Королевстве Югославия охотничье оружие серийно производил только частный «Оружейно-патронный завод А.Д.» в г. Ужице (ФОМУ). После Второй мировой войны «ФОМУ» становится государственным военным патронным заводом «Первый партизан» (ППУ), и с того времени его продукцией являлись исключительно боеприпасы. Это явилось причиной того, что с 1945 по 1953 гг. в Федеративной Народной Республике Югославии никто вообще не производил оружие для охоты.
В 1950 г. предприятие «Црвена Застава» («Красный Флаг», ранее Военно-технический завод) в г. Крагуевац начинает по военным заказам производить пятизарядные винтовки системы Маузера обр. 1948 г. под стандартный «маузеровский» патрон 7,92х57 мм. В 1952 г. Управление пехотных вооружений и тактики объявляет конкурс на создание снайперской винтовки для Югославской Народной Армии. И в начале марта 1953 г. на основе обр. 1948А (модифицированный обр. 1948 г.) завод в Крагуеваце изготавливает опытную серию из 4618 снайперских винтовок, получивших
наименование обр. 1953 г.
Основные баллистические характеристики снайперских винтовок соответствовали показателям валовых образцов. На самом деле именно таковыми они и были, из «вала» выбирали винтовки, показавшие наилучшие результаты стрельбы. Вскоре новое оружие стали изготавливать на специальной линии с улучшенным качеством обработки канала ствола и уменьшенными допусками.
Большой проблемой явился выбор снайперского прицела. Югославы обратились к советскому опыту, тем более что в 1947 г. СССР поставил югославской армии 4580 штук снайперских винтовок калибра 7,62-мм обр. 1891/30 гг. (система Мосина) с оптическим прицелом ПУ (прицел укороченный).
Прицел ПУ был рассчитан на дальность стрельбы до 1300 м (под патрон 7,62x54R), и его градуировка делений не соответствовала баллистике патрона 7,92х57 мм. Было решено начать производство своих прицелов на заводе по изготовлению оптических средств «ТОС» в г. Любляна. Таким прицелом стал ОН-52 (оптический прицел № 1 обр. 1952 г.) — фактически копия советского ПУ, адаптированная под патрон 7,92х57 мм. ОН-52 имел 3,5-кратное увеличение, длину 171 мм, вес 325 г, оптические элементы прицела имели антибликовое покрытие. Рассчитан прицел был на дальности стрельбы до 1000 м.
На заводе в г. Крагуевац основание советского кронштейна к прицелу ПУ (их снимали с винтовок обр. 1891/30 гг.) крепили к левой стороне ствольной коробки «Маузеров». Причем кронштейн за счет приваренных шаровой выточки и выступа становился несъемным.
Полигонные испытания снайперской винтовки проходили в период с 5 апреля по 15 мая 1953 г. Комиссия, проводившая испытания, пришла к выводу, что это оружие не соответствует требованиям, предъявляемым к военному, и его дальнейшее производство нецелесообразно. Этот момент можно считать началом возрождения отрасли охотничьего оружия в Югославии.
Почему же так получилось? Дело в том, что совпали два события — отказ от винтовки военных и заказ государственных казенных лесных предприятий министерства лесного хозяйства Республики Босния и Герцеговина на заводе «Црвена Застава» на разработку и изготовление 99 «охотничьих карабинов».
То есть впервые в послевоенной Югославии был востребован именно «охотничий карабин». На заводе поступили достаточно оригинально, выбрали 99 штук из числа снайперских винтовок, переделали их и послали в Боснию и Герцеговину. Переделка сводилась исключительно к облегчению винтовки: удалили ствольную накладку, ложевые кольца и наконечник, со ствольной коробки демонтировали кронштейн оптического прицела, укоротили цевье. Эти карабины очень понравились заказчику, и в следующем году лесные предприятия увеличили заказ до 129 штук.
Сегодня оптический прицел является непременным атрибутом нарезного оружия, но в те годы таких обязательных требований не предъявляли. Отказ от «оптики» был стратегической ошибкой югославских оружейников.
Сокращение заказов министерства обороны на стрелковое оружие вынудило оружейный завод в г. Крагуевац организовать работу по перепрофилированию производственных линий, выпускавших армейские изделия, на гражданскую продукцию. Руководство завода понимало, что «охотничий карабин» лесных предприятий можно успешно продавать и на гражданском рынке. И в 1956 г. было начато серийное производство этого карабина под названием «обр. 1956 г.».
В начале 1960-х гг. на заводе провели анализ мирового рынка охотничьего оружия, определили перспективную экспортную номенклатуру гражданского оружия под патрон 8x57JS (7,92х57 мм) и иные коммерческие боеприпасы. И вскоре было начато серийное производство охотничьих карабинов (ЛК) обр. 1962 г. и 1962/64 гг. (LK-62, LK-62/64).
Штамповка магазинной коробки со спусковой скобой и нижней крышки магазина из стального листа, принятая в армейской модели, заменялась фрезерованием из цельной поковки. Вводилась защелка магазина в виде кнопки, теперь не требовалось, как ранее, для отжима фиксатора крышки магазина давить на него носиком патрона. Армейский секторный прицел был заменен прицелом с постоянным целиком на 100 м и двумя перекидными щитиками, один из которых был расчитан на 200 м, а другой был в виде рамки и с передвижным хомутиком и мог использоваться на переменные дальности до 500 м. Флажковый предохранитель остался армейского типа на соединительной муфте. На карабинах с предустановленной уже современной базой для крепления оптического прицела предохранитель перенесли на правую заднюю часть ствольной коробки.
Появились варианты карабинов обр. 1962-го и 1962/1964 гг. со шнеллерным спуском.
Ствольная коробка и затвор по-прежнему были армейского образца 1948 г., из-за этого возможность разработки модификаций винтовки под разные патроны была ограничена боеприпасами длиной до 80 мм (8x57JS, 7x57 мм, 6,5x57 мм, .308 Winchester, .243 Winchester). Это явилось причиной разработки конструкторами завода Джурдже Матичем, Миланом Иличем, Миланом Чиричем и Родолюбом Матковичем трех новых моделей: — «охотничий карабин короткий обр. 1967 г.» (LKK-67, практически копия LK-62/64) со старой ствольной коробкой под патроны 8x67JS, 7x57 мм, 6,5x57 мм, .308 Win, .243 Win, 6 мм и .22-250;
— «охотничий карабин длинный обр. 1967 г.» (LКD-67), с новыми ствольной и магазинной коробками длиной — под патроны 7x64 мм, .270 Win. и .30-06 Springfield;
— «охотничий карабин Магнум обр. 1967 г.» (LКМ-67) под патроны .300 Win. Mag, .264 Win. Mag. и 7 мм Remington Magnum.
У обр. 1967 г. предохранитель был расположен на правой задней части ствольной коробки, а защелка магазина — внутри спусковой скобы, в передней ее части.
Производство фактически одного и того же карабина в трех модификациях оказалось слишком дорогим и сложным. Кроме того, в 1968 г. Управление пехотных вооружений и тактики снова объявило конкурс на создание снайперской винтовки. Задачи по совершенствованию охотничьего оружия и созданию снайперской винтовки решались фактически одновременно конструкторским бюро «Црвена Застава» под руководством главных конструкторов Милутина Миливоевича и Милоша Остоича.
Вскоре появилась новая пятизарядная снайперская винтовка обр. 1969 г. Эта винтовка также была спроектирована под патрон 7,92х57 мм, и, в отличие от своей предшественницы, она была разработана на базе немецкого «Маузера» обр. 1898 г. Ударно-спусковой механизм винтовки был бесшнеллерный, сила нажатия спускового крючка до 24,5 Н. Боевая скорострельность 8 выстр./мин. На винтовке секторный прицел был расположен на стволе перед ствольной коробкой. Этот прицел был расчитан на дальности до 2000 м. Винтовка оснащалась 4-кратным оптическим прицелом № 2 обр. 1969 г. (ON-2 M1969) производства Оптико-инструментального завода «Зрак» в г. Сараево. В качестве прототипа были использованы советские прицелы ПЕ и ПСО-1. Прицел был снабжен дальномерными сетками, позволяющими производить ориентировочную оценку расстояния до обьекта (высотой 1,75 м). Он, как и его предшественник 1953 г., был расчитан на дальности до 1 км. Моноблочный кронштейн прицела устанавливался на направляющих, расположенных на верхней поверхности ствольной коробки.
Югославия не могла позволить такой роскоши, чтобы не использовать перспективные разработки для создания охотничьего оружия. Тем более что оно было широко востребовано уже не только у себя на родине, но и в мире. На следующий год было начато производство нового охотничьего карабина обр. 1970 г. (LK-70 Mark X). Карабин сохранил основные конструктивные решения, появившиеся в снайперской винтовке обр. 1969 г. Основными отличиями являлись размеры нижнего окна ствольной коробки и размеры магазинной коробки. Емкость магазина была переменна: от 3-х до 5 патронов в зависимости от калибра.
Ударно-спусковой механизм был разных типов: обычный, со шнеллером, или с полностью регулируемым спусковым крючком (обр. 1985 г). На стволе перед ствольной коробкой располагались откидной прицел и крепление под оптику типа «ласточкин хвост».
Карабины обр. 1970 г. быстро завоевали международный рынок. Они успешно продавались в США, СССР, Германии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Австралии, Дании, Швеции, Новой Зеландии и других странах.
Можно сказать, что появление охотничьего оружия в Югославии связано с талантливыми конструкторами, которые не просто скопировали армейское оружие, а творчески его переработали. Причем постоянно велась работа над новыми образцами, использовалась широкая гамма боеприпасов. Именно этим объясняется огромная популярность продукции «Црвена Застава» у профессиональных охотников. Сегодня слово «Застава» стало символом уже сербской оружейной промышленности, известным во всем мире.
Комментарии (1)
сергей скиба
6 год пользую ВПО-106 с коробкой от Zastava Arms, кал. 308, сказать, что доволен-значит ничего не сказать. довольно надежный и простой в обслуживании механизм, рабочая лошадка во всех отношениях