Изображение Дриллинг — трехствольное ружье
Изображение Дриллинг — трехствольное ружье

Дриллинг — трехствольное ружье

Еще в средние века город Зуль снискал славу города оружейников. Из рук его мастеров выходили ружья, высокохудожественно оформленные и превосходного качества. Первое трехствольное ружье (дриллинг) было запатентовано в 1878 году Петером Оберхаммером.

Он был влюблен в свое детище и других ружей на охоте не признавал. В Европе были и другие фирмы, производящие трехстволки. Пытались их производить и в США, но такое ружье там не прижилось. Менталитет другой у американских охотников.


Братья Меркель в 1898 году основали свою фирму Merkel. Им удалось эффективно соединить станочное производство с ручным трудом. Их продукция пользовалась большим спросом. Ассортимент ружей фирмы Merkel был весьма разнообразен. Фирма выделывала двуствольные горизонталки с внутренними курками, бокфлинты и дриллинги.
Тройники появились и в России.


С. Бутурлин признавал, что с хорошим тройником охотник становился хозяином всего сущего. Тройник еще называли ружьем лесника. Настолько оно подходило для всех случаев на охоте.
Немцы не были бы немцами, если бы ограничились применением дриллингов в простом понимании: вышел из дому, свистнул собаку и пошел себе в лес на охоту. Этим ружьям, как оружию выживания, командование Luftwaffe нашло применение в годы Второй Мировой войны в Северной Африке. Так как боевые действия велись в условиях дикой природы, то в случае вынужденной или аварийной посадки самолета надо было обеспечить возможность летчикам защищаться от диких хищных зверей, а также добывать дичь мелких и средних размеров для пропитания.


А вот если самолет был сбит в бою, удавалось ли пилотам, выбросившись с парашютом, захватить с собой тройник? Об этом история умалчивает. Каждый экипаж снабжался оружием выживания, в качестве которого был выбран дриллинг «Sauer М30». Ружье было разработано еще в 1930 году компанией YP Sauer & Sohn. Это было универсальное ружье, предлагавшееся охотникам в различных комбинациях гладких и нарезных стволов. Ружье было оснащено внутренними курками с замком типа «Блитц». Управление стрельбой осуществлялось двумя спусковыми крючками.


Задний спуск позволял вести стрельбу из левого гладкого ствола, передний обеспечивал стрельбу из правого гладкого и нарезного путем переключателя, находящегося на шейке приклада. Ружье было оснащено шнеллером. При переключении селектора на нарезной ствол автоматически поднимался подпружиненный целик, пристрелянный на дистанцию 100 м. Командование таких комплектов закупило 2500 шт. Оружие выживания хранилось в алюминиевом кофре на борту самолета, масса кофра составляла 15 кг. Два верхних ствола ружья были гладкие, калибра 12/65, а нижний нарезной — 9,3х74R. Длина стволов 650 мм, масса незаряженного ружья — 3,4 кг. Боекомплект состоял из 20 патронов с пулей «Бреннеке», 25 дробовых и 20 патронов с полуоболочечной пулей для нарезного ствола.


Из опыта эксплуатации ружья

Перед Новым годом я получил задание редакции взять интервью у одного известного адвоката, охотника, владельца пяти трехствольных ружей — дриллинг. С интервью что-то не срослось. А собранный материал мне показался интересным, и я решил об этих ружьях рассказать читателям «Российской охотничьей газеты».


В 1962 году к ружью ИЖ-58 16/70 я прикупил трехствольное ружье у начальника разведки нашего полка за три лейтенантских получки. Он с фронта привез эту трехстволку и пятизарядку Browning Auto-5. Когда бывали на охоте, я всегда крутился около него как верный оруженосец, предлагая то поднести оружие, то тяжелый вещмешок, не забывая при этом приложиться из этих ружей. Он ко мне относился по-отечески, видимо, ценя мою любознательность, простоту в общении и готовность всегда оказать помощь. Со здоровьем у него становилось все хуже, сказывались фронтовые ранения, и он был уволен со службы. Однажды при встрече он предложил купить трехстволку с тридцатью винтовочными патронами к ней. Я просил продать мне Browning Аuto-5, но он отказался, сказав, что оставит себе на память. У моего приобретения гладкие стволы оказались калибра 16/65, а нижний нарезной, его калибр я сейчас и не вспомню. Помню, что патроны к нему были длиннее, чем наши винтовочные. Опробовал нарезной ствол по вчетверо сложенной газете на 100 м. Результатом остался доволен. Меня ограниченное количество патронов к нарезному стволу как-то первое время не напрягало. Я мечтал стрелять лосей. В те годы мы на них часто охотились. Однажды на охоте мне пришлось истратить по лосю 5 патронов для нижнего ствола! Все попадания были по брюху животного. Мясо, конечно, понимаете. Мне кто-то в шутку напомнил басню Крылова, как крестьянин упрекнул работника Степана, мол, «чему обрадовался сдуру, знай, колет, всю испортил шкуру».


Но я больше всего расстроился своему расточительству и на последующие охоты более двух патронов не брал. Выдержка, точность в прицеливании, стрельба только по месту позволяли обходиться одним патроном. Я влюбился в свое приобретение и охотился только с ним. Ружье было красиво исполнено, приклад из темного ореха со «щечкой» и очень прикладистое. Так как бой гладких стволов не уступал ИЖ-58, то я избавился от ИЖа. Память до сих пор хранит много интересных охот по птице и лосю. От меня на лосиных охотах товарищи по команде требовали: «Ты, Витька, старайся стрелять в шею или в голову. Помнишь, что ты сделал с лосем, всадив ему в брюхо пули?»


Но все когда-то кончается. В 1965 году я поступил в академию и готовился к отъезду. Старшие товарищи посоветовали трехстволку в Москву не везти. Нарезной ствол тогда для любительской охоты был под запретом. А тут еще увлекся стендовой стрельбой, и с трехстволкой пришлось расстаться. Надо признать, для того чтобы охота была успешной в любых регионах, особенно в восточных областях России, необходимо иметь такое оружие, которое обеспечит этот успех. И таким оружием является трехствольное ружье — дриллинг.


Мой несостоявшийся интервьюер со своими дриллингами в России охотится на любую дичь, разрешенную к отстрелу. Глубокой осенью патроном малого калибра добывает тетеревов, глухарей, лисиц и косуль, мощным патроном 9,3х74R лосей, изюбрей и кабанов. Сегодня фирма Merkel производит тройники со всеми возможными комбинациями расположения стволов. Калибры гладких стволов 12-й, 16-й и 20/76, а нарезные от калибра 5,6 до 9,3 мм. Например, в конструкции моделей Merkel 96 используется трехзамковая система с независимым взводом на нарезной ствол, взвод замков происходит при открывании ружья. Буква L в названии модели означает использование легкой ствольной коробки для 28-го калибра. В 1963 году дриллинг фирмы Merkel в дар получил первый космонавт Ю.А. Гагарин. Интересные наблюдения высказал и наш современник А.М. Блюм, который прошагал с тройником многие километры по охотничьим тропам. Он говорит, что при охоте на берлоге тройник обладает всеми преимуществами двуствольного ружья и плюс еще нарезной ствол под мощный 9 мм патрон. А кому приходилось добирать раненого медведя, лося и кабана, то лучшего оружия, чем тройник, и не пожелаешь. В этом случае у охотника в руках довольно мощное скорострельное и надежное оружие.


В последние годы у наших охотников все больший интерес приобретают охотничьи и рыболовные туры в малонаселенные регионы России. В этих путешествиях тройник будет наиболее универсальным оружием. Преимущества тройника можно выразить так:
— меньше шума при перезаряжании;
— повторные прицельные выстрелы происходят быстрее. Если под скорострельностью понимают не просто выпустить патроны из магазина, а произвести выстрелы по месту;
— отсутствие неожиданностей с подачей патрона;
— лучше баланс и посадистость ружья;
— меньше выступающих деталей, способных цепляться за одежду и кусты;
— меньшая общая длина ружья (при длине стволов 600—650 мм).


Некоторые охотники к недостатку такого ружья относят возможность «заблудиться» в спусках в экстремальных условиях. Что на это можно сказать? Только мастерское владение ружьем поможет уйти от роковой путаницы в спусковых крючках. Нужна тренировка и еще раз тренировка. Я своей трехстволкой овладел за полгода. На дистанциях менее 100 м стрелял по прицельной планке, не поднимая целик. Кое-кого не устраивает, что нет возможности произвести точный выстрел из нарезного ствола на дистанциях свыше 100 м без оптического прицела. Следует иметь в виду, это не винтовка для участия в соревнованиях (варминтинг) по отстрелу сурков. Главное достоинство этого ружья — оно привычно для охотника и ему нет необходимости перестраиваться в стрельбе из гладкоствольного ружья на винтовку или карабин. Не зря же тройник называли оружием лесника. А ружье-то интересное.

Что еще почитать