Да, с дорогами, если быть честным, что в СССР, что в нынешней РФ, ситуация не из лучших. Действительно, в советские времена, после войны, дорог было очень немного, а проезжих и того меньше. Но вот лесные дороги, которые связывали населенные пункты и сельхозугодья, поддерживались тружениками села. Сейчас этого нет – нет ни колхозов, ни совхозов, а лесникам это не нужно, да и их почти не осталось. А охотпользователи могут только расчистить дороги от завалов – в лучшем случае, на большее средств нет.
Постепенно СССР приходил в себя после страшной войны, благосостояние населения росло, даже в сельской местности. А уж отмена второго крепостного права, когда крестьяне получили паспорта, способствовала повышению коммуникабельности населения. Короче, партия и правительство позаботились о сельских жителях и решили дать селу автомобиль повышенной проходимости. Так появился ЛуАЗ-969.
В нашей газете часто и с теплотой вспоминают старые ружья. Утверждают, что они были лучше, чем современные (сам писал). Давайте вспомним и старый советский автомобиль, который помогал охотникам и рыболовам, который вывез из леса не одного лося и кабана. Да и по сей день его используют любители езды по бездорожью, рыболовы, охотники и грибники.
Итак, ЛуАЗ-969 имеет армейские корни. Его прародителем был ЛуАЗ-967 или ТПК (транспортер переднего края). Машина весьма интересная и привлекательная для рыбаков и охотников по сей день. Она может... плавать! При этом, если все исправно и кузов не прогнил, чтобы с суши перейти на ТПК в воду, никаких операций производить не надо: с берега – и в воду!
Гражданский вариант ЛуАЗа так не может: не плавает он. Надо сказать, что гражданская модель была по-военному спартанской – особыми удобствами не располагала. Более того, с 1966 по 1971 год ЛуАЗ-969 был переднеприводным, хотя проектировался как полноприводный автомобиль. Обычная для тех времен история: были проблемы с производством задних редукторов. Но это был первый в СССР переднеприводный автомобиль! Более того, это был первый автомобиль повышенной проходимости для граждан СССР. В 1979 году был освоен ЛуАЗ-969М, который от предыдущей модели отличался дизайном. На международном салоне в Турине ЛуАЗ-969М даже был включен в десяток лучших автомобилей Европы.
В 1967 году этот разработанный в СССР для народа автомобиль стоил 1700 рублей. Для сравнения, ЗАЗ-968 стоил в том же году 1600 рублей.
Как же был устроен ЛуАЗ-969? Он имел независимую торсионную подвеску всех колес. Дорожный просвет – 280 мм. Постоянный передний, подключаемый – задний привод. Передача с КПП на задний редуктор осуществлялась приводным валом. Имелась блокировка дифференциала заднего моста и пониженная передача. МКПП 4–ступенчатая. Двигатель МеМЗ 40 л.с. воздушного охлаждения. Колеса R13, можно сказать, направленные. При правильной установке они самоочищаются от грязи, но это про родную резину ИВ-167. Тип – грузопассажирский. Максимальная скорость – 85 км/ч. Расход топлива – 10 литров на 100 км при 60 км/ч.
Вот такая машина. Каковы ее достоинства? Первое и основное – прекрасная проходимость по бездорожью. Этому способствуют большой дорожный просвет, наличие блокировок, малая масса автомобиля, простота устройства и ремонта. По моему мнению, это достоинство. Ремонтировать машину можно непосредственно в поле.
Теперь о недостатках. Слабый двигатель, слабый генератор. Если вы поездите с включенным светом и печкой, то рискуете посадить аккумулятор. Низкое качество запчастей. Низкий комфорт.
Вот какая эта машина. В 90-х годах на ЛуАЗ устанавливался двигатель от «Таврии», водяного охлаждения, и называлась эта модификация ЛуАЗ-1302. Сейчас Луцкий завод прекратил выпуск этих автомашин. Но и сегодня, несмотря на то что Украина стала самостийной, можно найти подержанный ЛуАЗ в более или менее приличном состоянии. Зачем он нужен? Сколько стоит сейчас не новый внедорожник? Никак не меньше 150 000 рублей. ЛуАЗ с документами и на ходу можно приобрести за сумму от 25 000 рублей. Он хорошо поддается модернизации. Двигатель МеМЗ можно заменить на жигулевский. Для этого понадобится только переходная плита, которую можно купить через интернет, и выжимной подшипник. Но лучше устанавливать вазовский двигатель, которым комплектовался «Москвич-2141»: там с поддоном картера мудрить не обязательно. Естественно, надо будет установить радиатор, но это уже мелочи. В НАМИ можно оформить необходимые бумаги и легализовать эту переделку. Вместо передних барабанных устанавливаем дисковые тормоза. Вместо рулевого редуктора от «Запора» ставим рулевую рейку от «Фольца». Сразу исчезают люфты рулевого, и не надо машину на дороге ловить. Передние сиденья от «Копейки» меняем на любые иномарочные, можно и с подогревом, и имеем совсем другой комфорт.
Машина дает большой простор для модернизации. Колеса можно без особых хлопот поменять на R14, подходят диски от старой «Мазды». Если отлифтовать машину, то и от «Нивы» можно поставить. А еще специально для ЛуАЗ фирмы предлагают шины низкого давления с дисками. Правда, придется подрезать арки колес, но уж больно хороши! Цена только останавливает: более 8000 рублей за штуку. Короче, нет предела совершенству!
Я сам являюсь владельцем подоебного чуда инженерной мысли. Пара лет эксплуатации и ремонтных работ подтвердили приведенные мною достоинства. Съездить за грибами за несколько километров по лесной дороге – легко! Главное, бензопилу и топор не забыть: могут быть поваленные деревья. На дороге огромная лужа с глубокими колеями? Включаем полный привод, понижайку и блокировку заднего моста. Машина медленно, но верно движется вперед. Застряли? Включаем заднюю и выползаем. Короче – танк! Конечно, торсионная подвеска не способствует комфорту пятой точки при движении по грунту, но за все надо платить! Да, еще надо сказать, что расход топлива по бездорожью составляет где-то около 20 литров на 100 км. Но и у УАЗа не меньше.
Что можно сказать в заключение? Конечно, если вы человек не бедный, то вам это ни к чему. Хотя, имея деньги, из ЛуАЗа можно сделать супермашину. Но вот если у вас денег немного, а внедорожник хочется, то можно открыть интернет и поискать там недорогой автомобильчик, который сможет доставить вас к месту охоты, рыбалки или к грибным местам.
Комментарии (16)
Борис Соколов
Вот это разговор !!! А то задолбали пузотёрочными кроссоверами... Игорь, спасибо !
3 ответа
Игорь Суслов
Да не на чем.
Пользователь удалён
Точно :)
Гламур не наш вариант!!!
Зуек
Если средства позволяют, то купить нормальный сайд-бай-сайд квадроцикл.
Andrew Marinich
Зашёл сюда по ссылке с сайта ЗР. Там http://js.smi2.ru/newdata/adclick?ad=417553&bl=74131&ct=adpreview&st=14&cf=0&in=5U69AQDpPynFYwYAl2EGAKdTBgAbLwYAJl8GABFfBgA%3D - моя машинка летом 2006 года.
3 ответа
Борис Соколов
В смысле, на фото ? 4232 ? Ухоженная, приятно глянуть.
Andrew Marinich
Ну да. Удивляюсь, откуда фото "дёрнуто"? Это меня один журналист из газеты "Автомаркет+Спорт" снимал после "БайкалМоторШоу-2006" для статьи "Не грязи ради..." Нравится мне этот аппарат со страшной силой, зря хохлы прекратили производство :-((
http://my.mail.ru/mail/an22222/photo
Борис Соколов
Хм, хохолы... Они там того гляди сами себя прекратят, не то,что производство реального внедорожника.
анатолий евменов
Дважды пришлось ездить на .ЛУАЗе на охоту с другом, комфорт конечно не ахти, и все время приходилось держать рычаг переключения передач . А я в то время ездил на мотоцикле М-72 1955г выпуска, тоже танк, и бензина ел столько же, правда рассчитан он на бензин 66 марки.И сейчас еще стоит в гараже, поменять резину и можно в путь.
1 ответ
Анатолий Бонч-Бруевич
Эх...Анатолий, моя мечта стоит в Вашем гараже. Может когда и возьму себе Урал, в эту тему влюблен с детства!
Алексей Куксов
Владел этим аппаратом мой папа. По наследстве перешёл мне.У нас был 969А,сороковка с "прямой мордой". "Проходимец" достойный,не спорю. Мною был немного модернизирован.Установил жёсткую крышу,искровой розжиг отопителя,генератор ГАЗ-53.На бампере были установлены дополнительные фары,которые поворачивались вместе с колёсами,К стати,этот механизм сам туда просится.Там плоскость,в которой ходит маятник рулевого механизма - на одном уровне с бампером.Час работы токаря на изготовление кронштейнов фар,а остальное - тяги из стальной проволоки(у меня были электроды).Но слабость 40л.с.,и барабанных тормозов ни куда не денешь.В разгон - проблема,в торможении - то же самое.Напрягало шприцевание каждую 1000 км. Не сделаешь - чему-то придёт кирдык.Проверенно.Этот автомобильчик соорудили в далёком СССРе,тогда он был к месту. В настоящее время - содержание оного,либо безвыходность положения,либо баловство.На память остался руль,и не много фоток.t
Валера Никонов
Машина как танк, я 13 лет отъездил на нем, вездеход отличный
Содружество Б.О.С.
Ничего не могу сказать о «конверсионном» ЛУАЗ-969. Но о его войсковом «прародителе» ЛУАЗ-967 (транспортер переднего края), кое что могу. Да и сейчас ведутся работы, ну или велись, по созданию усовершенствованного ТПК, однако ЛУАЗ-967 отличается от них малогабаритностью, а следовательно малозаметностью, что НЕМАЛОВАЖНО для «переднего края», в т.ч. для транспортировки раненых с поля боя. Машина неприхотливая и её экземпляры до сих пор на ходу. Как то заглянул в инет на эту тему и увидел, что ТПК, до сих пор выпускаются, ну или выпускались ещё недавно, но в конверсионном исполнении, даже есть предложения продажи. Непонятно, почему не осваивается Российский рынок, цены весьма доступные
Фаат Закиров
Жив еще Луаз на просторах России. Приглашаю интересующихся посетить форум владельцев Луаза (для просмотра регистрация не обязательна). Вот ссылка: http://luazzz.ru/forum.php
Viktor Liontyev
Может ностальгия? Но я на Волыни (969М) проехал-прошел более 150 тысяч километров. Конечно, не только по бездорожью :-) За все ее преимущества: легкость, проходимость, блокировки, вместимость, ремонтопригодность прощаешь дикий шум, неудобные сиденья, слабый двигатель, отсутствие нормального отопления, непродуманность некоторых технических решений. Например, слабое место, доступное жидкой грязи-шарнир маятникового рычага, уплотненный торцевым сальником. В итоге, пришлось придумывать спецостнастку для растачивания втулок и восстанавливать цапфы балок. и так делал два раза. Иначе никакое реечное управление не поможет. Малейший люфт рычагов приводит к рысканью на дороге. Но при примитивном уплотнении это тоже не решение проблемы, конструкция, предназначенная на 200 км пробега простая, но на большее не способна. Да что я, противоречу сам себе? Нет, перманентный ремонт позволил проехать так далеко. Второе место, тоже простое по решению, унаследованное от УАЗика, поворотные цапфы. Причем у меня дольше всех проработала пара ШХ15-ШХ15. Третье место грязедоступность колесных редукторов. Сальниковое уплотнение даже двукромочными манжетами явно недостаточно при езде по "говнам". Кромки снашиваются от грязи "на раз" с далеко идущими последствиями. Поэтому, конические подшипники всегда были к расходниках в необходимых количествах. Могу поделиться многими случаями ремонтов в "неудобном положении", разборке и сборке коробки в течение дня, ремонту в полевых условиях. Эксплуатируя свой вездеход, особых усовершенствований, кроме шумки, металлического верха, задних сидений и отопления я не делал и не видел в этом нужды. Двигатель заменить хотел, просто не дошло то время, когда их, двигателей, стало как "грязи". В то время в наших местах их просто не было. А потом это стало неактуальным. Появился другой автомобиль. Но до сих пор, смотрю на Волынь с уважением. Сейчас таких автомобилей не делают!
Марчел Хажевский
Мне импонирует этот автомобиль и ещё поразило его народное название "Фантомас", кроме этого его ещё звали "БМВ" - Боевая Машина Волыни.