Cнаряд, состоящий из свинца, заключенного в капсулу из меди, мельхиора или даже стали, обладал целым рядом преимуществ. Как оказалось, его можно было разгонять до огромных скоростей без риска срыва с нарезов, что улучшало настильность траектории и дальность стрельбы. Меньшая деформация при попадании в цель давала большую пробиваемость, а прочная пуля перестала деформироваться при переноске и заряжании оружия, что увеличивало точность.
С переходом на оболочечные пули калибры оружия стали меньше. Интересно, что вес пули остался прежним, изменилась ее геометрия: пуля стала длиннее. Большой вес при правильной форме и хорошей стабилизации дает возможность дольше сохранять высокую энергию, а следовательно, увеличивает дистанцию эффективной стрельбы.
Раз речь зашла о калибрах, давайте разберемся в их обозначении и разнообразии. До революции в России калибры обозначали линиями (отсюда, например, название «трехлинейная винтовка Мосина»). Одна линия соответствовала 2,54 мм, а значит, 3 линии — это 7,62 мм.
Позднее перешли на измерения в миллиметрах: 7,62, 5,45 или 9 мм. Но поскольку оружия с одним калибром было много, пришлось добавить вторую цифру, которая обозначала длину гильзы. Так, название патрона 7,62х39 говорит о том, что калибр оружия 7,62, а длина гильзы патрона 39 мм.
Тут уместно будет вспомнить о разных методиках измерения калибра. Советская, а следом за ней и российская школа измеряет калибр по расстоянию между нарезами, в то время как западная — по полям. В результате калибр 9 мм в немецком ружье по нашей классификации должен обозначаться как 8,8, а к немецкому патрону 7,92 очень близок наш винтовочный 7,62.
Английская традиция предписывает измерять калибры в сотых дюйма (0,0254 мм), отсюда берут начало «трехзначные» обозначения: 300, 375, 460 и так далее.
Американцы изначально измеряли в десятых дюйма, поэтому у них двузначные обозначения: 45-й, 38-й...
Сегодня, благодаря глобализации и заимствованиям, все перепуталось, и патроны обозначаются не по традициям какой-либо страны, а по названиям при создании, что правильно и логично.
Есть еще одна группа калибров с названиями, данными им при регистрации патентов. Например, в калибре 30-06 первая двузначная цифра (по американской традиции) означает калибр, вторая 1906 — год создания.
Или, к примеру, в таком обозначении, как 375 H&H, цифра 375 говорит о калибре в английской системе, а литеры H&H указывают на фирму Holland and Holland, разработавшую патрон и получившую регистрацию на него. Иногда калибр пишут просто в дюймах: .30 или .22.
Отдельная история — патроны вида 30-378 Weatherby. Weatherby — это фирма, разработавшая патрон, а 30 — калибр. Но при чем тут цифра 378? А она обозначает патрон-прародитель в этом конкретном случае: .378 Weatherby Magnum. То есть дульце гильзы было обжато с 9,6 мм до 7,62 мм, при этом гильза осталась такой, как у патрона .378 Weatherby. Результатом стал весьма горячий патрон для дальней и точной стрельбы.
Как интересный факт, можно отметить, что .300 — это 7,62 по нарезам, но диаметр пули будет .308; наш классический 7,62х54 в американском обозначении по диаметру пули должен быть .308, а он .311. Это связано с особенностями производства стволов (нарезы на наших винтовках глубже). Вот такая запутанная история.
Разобравшись с калибрами, кратко остановимся на типах пуль. В армейском арсенале все довольно просто.
FMG — это полностью оболочечная пуля, другие просто запрещены международной конвенцией для стрельбы по живой силе (не считая специальных, бронебойных, зажигательных, трассирующих и т.п.).
Для охотников типы пуль весьма разнообразны, и можно использовать практически все, кроме бронебойных и разрывных. Объясняется это просто. Главная цель пули в армейском оружии — вывести бойца из строя, и лучше даже не убить а ранить, тогда понадобится еще от двух до четырех человек, чтобы вынести его с поля боя, транспортировать в госпиталь, лечить и т.п.
Цель же охоты — положить дичь на месте максимально быстро, поэтому среди охотников наиболее востребованы экспансивные пули, пули с контролируемой экспансивностью, которых придумано множество.
Самые простые — с оголенным свинцовым сердечником. Они дешевы в изготовлении и надежны. Но экспансивность полуоболочечных пуль малопредсказуема и сильно зависит от скорости в момент попадания в цель, а мягкий свинцовый носик может деформироваться при досылании пуль в ствол, что снижает их точность.
Для борьбы с этими минусами придуманы экспансивные пули с отверстием, а не с выступающим свинцом. Они не деформируются при досылании, а в остальном такие же, как полуоболочечные.
Многие производители стали предлагать пули с контролируемой экспансивностью, которые одинаково раскрываются и обладают отличным останавливающим действием. Добиваются этого специальной конструкцией пули, которая несколько сложнее традиционной и, как следствии, дороже.
Самыми интересными, как мне кажется, являются пули с пластиковым носиком. Например, А-Max (фирма Hornady) имеют все преимущества полностью оболочечных пуль, но при этом контролируемую экспансивность. К сожалению, в последнее время они встречаются в магазинах редко и цены на них кусаются.
Нужно понимать, что сложность конструкции полуоболочечных пуль не позволяет получить от них точности пуль FMG (Full Metal Jacket), поэтому всегда приходится искать компромисс.
Какие патроны выбрать для охоты? Стоит ли использовать отечественные боеприпасы? Проблема в том, что отечественный «валовый» дешевый патрон, скажем так, не очень точен: нормальной для него считается кучность до 10 см на 100 м. Для развлекательной стрельбы он годится: дешев, надежен в работе, особенно в наших полуавтоматах. Но для охоты нужно подобрать что-то получше.
В последнее время появились качественные серии наших патронов, но цены на них приближаются к импортным. Санкции и растущий курс доллара меняют это соотношение, давая шанс нашим заводам занять нишу качественных боеприпасов. Посмотрим, что из этого выйдет.
После выхода статьи о южноафриканских патронах РМР в редакцию журнала стали приходить письма с просьбой рассказать, что происходит на рынке патронов для нарезного оружия. Вооружившись списком стандартных и редких калибров, я проехался по магазинам и могу констатировать, что проблем с нарезными патронами у нас нет, по крайней мере в Москве.
У крупных представителей рынка есть практически любые калибры. Но цена за один патрон редких или «африканских» калибров перевалила за 1000 рублей, и даже банальный отстрел в ОЛЛР обойдется владельцу в 3000 рублей по одним только патронам. И все же лучше так, чем ничего.
В продаже есть и Winchester, и Norma, и Federal, и Sako, причем в большом разнообразии калибров и пуль. Патроны этих марок примерно одинаковы по качеству и считаются хорошими для охотничьей стрельбы и тренировок. Цены на них примерно одинаковы и в московских магазинах колеблются от 190 до 300 рублей. Разные «магнумы» и экзотика стоят гораздо дороже.
Вторая группа боеприпасов — недорогие патроны с приемлемыми для охоты показателями, такие как РМР, Selier&Bellot. Первые малоизвестны у нас, да и в Европе не особо распространены, зато практически вытеснили другие, даже более дорогие марки в Африке. И думается, не зря, поскольку по соотношению цены и качества конкурентов у них нет. Цены на них сегодня в России колеблются от 100 до 200 рублей в зависимости от калибра, причем РМР немного дешевле (.308 от РМР будет дешевле аналогичного патрона от Selier&Bellot).
Третья группа патронов — назовем их валовыми — на нашем рынке представлена отечественными боеприпасами. К сожалению, среди них до сих пор не появилось «нормальных охотничьих патронов». Как и ранее, большинство боеприпасов имеют стальную гильзу, стальную, плакированную пулю крайне примитивной конструкции. Зато их цена радует — от 8 до 25 рублей за штуку, что, безусловно, ставит их вне конкуренции, особенно если вы имеете оружие с хромированным стволом.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что проблема с патронами для нарезного оружия явно прошла свой пик. Надеюсь, дальше будет еще лучше.
Комментарии (0)