Карелии у меня был месяц, когда я питался только лебедями. Можете ли вы представить себе снежно-белую птицу – лебедя-шипуна 22,5 кг, то есть более чем в семь раз тяжелее, чем орел-беркут? Пришлось и мне заглянуть в справочники.
В капитальном издании «Определители птиц СССР» авторов Дементьева, Гладкова, Птушенко, Судзиловской указан вес 7800 – 13620 г; в прекрасной книге Линькова «Охотничьи водоплавающие птицы России» 6–15 кг; в немецком справочнике «Птицы Европы» Макача – 9 кг.
Патриарх и по возрасту, и по значимости «Охота и охотничье хозяйство» тоже, хотя и реже, пропускает обидные ошибки, например, о массе глухарей. С. Скулкин из с. Куженер Екатеринбургской области в своей заметке писал: «Каждого глухаря я взвешивал непотрошенного и с перьями. Вес их колебался от 7 кг 200 г до 7 кг 800 г и только один раз – 8 кг 600 г».
Для меня глухарь – «синяя птица» всей моей жизни. Лично нашел более 100 глухариных токов по всему ареалу. Лично взвесил более 500 глухарей. Самый тяжелый весил 5836 г. Этот петух был добыт в октябре, в середине дня, с зобом, набитым ягодами.
К сожалению, отдельно ягоды не были взвешены, но их было около килограмма. Другие орнитологи дают такие цифры: А.Н. Романов, для Коми – 3000–5000 г; О.И. Семенов-Тянь-Шаньский для Лапландии – 3500 – 4500 г; С.В. Кириков для Южного Урала – 3400 – 5000 г; В.П. Теплов для Северного Урала – 3610 – 4810 г. Самые крупные по весу глухари отмечены в Беловежской пуще (Банников), но и их вес только немного превосходит 6000 г.
В «Российской Охотничьей Газете» № 28 от 9 – 15 июля 2003 г. в прекрасной статье Валентина Бодункова «Справедливость и закон – не синонимы» пишет: «Охота в России на массовые виды животных и птиц...» Птицы тоже животные. По поводу этого противопоставления иронизировал еще Виталий Бианки. В статье С. Иорданова «Психология охоты» автор пишет: «Витютни не какие-то вяхири».
Вяхирь и витютень разные названия птицы одного вида – Columba palumbus («РОГ» № 24 (464) 11 – 17 июня 2003 года). Там же в поминальной заметке о ленинградском-петербургском кинологе переврана фамилия: написано «Гугелев», а надо «Густылев К.В.». Редакторы должны особенно тщательно следить за правильностью написания видовых названий животных и фамилий людей.
О подобных ляпсусах в неохотничьей литературе упоминать не буду, хотя их тоже достаточно. Пожелаю только «матери – рогатой оленихе» Чингиза Айтматова не попасть на зубы «вспотевшего тигра».
«Писать небрежно, неточно – это значит лгать. Нет хуже лжи, чем ложь напечатанная...» (Б.С. Жидков). Ведь «доверие печатному слову – особенность национального характера» (Б.С. Жидков).
Любимый ученик В. Бианки – детский писатель Н.И. Сладков как-то позвонил мне и спросил: «Сколько сосков у шакала?» Смотрю в книги, нигде нет ответа. К моему счастью, я охотился на шакалов и мог дать достойный ответ.
Писатели бывают разные, и дело научного редактора исправлять их ошибки или хотя бы комментировать написанное.
Модест КАЛИНИН
ГИГАНТСКИЙ
КАБАН
Триста восемьдесят килограммов – таков вес добытого в последние дни октября 2009 года огромного секача. А добыли его охотники из села Васильевское Шуйского района Ивановской области.
Даже в семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века, когда наши угодья были особенно богаты зверем, судя по учетным записям таких огромных кабанов не добывали. Для сравнения – самый крупный лось, добытый за последние двадцать лет в угодьях Шуйского района, весил немного меньше, чем этот кабан.
Олег НАЗАРОВ
Комментарии (0)