И сегодня именно эти цели двигают научно-технический прогресс, без них просто не существовало бы самого понятия — «развитие цивилизации».
Одним из направлений повышения огневой мощи оружия всегда было и остается увеличение количества стволов. Этот принцип кажется сегодня безнадежно устаревшим, но только на первый и самый поверхностный взгляд. Такой «анахронизм», как охотничьи двустволки, до сих пор является самым массовым и востребованным охотничьим оружием. Для многих охотников и в наши дни пределом желаний является качественный «тройник» или комбинированное ружье, которые, помимо «многоствольности», реализуют и еще одно направлении в эволюции оружия — «универсальность», возможность без смены ствола или ствольного блока использовать патроны не просто разных калибров, а порой совершенно разных систем и классов.
Когда же впервые появилось многоствольное оружие? Фактически системы такого класса были созданы еще в «доогнестрельную эпоху», известны метательные устройства, позволяющие одновременно использовать несколько снарядов или стрел. Конечно, в своей основе это были военные штурмовые системы нападения и оборонительные комплексы. На охоте родственники этих некогда грозных боевых машин практически не использовались, за исключением различных типов самострелов, получивших широкое распространение.
С появлением огнестрельного оружия задача сделать одновременный залп решилась очень просто: на деревянном брусе закрепили несколько стволов и совместили их примитивную систему воспламенения. Но опять-таки — это оружие не могло быть напрямую использовано на охоте. Масса и габариты его были сходны с небольшими артиллерийскими орудиями. Развитие металлургии и обрабатывающего производства позволило лишь к концу средневековья получить многоствольные охотничьи ружья, которые можно было уже считать полноценным ручным оружием и с которым было посильно управляться одному человеку.
К началу ХIХ века многоствольное оружие уже морально устарело, револьверные системы фактически «взорвали» оружейный мир того времени. С самого начала 1800-х годов кремневые, а затем и капсюльные револьверные ружья начали активно пополнять арсеналы охотников. С 1850-х годов им на смену пришло подобное же оружие, но уже под унитарные патроны. Сначала это были системы под шпилечный патрон Лефоше, а затем и под более привычные современным охотникам боеприпасы кольцевого и центрального боя.
У револьверных систем было множество преимуществ, основными из которых, несомненно, являлась более низкая масса, по сравнению с многоствольными с аналогичным количеством зарядов, и гораздо более удобное заряжание. Но были у них и серьезные недостатки — ненадежная механика поворота барабана и прорыв газов. И конечно же, из такого оружия нельзя было произвести единовременного залпа с использованием всех зарядов сразу.
Возникает вполне законный вопрос, а зачем нужен был такой залп? «Залповое оружие» было востребовано на флоте — в те далекие времена были еще нередки абордажи и подавления бунтов корабельных команд. В тесном пространстве кораблей залпы из стрелкового оружия иногда могли решить исход боя. Такое же оружие было важно и для самообороны, по дорогам даже вполне цивилизованной Европы передвигаться обеспеченному путнику было не всегда безопасно. Но вот для чего оно было нужно на охотах?
До сих пор многие охотники используют единовременные выстрелы из стволов «двустволок» — дуплеты, и это несмотря на то, что производители практически всех современных ружей категорически не рекомендуют такую стрельбу. Во времена дымного пороха характеристики выстрела были существенно ниже, использование нескольких стволов позволяло помимо всего прочего получить большую энергетику, которая была очень важна, особенно при охоте на крупную дичь.
Европейское охотничье многоствольное оружие, как правило, представляет собой спаянный ствольный блок и систему воспламенения, позволяющую инициировать заряды в нескольких стволах единовременно. Часто встречаются многоствольные ружья револьверного типа, где ствольный блок вращается, и заряды возможно инициировать попеременно.
Но, несомненно, одними из интереснейших залповых систем являются американские. Большое количество квалифицированных рабочих и инженеров эмигрировали в США, и эта ситуация позволила к XIX веку сформировать там передовую обрабатывающую промышленность.
Шедевром американского оружейного производства 1830–1840-х годов можно назвать очень оригинальную семизарядную систему, заряжающуюся с дульной части. Эта система одноствольная, но… ствол имеет семь нарезных каналов! Все технические новинки на тот исторический период воплощены в этом ружье — односпусковой УСМ, регулируемый обратный французский шнеллер, ударные-капсюльные замки. Эргономика ложи позволяет осуществлять очень удобную вкладку. Форма приклада традиционная американская, подобные приклады устанавливались и на спортивном оружии, и на знаменитых винтовках Kentucky.
Один ствол, семь каналов, два капсюльных замка, два затравочных стержня, один спуск — как же такое может работать? Система воспламенения зарядов в каналах ствола совмещенная по схеме 3-4.То есть один курок, ударяя по надетому на затравочный стержень капсюлю, воспламеняет заряды в трех каналах ствола, а второй — в четырех. Курки замков взводятся вручную, спускаются нажатием на спусковой крючок попеременно. Правильнее было бы назвать такое ружье «двузалповым».
Судя по небольшому калибру ружья, всего лишь 9 мм, и нарезам в каналах ствола, его бой достаточно точен. То есть залпы тремя или четырьмя пулями поражают практически одну точку. Такая точность имеет смысл при охоте на зверя, энергия, отдаваемая пулей, увеличивается в соответствующее количество раз. Незначительно меняя навеску в разных каналах ствола, можно добиться разлета пуль и тем самым получить аналог действия разлетающейся крупной картечи, что также может быть полезно на зверовых охотах. Подобное оружие в руках опытного охотника действительно может быть универсальным, комбинация зарядов и непосредственно заряженных стволов позволяет приспособить ружье для очень широкого диапазона охот. Несомненно, заряжание ружья достаточно трудоемко, но в эпоху дульнозарядного оружия таковыми были все системы.
У этого ружья есть два огромных недостатка: ощутимый вес — ствол представляет собой массивный стальной цилиндр длиной 427 мм и диаметром 40 мм с семью сквозными отверстиями малого калибра, и, несомненно, весьма немалая цена ─ оружие было очень дорого даже в условиях передового американского производства. Все это не дало стать «многоканальным» системам массовыми. Эти минусы дали сегодня неожиданный плюс — несмотря на то что таких ружей дошло до наших дней буквально единицы, они сохранились в отличном состоянии, их банально берегли и использовали для стрельбы очень редко.
Что интересно, описанные залповые системы явились предтечей знаменитых митральез. Но уже эти устройства имели сугубо военное назначение и представляли собой тупиковую ветвь развития артиллерии. Когда появились первые унитарные патроны, французы решили отказаться от орудийной картечи. Была создана многоствольная система, помещенная на лафете и заряжаемая винтовочными патронами, позволяющая осуществлять залп, чем-то сходный по характеристикам с картечным. Вскоре такие системы были вытеснены более удобными картечницами и… впоследствии пулеметами.
Сейчас «залповое» оружие незаслуженно забыто, современные технологии, новые конструкционные материалы могли бы дать новое дыхание «многостволкам», решив самую главную их проблему — избыточный вес. И быть может, как и в давние времена, современный охотник сможет использовать для уверенного поражения цели несколько патронов одновременно.
Комментарии (3)
М Шурганов
это для промысловиков, а не охотников...
1 ответ
Aleks Jarkovoj
Никогда и никем такое оружие быть востребованным не будет и может рассматриваться лишь как пример эволюции к многострельности.
Филипп Стогов
Не забыто, а массово не востребовано и спросом и не пользуется. Испанцы делают двухстволку- горизонталку под патрон то ли 76 мм, то ли 89 мм (запамятовал), при нажатии на левый спуск стреляют одновременно два ствола. О впечатлениях о стрельбе из такой "гусятницы" (была статья в ох. периодике) поделился горемыка-владелец. Суть отзыва такова: гусей не было, стрельнул по луже, дабы проверить кучность, ружье улетело в одну сторону, владелец в другую, напарник ржал как лошадь. С тех пор он боится случайно нажать на левый спуск, о целенаправленном нажатии и речи нет.