Настоящих внедорожников с честным «железным» полным приводом в трансмиссии сейчас днем с огнем не сыщешь. Куда ни глянь, сплошные электронноуправляемые муфты да независимые подвески. Даже легендарный в прошлом УАЗ превратился в «Ю-Эй-Зи» — весь из себя «типа зарубежный» UAZ. С соответствующими последствиями для внедорожных способностей.
Совсем уж кондовый Hunter даже обсуждать не хочется. Единственное его достоинство — проходимость. Комфорт и эргономика «вояки» устроят лишь афганского талиба. Да и то лишь, когда под рукой нет пикапа Toyota Hilux лет 15–20 от роду... UAZ Patriot — уже лучше. Хорошая для своего времени, конечно, попытка скрестить БТР с «Жигулями». Даже кондиционер и электростеклоподъемники есть! И набор конструктивных «болячек», не позволяющий владельцам UAZ скучать в свободное время.
Что же остается жаждущему чего-то по-настоящему внедорожного, но не по цене Land Rover Defender (намедни снят с производства) или Mercedes Gelandewagen? Но не «мутанта» из Ульяновска? Отвечаем: ГАЗ «Соболь 4х4» подойдет вполне. Не ожидали, да? Но это факт.
Здоровенная, по легковым меркам, машина с настоящим полным приводом: жестко подключаемым «передком», блокировкой дифференциала заднего моста и понижающей передачей в трансмиссии. И с дизелем. 2,8-литровый Cummins под капотом выдает скромные 120 л.с. Но этого для нашего проходимца (без кавычек!) вполне достаточно.
Так получилось, что тестировать этот внедорожный агрегат нам выпало зимой, в самые морозы. Для техники это не особо важно. А в плане комфорта и эргономики водителя и пассажиров — очень даже существенно.
Как только получили «Соболь 4х4» в дилерском центре, немедленно началась спонтанная городская часть теста в стиле «hardcore» по предновогодним московским пробкам при температуре в районе –15 по Цельсию. Сразу выяснилось, что МКП газовской машины на человека, избалованного качеством немецких легковых трансмиссий, произведет нерадостное впечатление.
Пятиступенчатая «мешалка» не балует оружейной четкостью, но по меркам коммерческого транспорта — вполне себе. Немного практики, и все в порядке.
Приятно, что, в отличие от сверхсовременных «Ю-Эй-Зи», тут можно нормально устроиться за рулем. Не только кресло перемещается вперед-назад, но и руль способен подниматься-опускаться. Устроились — поехали. В затор. Вскоре выяснилось, что зимой дизель, помноженный на объем салона, почти как у стандартной «маршрутки», да в многочасовом заторе, — не самая комфортная штука. Да, тянет с самых низких оборотов. Но и почти совсем не греет при этом!
За три часа «толкотни» по улицам Москвы при 15-градусном морозе мотор так и не смог прогреться выше 60 градусов. Только выбравшись из «вялотекущих» объятий ТТК и разогнавшись до допустимых 60 + 20 км/ч, удалось ощутить приток тепла из «печки»: дизелек разогрелся до почти 80 градусов, а заднее и боковые стекла начали избавляться от водяного конденсата.
Пробочные страдания выявили еще одну не особо приятную для водителя «Соболя» вещь. Люди, сидящие в окружающих легковушках, априори относятся к тебе, как к тупому и наглому «таджику на «Газели». То есть не пропускают, «зажимают» и «подрезают» при каждом удобном и неудобном случае. Ну что поделать, если наш «Соболь» так похож на «Газель»? Даром, что из-за своей полноприводности его кузов задран на 205 мм от картера дифференциала заднего моста до асфальта.
В остальном серьезных проблем в городском потоке машина не доставляет. Судите сами: длина не особо отличается от какого-нибудь седана представительского класса — чуть более 4,8 метра. Почти грузовая ширина, почти 2,4 метра, тоже не напрягает — cпасибо широте стандартов наших полос.
Зато очень радует высота посадки. Крыша Hummer нам по плечо! «Соболю 4х4» даже парктроник не сильно нужен. Над заборчиками газонов его задний бампер проходит в большинстве случаев. А массивные препятствия прекрасно видны в заднее окно. Паркуясь задом, достаточно тормозить, когда стена дома (к примеру) окажется в 15–20 сантиметрах от стекла, и все будет в порядке.
Форсировав каменные джунгли на полноприводном «Соболе», мы убедились, что покупать его исключительно для городской езды смысла особого нет. Чтобы понять эту машину, нужно вырваться на трассу, а потом съехать на какое-нибудь из российских «направлений». Причем для чистоты эксперимента лучше всего — с компанией попутчиков на борту: ведь нам достался «Соболь 4х4» с шестью пассажирскими сиденьями.
Трое из них сидят лицом по ходу движения, практически над задней осью, а двое — лицом назад, спина к спине с водителем. Этакая «семейная маршрутка».
Погрузив в салон свое семейство, двигаю в сторону одной из подмосковных трасс. Моя цель — провести денек над лунками на водохранилище, а домочадцы тем временем встанут на лыжи. На первом же «лежачем полицейском» начинается первый акт драмы под общим названием «выпустите меня отсюда». Старший ребенок, выбирая для персональной оккупации третий ряд сидений, пропустил мимо ушей занудный бубнеж «предка» про «рессорную подвеску и легкий зад» машины.
На искусственной колдобине «Соболь 4х4» радостно продемонстрировал юному организму, что к бормотанию старших иногда стоит прислушиваться. Рессоры подкидывают незагруженную машину изрядно. А рядом с водителем, над придавленной двигателем передней осью, этот эффект почти незаметен. Вывод: хотите от проходимца плавности хода, грузите его максимально. Тушка кабанчика в пассажирский салон — то, что нужно. Или можно закинуть за задние сиденья мясо лосика.
Второй, помимо тряски, претензией привыкшего к легковушкам семейства стал шум в салоне. Уже после 1500 оборотов мотора разговаривать можно, лишь надрывая голосовые связки. При езде по трассе на скоростях выше 90 км/ч к тарахтению спереди на равных присоединяются рокочущие подвывания снизу: шестерни «раздатки» заявляют о своем существовании в полный голос. Полноприводность по-газовски напоминает о себе именно так.
Вообще комфортная для водителя «трассовая» скорость «Соболя 4х4» лежит в диапазоне 80-90 км/ч. Если ехать быстрее слишком уж громко и утомительно, зависимая передняя подвеска заставляет постоянно подруливать.
Зимняя погода, помимо трудного прогрева салона, выявила еще кое-какие нюансы эксплуатации. При 20 градусах ниже нуля дизельный мотор завелся как часы. Но только при выжитом сцеплении! Потихоньку отпускать его пришлось на протяжении примерно пяти минут: чтобы загустевшее в КП масло не остановило коленвал мотора.
«Жигулевский» опыт пригодился еще раз, когда форсунки омывателя «лобовухи» отказались выполнять свои функции. Прочистка их ото льда зубочисткой и отогревание голой рукой помогли лишь слегка. При том что остатки «омывайки» в канистре, ночевавшей в салоне, плескались, как под летним солнцем, и не думали замерзать.
Трасса на «Соболе 4х4» означает следующее: 80 км/ч крейсерской скорости, громкая «музыка», чтобы заглушить мотор, и отсутствие общения с попутчиками, дабы не охрипнуть от постоянных повторений вопроса: «Что ты сказал?!»
Но как только попадаешь туда, где нет асфальт, ты — король! Признаюсь, пока «Соболь 4х4» был у меня в распоряжении, я открыл для себя целый список живописнейших местечек Подмосковья и соседних областей, куда на обычной машине и не сунулся бы. Ни при каких погодных условиях. Разве что на квадроцикле. Но только на «квадрике» до охотхозяйства и сам-то вряд ли доедешь, а уж о сопутствующей транспортировке снаряжения и речи вести нечего.
Зимой условия для «Соболь-рейда» просто фантастические. Посудите сами: вся глина-трясина нейтрализована морозами, снег — пух, который можно двигать бампером! Красота! Лишь бы можно было пробраться между поваленными елями — иных преград для машины нет! Вот тут-то и раскрылись истинные таланты «Соболь 4х4»: он проедет буквально везде, пока позволяет геометрическая проходимость. Сознательно пытался «вывысить» его, задрать колесо-другое в воздух. Вывесил. Задрал. Потом просто тронулся и поехал дальше. Все-таки жестко подключаемый «передок», блокировка заднего межколесного и высокий клиренс — это сила! При том что тут дизель и «понижайка» имеется!
Вывод как на духу: плевать, что прохладно в этой off-road-«маршрутке» в 20 градусов мороза! Плевать, что в городе ее не уважают окружающие! Плевать. Этот агрегат — главный претендент на титул «последнего из могикан» истинно внедорожного племени. Серийный! И по цене менее миллиона — 926 000 рублей в январе 2015-го! Последнее обстоятельство по нынешним временам становится одним из определяющих, к сожалению.
Комментарии (5)
Борис Соколов
Я вас умоляю! Вот кроме того, что "здоровенная, по легковым меркам, машина", сказать боле нечего. Рядом с "патром" не стоял ни на асфальте, ни в говнах, ни по комфорту, ни по ходовым. По ломкости и ремонтопригодности не знаю - у меня "патр" не ломается чего-то. Как говорит один мой коллега, "не надо мне фуфайку в уши вталкивать". Это называется недобросовестная реклама.
Владимир Кулинич
Вам, господа журналюги, не стыдно за подобные "заказухи"? Добро бы хоть что-то путёвое рекламили, а то нашли "проходимца"!!! Смех, да и только! По замёрзшей грязи и "жучка" моноприводная проскочит ходом, влёгкую! Стыдитесь!
Valery Moliboga
Вот она настоящая машина для охоты, посмотрите:
http://energy-avto.ru/novaya-shevrole-niva-2015/
Николай Васильев
А мне так статья понравилась. Рекламой тут и не пахнет.
Мой вывод - машинка исключительно для деревни.
Покупать её для других целей - деньги на ветер.
Но вот в деревне её никто не купит - денег там нет, не было и не будет.
Хорошо бы еще понять какой дизель она кушает, а какой нет.
Что касается сравнений с импортным...барахлом, то первая заправка некачественным дизельным топливом за пределами цивилизации и вы точно узнаете истинное место вашей машины в этом мире.
Evgeny Lebedev
Если по «честноку» - не многие авторы здраво и объективно иногда отмечают достоинства и недостатки наших моделей автомобилей. Здесь как раз счастливый случай, когда спец безжалостен и прав на все сто. Однако. Следует добавить упущенное. Кузов УАЗ, особенно «Бухамера» - имеет одно очень и очень хорошее преимущество для его доводки. Коробчатость, в которой при незначительной доработке на предмет экспедиционности – аналогов не имеет. Правда, приходится перекрывать овалы колесных ниш, но в итоге они становятся доп ящиками для всякой мелочевки. Русский «Бухамер» наш семейный передвижной отель, спальня и все, что может понадобиться в путешествии. Ездим с детьми по родной стране и нисколько не сожалеем о «турецком береге». Есть что посмотреть, есть где остановиться и получить те самые «тридцать три» удовольствия от путешествия. Естественно, что я в этом не одинок. Коробчатость кузова, правда, имеет свои слабые стороны и нуждается в небольших подкреплениях. Тогда он не дает при раскачках изломов. Не косит двери. Второе и далее. Есть одно и очень интересное его преимущество, которое тоже упускается из вида. Обзорность при высоком расположении водительского кресла. Тесновато, конечно, водительское место. Но после поездок на «Бухамере» и при пересадке на обычную модель авто - уж очень ощущается то, что утрачено при этой пересадке. С высоты водительского места «Бухамера» и обстановка на трассе видна получше и в городе тоже. Однако и про Соболь чуть-чуть. Изначально его кузов напоминал и по сей день напоминает мне сутану священнослужителя. Вот где есть возможность чуть поработать. Возможно, немного скруглить кузов в его нижней части и чуть укоротить свесы. Да и колесные ниши немного изменить по размерам в сторону увеличения, как и сами колеса. А ведь по трассе бежит неплохо. А вот на пересеченке – гребет свесами грунт иногда. И та же болячка есть, что и у УАЗ-а. После небольшого срока жесткой эксплуатации – намечаются прогибы пола. Неприятная штука, осмелюсь доложить. Выход - лифтаж. Но здесь ничего не могу сказать – не знаю. И о мощности двигла. 125-128 «кобыл» вполне было бы в достатке. 409100 эластичный, гибкий двигатель, на мой взгляд и если не хамить – претензий не вызывает. Разве что заводчане прокладку верхней передней крышки кое как поставят. Её при неаккуратной сборке втягивает внутрь и… Причина перерасхода моторного масла на двигателе то-о-л-стым слоем при дальней поездке будет обязательно обнаружена. Да еще проводка. Что-бы сделать ту самую проводку поаккуратней и с нормально защищенными проводами, их расположением не сикес-накес, и с фишками на разветвлениях. Во многом практичнее стала бы сама проводка и более удобной, и безопасной стала бы она в эксплуатации. И блок редохранителей надо бы не случайный, а более удобный. Да еще на «Бухамере» за 50 годков выпуска и эксплуатации можно было бы дворники в более надежном исполнении заиметь. А то ведь едва не в ручную иногда имеющиеся надо расталкивать, а если еще и менять – вообще «мама не горюй». Да еще релюшки с индикаторами включения агрегатов тоже бы не помешали в чуть большем количестве. В практике так же установил дополнительный вентилятор с электроприводом. Было – повредился ремень вентилятора, а взять в чистом поле негде, а доехать надо. В ручном режиме включил обдув двигла и потом даже задумался: -А надо ли тот самый ремень ставить? А в целом спасибо автору статьи за «просвещение». Думаю, что полезна и пригодится его информация.И за не' ему спасибо. А "знатока и критиканам" - надо сами что-то полезное писать, а не хаять чужой труд Читать стыдно те охулки иногда. Удачи нам!