При всем уважении к современным пятизарядкам, полуавтоматам и различным охотничьим вариантам калашникова, я считаю, что все же классическое оружие охотника — это одноствольное или двуствольное ружье.
Лаконичность и точность технических решений, красота оформления охотничьих ружей порой завораживают. Но особый трепет вызывает старинное охотничье оружие, которое сделано руками известных мастеров.
Глядя на матовый блеск ложи и гравировку металлических деталей, не перестаешь восхищаться мастерством великих оружейников. Порой оружие, созданное 100–200 лет назад, в эпоху, когда многие операции были ручными, а оборудование примитивным, по качеству и изяществу исполнения в несколько раз превосходит современные аналоги.
Только любовь к своему делу и верность многовековым традициям оружейного ремесла, передающиеся из поколения в поколение, помогают создавать оружие, которое спустя десятки и сотни лет поражает качеством отделки, точностью боя и совершенством конструкции.
Секреты своего мастерства оружейники передавали от отца к сыну. Целые фамилии не одну сотню лет занимались изготовлением охотничьих ружей. И одна из них — династия Кухенройтеров (Kuchenreuter), изготовителей оружия, которые с 1640 года и по настоящее время выпускают замечательные образцы охотничьих ружей.
Стоит отметить, что изначально оружейное предприятие Кухенройтеров выпускало не только длинноствольное оружие, но и кремневые пистолеты. В конце XVIII века для любого мужчины дуэльные наборы пистолетов Кухенройтера были желанным подарком. Оружие с маркировкой Kuchenreuter высоко ценили не только рядовые стрелки и охотники. Владельцами оружия этой знаменитой фамилии были императоры России, Франции и Австрии, представители других королевских домов Европы.
Не часто в руки попадается ружье такой известной фирмы, но мне повезло. Это оружие выпущено во второй половине XIX века (1860–1877). Особенности маркировки на его деталях, а также наличие бельгийских испытательных клейм свидетельствуют о том, что полуфабрикат ружья был изготовлен в бельгийском городе Льеж, а окончательно оружие оформлено в Регенсбурге на предприятии Кухенройтеров.
Стволы изготовлены из дамаска, спаяны в ствольный блок и соединены межствольными планками — верхней и нижней. Пара стволов располагается в горизонтальной плоскости. Более значительная прочность дамасковых стволов (по сравнению с выполненными обычным способом) позволяла уменьшить толщину их стенок и тем самым существенно снизить вес оружия. Красота дамасского узора делает оружие неповторимым. Каналы стволов ружья гладкие, 12-го калибра.
На нижней межствольной планке в средней ее части установлена передняя антабка, которая шарнирно закреплена на специальной площадке. Внизу казенной части ствола установлено ушко для размещения поперечной защелки, проходящей через отверстия цевья и фиксирующей в нем стволы. На цевье гнёзда для размещения поперечной фиксирующей защелки по бокам усилены личинками, которые изготовлены из металла серебристого цвета и крепятся к цевью двумя винтами.
Внизу блока столов у казенного среза располагается крюк, входящий в зацепление с запирающим механизмом ружья. Там же располагается механизм извлечения стреляных гильз в виде единого для обоих стволов экстрактора. Стволы снаружи украшены насечкой золотистого цвета и орнаментом.
Прицельные приспособления представляют собой мушку и целик. Мушка установлена у дульного среза на верхней межствольной планке. Целик выполнен в виде щитка с прорезью и размещен в верхней части колодки.
Цевье соединено с колодкой ружья шарнирным способом. Шарнир заканчивается металлическим хвостовиком, прикрепленным к деревянной части цевья с помощью двух винтов, головки которых имеют гравировку. В хвостовике цевья имеется прямоугольное отверстие для расположения в нем ушка ствольного блока. Именно на примере подобных ружей интересно изучать особенности конструкции нетрадиционных механизмов запирания охотничьего оружия.
После изобретения унитарного патрона и появления казнозарядных систем потребовалось обеспечить надежность запирания канала ствола. Зачастую поражает разнообразие конструкторских решений при разработке первых систем запирания. Данное ружье не стало исключением и тоже имеет весьма оригинальное устройство затвора.
Запирание ствольного блока осуществляется путем фиксации подствольного крюка в соответствующем отверстии колодки ружья. Она коленчатая, с небольшими выемками для передней части боковых замков «в шейку», смонтированных на замочных досках. Предназначена для фиксации ствольного блока в запертом положении и для соединения всех элементов ружья в одно целое. В колодке размещены запирающий, ударный и спусковой механизмы оружия.
Жесткое крепление стволов в колодке осуществляется с помощью специального ключа запирающего механизма. В запертом положении рычаг ключа располагается под цевьем. Чтобы открыть стволы, необходимо этот рычаг отвести вправо. При этом запорный элемент поворачивается в ствольной коробке и освобождает ствольный блок, который вместе с цевьем за счет шарнирного соединения «переламывается», обеспечивая доступ к патронникам столов.
Одновременно при открывании стволов экстрактор выдвигает стреляные гильзы. Чтобы отделить ствольный блок от колодки ружья, необходимо извлечь поперечную фиксирующую защелку из цевья, затем открыть ружье и извлечь стволы. Ствольная коробка имеет сверху длинный стрельчатый хвостовик, усиливающий шейку ложа. Хвостовик крепится к прикладу с помощью двух винтов.
Колодка имеет гравировку в виде растительного орнамента, изображения дичи с левой и с правой стороны.
На боковых поверхностях колодки размещены ударные замки с открытым расположением курков. Брандтрубки расположены под острым углом к поверхности капсюля — примерно 45 градусов. Замочные доски удлиненные, каплевидной формы, отличаются от привычных глазу замочных досок современных классических замков.
И замочные доски, и спицы курков покрыты гравировкой в виде растительного орнамента. На левой замочной доске имеется изображение лисицы, на правой — косули. В нижней части замочных досок мастер, производивший художественное оформление оружия, оставил свою маркировку. На правой замочной доске стоят фамилия и инициалы: I.B. KUCHENREUTER, на левой — название места, где работал мастер: IN REGENSBURG.
Спусковой механизм оружия выполнен в виде двух спусковых крючков: правого (переднего) и левого (заднего), каждый из которых приводит в действие ударно-спусковой механизм правого и левого стволов соответственно. Форма спусковой скобы крайне необычная: передняя ее часть существенно изогнута. Поверхность спусковой скобы покрыта гравировкой.
Приклад ружья имеет массивный выступ с левой стороны под щеку. В нижней части приклада установлена задняя антабка. Затыльник приклада металлический, в верхней части украшен гравировкой в виде растительного орнамента. Позади спусковой скобы в нижней части шейки ложи установлен фигурный элемент, благодаря которому шейка приняла полупистолетную форму.
Деревянные части оружия украшены резьбой. Цевье по бокам и передняя часть ключа также покрыты резьбой в виде ромбического рифления. На правой стороне приклада у затыльника имеется гравировка, изображающая сцену охоты. Нижняя часть приклада украшена гравировкой из растительного орнамента, поверхность углубленной части рисунка покрыта ромбовидной насечкой. О красоте гравировки можно писать много, но передать изящество рисунков и орнамента не хватит слов, а фотографий недостаточно.
Безусловно, гравировка и резьба не являются основными показателями качества охотничьего оружия. Но прекрасный декор в совокупности с удобством при стрельбе и баллистическими характеристиками составляют комплекс признаков, характерных для оружия высокого класса. Если же оно имеет еще и оригинальную конструкцию, необычную историю и сделано рукой великого мастера, то его ценность возрастает многократно.
С тех пор как существует человек, оружие в том или ином виде играет важную роль в его жизни. Художественно сделанные ружья во все времена высоко ценились и порой были подтверждением причастности к элитарному кругу.
В настоящее время страсти вокруг старинного охотничьего оружия, выполненного руками великих мастеров-оружейников, не утихают. Это не только ностальгия по старым добрым временам, но и желание прикоснуться к великой истории, сделать выгодное вложение средств в предметы антиквариата.
Комментарии (4)
Юрий Александров
Затвор Лефоше, ничего уникального здесь нет. Ружья с такой системой запирания встречаются довольно часто. Вот, что-то бойков не видно? И конечно о прочности дамаска, здесь явно преувеличено. Да и сам рисунок, показывает, насколько можно определить, дамаск не высшего качества. Типичное "разрисованное" немецкое ружье, чем славились мастера Германии и Австрии.
Борис Лапутько
Согласен с замечанием Юрия Александрова по поводу дамаска.Вот несколько строк по данному вопросу из книги известного оружиеведа В.Е.Маркевича - "Долговечность охотничьего ружья". "Лучшими считались бельгийские дамаски,которых имеется много сортов.К концу 19-го столетия была выпущена специальная ствольная сталь, которая превзошла дамаск во всех отношениях, за исключением красивой внешности." Для примера приведу всего два сравнения(из этой же книги) по двум показателям:"предел упругости" и "предел прочности"(кг/кв.мм).Для дамаска "букетного" и отечественной ствольной стали - 50А.Указанные показатели,соответственно,следующие:36,90 и 48,95 против 55 и 95.Как видим ствольная сталь намного превосходит по прочностным характеристикам лучший дамаск.
Борис Лапутько
Забыл спросить. Почему "КухенрОйтер"?Может всё-таки правильнее привычное,укоренившееся - "КухенрЕйтер".
Юрий Александров
Впечатление от статьи, что она написана не охотником или оружиеведом, а музейным работником.