Обычай украшать орудия труда стар, как мир. Человека побуждают к этому разные, но достаточно серьезные причины. Одна из них — стремление создать вокруг себя красивую обстановку. Вторая — желание сделать его индивидуальным, отличным от принадлежащего другим людям. С древнейших времен человек украшал свое оружие изображениями животных, которым придавал мистический смысл. Древние думали, что изображение является «полномочным представителем» реального животного, имеющим с ним связь, и что изображение можно попросить об определенном поведении, о подчинении воле охотника. Эта традиция сохранилась до наших дней, хотя мистическое значение, конечно, утрачено. Однако сюжеты не очень изменились. Вероятно, в нашем подсознании осталось нечто, связанное с каменным веком. Наше сегодняшнее желание охотиться тому подтверждение. А сохранение охотничьих традиций на протяжении веков представляется важным культурно-историческим фактом.
В последнее десятилетие изменилось отношение охотников к оружию. Его эстетика становится значимым потребительским свойством. Сегодня большим спросом пользуется оружие, имеющее мягкие, плавные линии. Это достигается благодаря новым конструкторским решениям, технологиям, материалам и их гармоничному сочетанию с граверными приемами. Изменение отношения к оружию привело к значительному увеличению вклада художественного оформления в его стоимость. Если в середине прошлого века доля гравировки в ней не превышала 10–20%, то сегодня она выросла до 50%.
О стилистических особенностях и эстетике итальянского охотничьего оружия журнал уже писал (см. № 11/2010). Сейчас лишь подчеркнем две его особенности. Первая состоит в верности принципам эпохи Возрождения, хотя эта великая революция в общественном сознании повлияла на жизнь всех людей, на весь ход исторического развития. Вторая — в том, что в Италии к восьмидесятым годам сформировалась совершенно новая техника гравировки штихелем — булино, чрезвычайно расширившая изобразительные возможности ружейной миниатюры. Ее особенность в очень плотном нанесении на полированную стальную поверхность точек или коротких штрихов. Так удается создавать светотеневые изображения, способные конкурировать по качеству с очень хорошей черно-белой фотографией. Оружейные компании, выпускающие ружья «высокого разбора», как правило, имеют в своем штате граверов, владеющих многими приемами художественной обработки металлов, однако лицо сегодняшнего итальянского оружия определяет именно булино, гармонично сочетающееся с другими техниками.
Компания Creative Art первая компания не только в Италии, но и во всем мире, специализирующаяся на художественном оформление охотничьих ружей. Она образовалась в 1989 году в городе Маркено, недалеко от Брешии — известного оружейного центра Италии и Европы.
Инициаторами образования компании были Джакомо Фаусти и Уго Таленти. У них был опыт совместной работы, и в конце 80-х они подыскали небольшой дом, построенный в XVIII веке в центре Маркено, в котором после ремонта и обосновалось молодое предприятие. Кроме архитектурного обаяния дом имел хорошее естественное освещение, что очень важно для работы граверов. И Фаусти, и Таленти до объединения прошли очень похожий творческий путь. Оба работали с Джулио Тимпини, главным гравером Beretta, и опытным рисовальщиком Лео Кампанелли. Оба в разное время практиковались в знаменитой на весь мир мастерской Цезаря Джованелли. Еще три гравера Джованни Стедуто, Валерио Пели и Армандо Пиарди пришли в компанию, имея также богатый опыт художественной работы. Думая о развитии дела, Creative Art ищет и обучает способную молодежь. Миловидная Сильвия Милани и молодой Мирко Анжелини уже постоянно работают под опекой Джакомо Фаусти.
В развитии эстетики охотничьего оружия есть весьма высокий вклад Creative Art, граверы которого не только создают высокохудожественное оружие, но и формируют запросы рынка, создают моду в сфере оружейной эстетики.
[mkref=1433]
Одна из наиболее важных задач гравера состоит в том, чтобы не нарушать архитектоники оружия. Более того, опытный мастер может исправить впечатление от оружия, вызванное ошибками или неудачами конструктора. Именно поэтому становится важным расположение и вид гравировки, будь то отвлеченное декорирование или конкретные сюжеты. Понятно, что более сложные гравировки требуют большего времени и более дороги. По этой причине многие оружейники, изготавливающие оружие в короткие сроки, склонны выбирать более технологичные, простые решения. Поэтому граверы фирмы обычно работают с мастерами, создающими штучные ружья, когда заказ выполняется полтора-два года. Поскольку для сложного оформления одного ружья граверу требуется затратить до полугода, фирма может оформить не более 12–15 ружей в год.
Думая о гравировке, мастера Creative Art стремятся ее стилистически и сюжетно согласовывать с видом оружия и предполагаемыми объектами охоты. Так на дробовике малого калибра обычно изображают птиц, кроликов, мелких хищников, а на штуцере тяжелого калибра — африканских животных, тигров или крупных медведей. Английские узорчатые поверхности и декоративные гравировки более универсальны и хорошо выглядят на разных типах ружей особенно с золотыми инкрустациями. Глубокая рельефная гравировка, выполняемая молотковым резцом, обычно украшает мощное нарезное оружие, чтобы подчеркнуть его силу. Для дробовых ружей граверы Creative Art часто удачно совмещают разные приемы, производящие сильное эстетическое впечатление. Компания сотрудничает с известными оружейными грандами Старого и Нового Света (Beretta, Perazzi, Ivo Fabbri, Lucano Bosis, Jogann Fanzoj и др.).
Искусство рисунка — основа мастерства гравера. Поэтому все члены «бригады» уделяют большое внимание рисованию и эскизированию. Все стремятся в творчестве приблизиться к гениальным мастерам живописи, скульптуры и архитектуры эпохи Возрождения, одним из основополагающих представлений которого является совершенство природы. Ради этого, не считаясь со временем, они делают бесконечное количество эскизов с классических произведений и изучают анатомию и поведение животных. Чтобы птицы и звери воспринимались «как живые», художники стараются избегать статичных поз. А для правильного изображения движущихся животных граверу нужно обладать особенно высоким мастерством. Здесь требуется не только «хорошая рука», но и знание особенностей их движения. Более того, гравер обязан искренне любить изображаемых животных. Без этого они не станут источником доброго излучения, за которое их и любят люди.
Большинство дробовых ружей граверы Creative Art украшают миниатюрами с птицами, причем не всегда охотничьими. Здесь уместно оговориться, что понятие «охотничья птица» весьма относительно. В Италии принято охотиться даже на воробьиных птиц, на которых у русского охотника не поднимется рука.
В качестве иллюстрации творческого подхода к работе обратимся к миниатюрам Валерио Пели на бокфлинте фирмы Ivo Fabbri. То, что в первую очередь видит глаз, кажется классической музыкой, застывшей в стали, особенно ярко она звучит на нижней поверхности колодки. Здесь безукоризненная классика во множестве элементов и потрясающая гармония их взаимодействия. В эту почти фантастическую ассиметричную композицию гениально «встроены» птицы. Две ласточки сидят на растительных завитках, причем перед головой поющей птицы оставлено чистое место, которым Пели привлекает к ней наше внимание и позволяет песне свободно вылететь. Не исключено, что именно песню ласточки и изображает Валерио в виде сюрреалистической композиции из цветов и трав, которые любит и которыми вдохновляется ласточка. Одна птица (самая верхняя) бегает по орнаменту, а центральная пытается вылететь из него. Здесь гравер слегка шутит с нами. Слева в самом низу он на веточку орнамента на двух проволочных скобочках подвешивает табличку «V.Peli».
На спусковой скобе изображен зимородок с выражением глубокого удовлетворения, поскольку ему удалось выхватить из воды рыбешку. Несмотря на небольшую площадь, сюжет с зимородком — композиционно — интересная картина.
Боковая поверхность колодки этого же бокфлинта, особенно замочные доски, дает больший простор для творчества гравера. Однако центральное, самое большое место художник оставил для цветов. Интересно, что бренд фирмы Ivo Fabbri снова подвешен на «разогнутой скрепке». В узкой части замочной доски, на не занятом орнаментом месте, изображены две летящие воробьиные птички. Под ними на длинном растительном побеге висят знакомые нам петельки без всяких бирочек. Наверное, это возможность потрудиться нашей фантазии.
Комментарии (0)